Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт как объект исследования социальной и психологической науки.






Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Существует обыденное представление, что конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Представители ранних научных школ управления тоже считали, что конфликт — это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. Однако в настоящее время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях сотрудников не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Можно найти множество различных определений конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Социальный конфликт есть форма отношений между субъектами социального взаимодействия, детерминированная противоположностью их интересов.

Природа социального конфликта.

Причинами социального конфликта считаются: 1) материальные ресурсы; 2) жизненные установки; 3) властные полномочия; 4) статусно-ролевые различия в социальной структуре; 5) личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д.

Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы, и организации.

Конфликтное взаимодействие — это противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе социального конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности; такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Существует насильственная и ненасильственная формы столкновения в конфликте.

Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам.

В проблематике конфликтов используются следующие термины: «споры», «дебаты», «торги», «соперничество и контролируемые сражения», «косвенное и прямое насилие».

Позитивные функции конфликта:

1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы;

2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем;

3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации;

4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке;

5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию;

6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими;

7) может улучшить качество индивидуальной деятельности;

8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих;

9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими.

Негативные функции межличностных конфликтов:

1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;

2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов;

3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом;

4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала;

5) формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту;

6) могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов;

7) закрепляют в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем;

8) зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т. д.

 

3. Понятие и признаки конфликта: многообразие подходов и определений.

Конфликт — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

Признаки конфликта:

• наличие противоборствующих сторон;

• существование противоречия между ними, являющегося источником, причиной конфликта;

• осознание участниками конфликта противоположности своих целей, интересов, ценностей;

• активное столкновение сторон, конфликтное взаимодействие.

Ряд обязательных признаков конфликта:

1) биполярность (носитель противоречия) Подразумевается наличие в любом конфликте противостоящих тенденций.

2) активность, направленная на преодоление противоречия; Эта активность называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д.

3) субъектность (наличие носителей, выразителей конфликта) Этот признак подчеркивает «социальность» конфликта, делая его «человеческим явлением», отличая, например, от борьбы в животном мире.

Подходы:

Парсонс - конфликт - признак болезненного состояния общества. И его можно избежать. Важной проблемой функционирования современного общества Т. Парсонс считал проблему удержания общества в стабильном и гармоническом состоянии, достижение " абсолютного равновесия". Чтобы достичь социального равновесия, необходимо, во-первых, согласовать функционирование всех систем социального действия; во-вторых, удовлетворить потребности большинства членов общества; в-третьих, добиться эффективности социальной интеграции, социализации и социального контроля (структурализм).

Зиммель, Козер - конфликт полезен, выполняет позитивные функции (функционализм).

Дарендорф, Маркс - конфликт будет всегда и неизбежен. У Дарендорфа из-за того, что все хотят править, но мир устроен так, что люди делятся на правящих и управляемых. Управляемые могут свергнуть правящих, но тогда новые управляемый снова будут хотеть править и это бесконечный цикл. У Маркса - у него все построена на экономике, революция - тот еще конфликт - способ перехода от одной экономической формации к другой. И вечная борьба классов друг с другом, конечно, до наступления коммунизма.

Спенсер - тезис о всеобщности и универсальности конфликта. Спенсер утверждал, что борьба за выживание, конфликты между индивидами и группами способствуют равновесию в обществе, обеспечивают процесс общественного развития.

Конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.

Многообразие определений:

определение из заголовка, + эти два, и еще можно сказать, что представители разных теорий по разному определяли конфликт: как симптом социального неблагополучия, как естественное, положительное явление, ведущее к развитию и т.д.

Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. По Анцупову и Шепилову.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал