Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семейный анамнез
Средовые (социальные) факторы наиболее сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекционной работы. Факторы, способствующие аддиктивному поведению: искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями; блокировка потребностей в безопасности, самоутверждении, принадлежности, временной перспективе; отсутствие или искажение родительской модели поведения, с которой ребенок идентифицируется; наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом; отсутствие или избыток дисциплинарных техник; отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций. Типичные проблемы родителей данной когорты подростков: — стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте; — страх передачи ответственности подростку, слияние границ между «Я —другой»; — требование уважения к себе, отказ в этом подростку; — собственный эталон «взрослого поведения», навязываемый подростку; — проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем; — страх неизвестного; — неосознание основных прав личности ребенка; — стереотипное общение по типу «родитель — ребенок»; — стремление реализовать в ребенке собственные цели; — отсутствие в семье системы правил; — создание чувства вины за принесенные жертвы подростку. Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиантного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума. Контрольные вопросы 1. Что понимается под агрессией как формой поведения и агрессивностью как чертой личности? 2. Чем отличаются психоаналитический, отологический и би-хевиоральный подходы к объяснению происхождения агрессивного поведения? 3. Каковы социальные детерминанты агрессивного поведения? 4. Какова роль семьи, сверстников и медиасредств в научении агрессивному поведению? 5. Каковы психологические механизмы развития агрессивного поведения в детстве? 6. Что такое социализация агрессии? 7. По каким параметрам определяется степень агрессивных проявлений? 8. На чем построена стратегия и тактика психокоррекцион-ной работы с агрессивными детьми и подростками? 9. Почему суицидальное поведение относят к одной из разновидностей агрессии? 10. Какова тактика поведения психолога в случаях истинного и демонстративного суицидов? 11. В чем заключается психологическая сущность суицидального и аддиктивного поведения? 12. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддик-тивном поведении? Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях 1. Детская агрессивность: диагностика, профилактика и коррекция.1 2. Суицидальное поведение подростков: причины, факторы и условия. 3. Диагностика девиантного поведения: каузальный и симптоматический, деонтологический и онтологический подходы. 4. Психологическая характеристика аддиктивного поведения. 5. Наркомании и токсикомании у подростков, их психопрофилактика. Задания для самостоятельной работы 1. Разработайте технологию игровой коррекции одной из форм агрессивного поведения младших школьников (вербальная, физическая, косвенная агрессия, негативизм). 2. Дайте сравнительную характеристику личности подростков с различными типами суицидального поведения. Подготовьте на его основе сценарий кризисной помощи. 3. Используя метод клинического интервью С.А. Кулакова, проведите обследование подростка, склонного к аддиктивному поведению. Составьте его психологический портрет. Литература Абрумова А.Г., Бородин СВ. Суицидологические исследования в СССР //Актуальные проблемы суицида молодежи. М., 1981. Балакирев В. П. Отрицательные переживания у детей // Журнал практического психолога. 1996. № 1.С. 23. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М, 1991. Горская MB. Диагностика суицидального поведения // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 1. С 44-51. Кравцова Е.Е., Нурахонова Л.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. Минск, 1990. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. М., 1996. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1987. Лебединская КС, Райская ММ., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М., 1988. Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе: В4ч.М, 1996. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М, 1992. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карва-сарского. СПб., 1998. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
|