Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодинамическое направление в конфликтологии внутриличностных конфликтов (З.Фрейд, А. Лоудер, Э. Эриксон, Э. Фромм).






Фрейд. Он расширил понятие «психика», ввёл понятие «бессознательного». Сформулировал психологический аппарат: -сознательное; -предсознательное; - бессознательное. Ввел понятия: «эго» - я (сознательная часть личности, то, что осознаваемо человеком); «ид» - оно(древнейшая сфера, характеризует звериные инстинкты в человеке, который живёт по принципу удовлетворения «хочу-получаю», «суперэго» - сверх я (связано с социальными нормами и культурой, включает всё то, что можно взять под контроль. цензурная инстанция). Все они находятся в постоянном конфликте друг с другом, «я» согласовывает всё это. «оно». Инстинкты: -эрос (инстинкт жизни, характеризует сексуальные отношения); -танатос(инстинкт смерти, агрессия) - это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые появляются в бессознательных импульсах и реакциях. «Я» пытается связывать инстинкты с внешним миром, находится в поиске баланса между «оно» и «сверх я.

Фромм. Обращался к вопросам свободы человека и общества. «Анатомия человеческой деструктивности» - произведение, посвященное проблеме агрессивности как биологического и антропологического феномена. «Человеческая жизнь проходит под знаком противостояния: -между жизнью и смертью; -возможностей и способностей против того, что реализовано в человеке. Акт рождения – начальный этап самореализации; Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей, государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризированным голосом авторитета, а собственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность, требующим стать тем, кем он потенциально является). Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь к жизни и живому). Кроме этого Фромм выделил 2 типа агрессии: 1) Злокачественная, которая берет начало в развитии психики человека. Она является нездоровой и ненормальной. Присуща не всем, но если она есть, от нее надо избавляться. Она может проявляться в двух формах: садомазохизм и микрофилия – существо не способное существовать в жизни, стремится к власти и все и всех уничтожить. Агрессия: злокачественная берёт начало в психике человека. Формы злокачественной агрессии: -садомазохизм; -некрофилия. Некрофилия - любовь к смерти как таковой; некрофил не может строить нормальные отношения, стремится уничтожить жизнь, патологическое стремление к власти. Некрофилу свойственна самовлюблённость, страх перед другими людьми, страх жизни. Склонность к ксенофобии(нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному) и неофобии(навязчивый страх всего нового). У Садомазохистов Неспособность устанавливать новые человеческие отношения(если только «по-вертикали» -сильны/слабый). Ненависть к слабым и абсолютная преклонность перед сильными. Не может делать нестандартные выводы, живёт стереотипами. 1) Форма мазохизма- стремление подчиняться; 2) форма садизма – стремление подчинить; 3) форма деструктивности – стремление «разрушить мир, чтобы он не смог разрушить меня». Слабость собственного «я». Шизоидное расщепление личности, люди не в состоянии самостоятельно переживать свои действия. Доброкачественная. Характерно для всех, она позволяет бить в ответ на агрессию. мотивированная, самозащита. «Бегство от свободы»: -свобода «от»(низшая форма свободы); -свобода «для» (позитивная форма, то, что позволяет творить). В книге говорится, что люди боятся свободы, невозможности в ней развиваться. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между непреодолимой внутренней зависимостью и стремлением к свободе, конфликта, который имеет моральную подоплеку. Одна из главных потребностей человека – потребность в любви. Бессознательно носит как биологический, так и социальный характер. Конфликт между жизнью и смертью, Эрос и Танатос – основа человеческой психики. Биофилия и некрофилия.

Эрик Эриксон - Личность развивается от рождения до смерти; Личность развивается через последовательные этапы жизни, Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех. В развитии человека восемь стадий. В основе выделения стадий развития лежит то, что Эриксон называл эпигенетическим принципом. Это биологическая концепция, указывающая, что во всех живых организмах заложен некий «основной план», определяющий или, по меньшей мере, задающий условия для развития на всем протяжении жизни данного организма. Каждый жизненный этап завершается кризисом. Если он благополучно разрешается, у человек формируется позитивное качество (базальное доверие, автономия, инициатива и т.д.А если нет - негативное: недоверие, стыд и сомнение и т.д.)1) Доверие или недоверие (от рождения до 1 года) По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. 2) Автономия или стыд и сомнение (от 1 до 3 лет) Когда ребенку удается сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. 3) Инициатива или чувство вины (от 3 до 6 лет) Дети переносят исследовательскую активность за пределы собственного тела. Однако если их строго критикуют или наказывают, они часто чувствуют себя виноватыми за свои поступки. 4) Трудолюбие или чувство неполноценности (от 6 до 12 лет) Дети развивают многочисленные навыки.. Чувство «Я» значительно обогащается. Особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими. 5) Идентичность или смешение ролей (от 12 до 18 лет или старше) В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности. 6) Близость или изоляция (конец юности-начало зрелости) Близость Это способность отдать часть своей «души» другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. 7) генеративность или стагнация (период зрелости примерно 26-65). Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности. 8) Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше) Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то результатом является обретение им чувства целостности Эго..

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал