Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пострадавшими от насилия
Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д Наиболее используемыми являются следующие методики: 1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопати ческих проявлений. 2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик. 3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности. 4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Кинематический рисунок семьи», «Несуществующие животные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия. Показаниями к психологическому консультированию являются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение пострадавшего самим психологом. Первый вариант является наиболее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой проблемы и мотивации. В других случаях требуется дополнительная предварительная работа по снятию.тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит. Как и в других случаях, основным методом психологического консультирования является интервью. С помощью специальных вопросов и заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о теме взаимодействия к личности клиента, от достижения взаимопонимания к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы. Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценочное отношение. Часто эти результаты достигаются через различные варианты слушания клиента (Т. Гордон): 1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам. 2 Реакция подтверждения, признания услышанного. Осуществляется с помощью вербальных реплик и невербальных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмурирование и др). 3. «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания. 4. Активное слушание, в ходе которого с помощью перефразирования услышанного психолог уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента. 5. «Отражение чувств» — метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапевтом К. Роджерсом. При его использовании психолог становится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализовать и тем самым содействует эмоциональному отреагированию. 6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социально-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме. 7. Интерпретация. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Человек открывает для себя альтернативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения консультируемого. 8. Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания. 9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить нынешние чувства собеседника. Высказывания психолога построены на «Я-предложениях». 10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия. Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия. 11. Логическая последовательность. Психологом объясняются последствия его мышления и поведения: «Если то... то». Метод дает возможность для рефлексий своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей рефлексивного поведения и принятия самостоятельных решений. 12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами. 13. Резюме, используемое в конце консультативной беседы для суммирования суждений психолога и выводов клиента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь. Целесообразно использовать в работе с подростками, пострадавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм психологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает анонимность, искренность, снимает страх унижения и различных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих молодежную субкультуру и специально подготовленных к работе на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона доверия» состоит в помощи подростку в идентификации проблемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон личности обратившегося за помощью с целью повышения уровня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, которые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.
|