Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности традиционной китайской социальной и политической культуры ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
- «культура стыда» (в противоположность «культуре греха») - в целом незначительная роль наследственной аристократии, доминирование «служилой» бюрократии
Периодизация исторического развития в традиционной китайской историографии: - эпоха «трех императоров и пяти государей-предков» (культурных героев и совершенных правителей Поднебесной – «додинастийный» период; «эвгемеризованная», т.е. включенная в историю, мифология) - «три династии»: Ся (XXI-XVIII вв. до н.э.), Шан-Инь (XVII-XII вв. до н.э.) и Чжоу (XI-III вв. до н.э.) (существование централизованного государства в «эпоху Ся» признано совр. китайской историографией, но подвергается сомнению российскими и некоторыми западными учеными; Шан-Инь и Чжоу – исторически существовавшие государственные образования) - централизованные империи в Поднебесной сменяются периодами раздробленности (с конца III в. до н.э.) (соответствует исторической действительности) Особая роль эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э., включает «осевое время») в формировании оснований китайской культуры: - складывание представлений о единстве всех хуася (прокитайского этноса) - складывание представлений о «срединных государствах» (впоследствии – «Срединное государство»), представляющих цивилизацию хуася - появление представлений о Небе как высшей природно-божественной силе, о правителе Поднебесной как Сыне Неба - появление концепции «небесного мандата» на правление (санкционирование смены правящей династии) - складывание исторического сознания - зарождение философии и общественно-политической мысли - появление авторского творчества и философских школ, в т.ч. конфуцианства и легизма
Ведущие мыслители раннего конфуцианства Конфуций (латинизированное от Кун Фу-цзы – «Великий муж из рода Кун», 552-479 до н.э.); взгляды изложены в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения») и др. конфуцианских текстах. Мэн-цзы («Учитель Мэн», Мэн Кэ, 372-289 до н.э.); трактат «Мэн-цзы», учение о «доброй природе» человека. Особняком – Сюнь-цзы («Учитель Сюнь», Сюнь Куан, 313-238 до н.э.); трактат «Сюнь-цзы», учение о «злой» природе человека, повлиявшее на формирование доктрины легизма.
Ведущие мыслители легизма Шан Ян (390-338 до н.э.); «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»): учение о законе, всевластии государя, зависимости чиновников только от него; приоритет земледелия и войны, ограничение образования, ритуалы и этические добродетели как «паразиты», акцент на строгие наказания, поощрение доносительства. Хань Фэй (280-233 до н.э.); «Хань Фэй-цзы» («Учитель Хань Фэй»): развитие идей предшественников о законе, концепции «наград и наказаний», о государственном аппарате и отношении с ним государя, о разрушении патронимий и т.п.; подвел философскую базу (учение о миропорядке- дао) под доктрину легизма.
Первая централизованная империя Цинь (221-207 до н.э.) – использование доктрины легизма в качестве официальной. Империя Хань (206 до н.э. – 220 н.э.): формирование имперского конфуцианства на основе синтеза конфуцианства и некоторых идей легизма (признание в человеческой природе в том числе наличия злотворных начал, необходимости использования закона наряду с «ритуалом и музыкой» т.п.). Формирование системы конфуцианских канонов (доконфуцианских текстов, отредактированных конфуцианцами»).
«Пять канонов» «Шу цзин» («Канон документальных писаний». «Книга истории») «Ши цзин» («Канон стихов», «Книга песен») «Ли цзи» («Записки о ритуале») «Чунь цю» («Весны и осени», хроника царства Лу – родины Конфуция за VIII – нач. V в. до н.э.) «И цзин» («Канон перемен»; гадательный текст; в т.ч. содержит изложение концепций общих закономерностей мировых трансформаций − «перемен» − и их использования «совершенномудрыми» и «благородными мужами») Каноноведение (цзин сюэ) – наука об изучении и толковании канонических текстов, главная в китайской интеллектуальной традиции.
Изложение в «Ли цзи» (гл. 9) концепций совершенного древнего общественного порядка («Великого единения» − Да тун) и упорядоченного компромиссного общественного устройства («Малого процветания» − сяо кан). Использование концепции сяо кан в политической мысли ХХ в.
Тема I.4. Политико-правовые учения европейской античности (лекции – 2 часа, семинар – 2 часа, самостоятельная работа – 4 часа)
Политико-правовые учения Древней Греции
Древнегреческая цивилизация: - крито-микенский период (XXX-XII вв.) - полисный период (XI-IV вв.) - эллинистический период (IV-I вв.) В I тыс. до н.э. – разные формы общественного устройства с преобладанием полисной демократии. Полноправные граждане; эмигранты (метеки) и вольноотпущенники; рабы. Софисты (V в.до н.э.). Софос – «мудрость». Обучение искусству спора, выступлениям в суде и в народном собрании. Первые теории права, государства и политики. Протагор (481-411 до н.э.) - человек – «мера всех вещей», гражданин полиса (частица целого) - все, измеряемое человеческой мерой, относительно, в т.ч. знания - т.к. не может быть единого мнения, право условно и изменчиво - мерило справедливости – полис (государство); закон всегда справедлив - равенство граждан по отношению к мудрости и гос. управлению Идея естественного права Горгий из Леонтии (483-375 до н.э.): различение справедливости (всеобщего божественного закона) и позитивного права. Гиппий из Элиды (460-400 до н.э.): противопоставление природы (фюсиса) и естественного права (справедливости) − государственному (искусственному) закону. Антифонт (ок. 400 до н.э.) и Ликофрон (современник Платона): предписания закона условны и противны природе человека; нарушения природного закона всегда влечет кару; люди, почитая знатных, уподобляются варварам. Алкидамант: «природа никого не сделала рабом». Сократ (469-399 до н.э.) - идеал гос-ва – «власть знающих» - противоположность царства и тирании, аристократии и олигархии, «правильной» и «неправильной» демократии - равенство правителей и подданных перед законом
Платон (427-347 до н.э.). «Государство», «Политика», «Законы».
Геометрическая гармония иерархии − три сословия как три начала души: - философы (разумное начало) - воины (яростное начало) - производители (вожделеющее начало) Цель государства – благо всех, единомыслие, отсутствие бедности и чрезмерного богатства. Диалог «Законы»: 5040 жителей (излишки жителей, как и нарушители законов, направляются в колонии), размеры владения и доходов регулируются гос-вом (четыре уровня), исключается роскошь и ростовщичество, граждане обеспечиваются рабами; дети воспитываются гос-вом; законодатели − 37 мудрейших (50-70 лет), многоступенчатое голосование; избиратели – только те граждане, кто носит оружие или воевали; представительный орган – Верховный совет (460 человек, по 90 от каждой группы); народное собрание – 1-й и 2-й классы. Ночное собрание для защиты добродетели – 10 стражей; воспитание любви к закону. Аристотель (384-322 до н.э.).«Политика», «Этика», «Никомахова этика» («К Никомаху»), «Афинская политика».
«Человек – животное политическое» Рабство – по зкону (для преступников) и по природе (для варваров) Частная собственность – естественна (исходит из любви человека к себе) Государство - «общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни» - развивается естественно, из семьи с непререкаемой отцовской властью и поселения - представляет собой союз свободных и равных граждан, участвующих в осуществлении законодательной и судебной власти (сочетание качеств аристократии и демократии). - в идеале − государство «золотой середины» (от числа законов до размера территории) - опора на средний класс(«средний элемент») (во избежание олигархии или крайней демократии) - разделение власти между общественными группами - часть земли и рабов – в общей собственности народа, часть – в частном владении - излишки отдаются нуждающимся (для предотвращения социальных катаклизмов)
Применение математических законов к устроению общества: - уравнивающая справедливость (арифметическое равенство в гражданско-правовых сделках) - распределяющая справедливость (геометрическое равенство, распределение прав «по достоинству»)
|