![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия: форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия (В.С. Степин).
Возможные определения философии а) особая сфера интеллектуальной практики; б) форма мировоззрения; а) знание о мире и человеке и отношении человека к миру; б) комплекс принципов и всеобщий метод познания. Этика – практическая философия, наука о морали, особая философская дисциплина. Исток философии − нерасчленимое единство мифологии, религии и философии в рамках архаического мифологического сознания.
Религия: форма общественного сознания и общественной практики, развитые типы которой в большинстве случаев опираются на систему культа (культов) и передачу специфического (религиозного) опыта, основанного на актуализации глубинных переживаний перинатального и трансперсонального уровней.
Мифология: форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних этапов развития общества и познания мира и ориентированный на преодоление фундаментальных антиномий человеческого существования, на гармонизацию общества, природы и личности. Мифологическое сознание, «первичный» и «вторичный» (в том числе политический) мифы. Синкретичность первобытного мышления, слитность рационального и эмоционального в мифологическом сознании; соотношение мифа и ритуала. Соотношение мифологии и религии. Включение религией как тотальности ритуала, так и присущей мифу функции гармонизации психики и коллективного сознания. Связь философии с мифологией и религией: от гармонии мифологической целостности − к целостности религиозного сознания и идеалу дискурсивно-логической непротиворечивости. Мифология, религия и философия как система «сообщающихся сосудов».
Четыре главные интеллектуальные традиции, соответствующие крупнейшим мировым цивилизационным комплексам: западная, индийская, мусульманская дальневосточная (с китайской в качестве ядра) Основание для параллелей между китайской философией, западной схоластикой, мусульманской и индийской философскими традициями: наличие канонических текстов в качестве мировоззренческой опоры традиционного философствования и роль экзегезы в философствовании. Канон как воплощение образцов должной мысли, истинного чувства и совершенного действия, источник мудрости и творческого вдохновения для всех эпох. Роль канонических писаний в формировании цивилизационной культурно-мировоззренческой и теоретической специфики.
Общие черты политико-правовой идеологии государств Древнего Востока: 1) прикладной характер теоретизирования (описание механизма действия власти); 2) отождествление власти правителя и власти государства, сакрализация гос. власти (ее религ. санкция); 3) этизация политико-правовых концепций.
Тема I.2. Основания индийских политических и правовых традиций (лекция – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 6 часов) Три этапа: ведическая религия, брахманизм, индуизм. Ведический этап(до первых столетий 1-го тыс. до н.э.).
Период складывания собственно Вед (санскр. веда – «знание», памятников литературы на ведийском языке). Арийское завоевание Индии. Ригведа («Книга гимнов») – тексты гимнов, посвященных богам, соме и т.п., гимны-заклинания, загадки, диалогические, дидактические и т.п. Самаведа («Книга песнопений») − гимны в основном из Ригведы, расположенные в соответствии с богослужебными нуждами. Яджурведа («Книга жертвенных изречений») − изречения и молитвословия, сопровождающие жертвоприношения. Атхарваведа («Книга заклинаний») − «белая» и «черная» магия, гимны и др. тексты, связанные с домашними обрядами, гимны космогонического и теософского содержания.
Веды как шрути («услышанное», «откровение»), несотворенное, вечное и божественное, «увиденное» мудрецами- риши (теми, кто «видит», рши). Зарождение космологии: космогония (Дьяус-питар [ср. Зеус-патер, Юпитер] – «Небо-отец» в паре с Притхиви-Землей, разделение их единства Индрой; три шага Вишну); космография (двоичность мира – космические зоны Неба и Земли). Космос как порядок (рита). Брахманизм (ок. VIII-II вв. до н.э.) От обозначения бр а хманов (высшей варны) и брахм а нов (в основном описания и толкования ритуала, IX-VIII вв. до н.э.). Закрепление системы варн [«род, вид, цвет»] – брахманов, кшатриев, вайшья и шудр – упоминаются в гимне Ригведы о жертвоприношении Первочеловека-Пуруши. Возможность повысить варновый статус после перевоплощения.
Два подхода к происхождению власти: А) создание правителя богами; Б) избрание правителя людьми с последующим утверждением богами. Ритуал из средства поддержания космического единства становится самоцелью, через него реализуется единение с миром богов.
Формирование традиции смрити (букв. «память», предание). Тексты упанишад («сокровенное знание»), «окончание вед» (веда-анта). Цель − духовное «освобождение» (мокша – «желать освобождения») от цепи перерождений (сансары). Учение о тождестве Брахмана (космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе сущего) и Атмана, индивидуального (субъективного) духовного начала. Карма (санскр. «деяние») – совокупность совершенных поступков и их последствий, определяющая характер перевоплощения. в узком смысле – влияние поступков на настоящее и последующее существование. Предпочтение «внутреннего» ритуала, настраивающего человеческое существо на «должное почитание» (упасана) божества, «внешнему». Становление собственно философской рефлексии. Оппозиционность шраманских групп (шрамана – «подвижник») брахманизму. «Больные» вопросы: - о том, что или кого олицетворяют боги ведийских гимнов; - значимы ли гимны вне обрядового действа; - необходимы ли сами эти действа.
Появление к сер. I тыс. до н.э. неортодоксальных религиозно-философских течений (джайнизм, буддизм) как реакция на брахманистский ритуализм и варново-кастовую систему.
«Артхашастра» («Наставление о пользе [правления]») Каутильи ( IV-III вв. до н.э.). Артха – «польза», прикладные знания о политике. Индуизм (с I тыс. н.э.) (санскр. индумата, индусамая; хинди – хинду дхарма, санатана дхарма – «вечная дхарма»; дхарма как правило, закон, всеобщий порядок, аналог ведийского рита). Совокупность «религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских богов Шивы и Вишну» (М.Ф. Альбедиль) в I тыс. н.э. Касты (порт. casta, от лат. castus – «чистый»; санскр. джати («принадлежность к группе по рождению») как историческое развитие варн: замкнутые эндогамные группы, обособившиеся вследствие выполнения определенной социальной функции (ок. 3, 5 тыс.). «Неприкасаемые»- чандала (хариджане в совр. Индии). Тримурти («имеющий три образа») − Брахма, Вишну и Шива как целое, объединяющее функции сотворения, сохранения и разрушения вселенной. К сер. I тыс. н.э. − традиция передачи и изучения записанных текстов. Становление даршан – «полных» философских систем в V-IX вв. «Законы Ману». «Манавадхармашастра» («Наставления Ману о Дхарме»), II в. до н.э. − II в. н.э. - особая роль брахманов в толковании и защите Дхармы - государственное принуждение – продолжение карающей силы богов - наука об управлении – «учение о данде» (наказании), средстве «ревностно побуждать вайшьев и шудр исполнять присущие им дела» - «семичленное царство»: царь, советник, страна, крепость, казна, войска, союзники. «Вишну-смрити» − популярное изложение «Законов Ману» и др. подобных текстов.
Неортодоксальные религиозные системы индийского происхождения как реакция на социально-ритуальные крайности брахманизма(ок. VI в. до н.э.) Джайнизм (джайна-дхарма – «учение победителей») – отвергает авторитет Вед, существование бога-творца, значимость жертвоприношений, господство брахманов в религиозной жизни, кастовое деление. Особое значение придется ненасилию- ахимсе, отшельничеству и монашеству; строгое вегетарианство, соблюдение обетов, запрещение занятий земледелием. Буддизм. Будда Шакьямуни. «Четыре благородные истины», «благородный восьмеричный путь». Трипитака, сутры и шастры. «Настройка» сознания на «правильное» видение реальности. Аккумуляция медитативного и аскетического опыта в теоретических построениях. Махаяна («великая колесница») и тхеравада («учение старейших») как «пути» к «пробуждению». Будды и бодхисаттвы. Тексты Праджня-парамиты и распространение буддийской цивилизации. II-III вв. до н.э. − оформление идеи о существовании Вселенной только в человеческом сознании. Конфигурация психокосма и психотехническая практика буддизма. Сангха и ее социальная роль. Буддизм ваджраяны («алмазной колесницы»). Тантра («непрерывность», «поток»); тантры – базовые тексты ваджраяны (руководства по ритуалам и медитации). Мантры, дхарани, мандалы, янтры. «Священная связь» (дамтсик) учителя и ученика. Мужские и женские божества – различные аспекты «пробуждения», ритуалы – активный процесс «пробуждения» (ритуальные танцы и совместное чтение мантр обеспечивает осознание «недвойственности» себя и мира, благополучие общины).
Тема I.3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая и ее историческая эволюция (лекция – 2 часа, семинар – 4 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
|