Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Военные походы
Надписи египетских фараонов Среднего Царства пестрят указаниями на многочисленные военные походы, организованные с целью завоевания Нубии и областей Южной Сирии. Особенно большое внимание фараоны Среднего Царства обращали на завоевание Нубии, этой богатой золотом страны. Аменемхет I (2000—1980 гг. до н. э.) совершил военный поход в Нубию, завоевав некоторые её области, о чём он с гордостью сообщает в своём «Поучении». Сенусерт I продолжал его завоевательную политику и несколько раз совершал военные исходы на юг, достигнув Вади-Хальфы, о чём свидетельствует памятная стэла, поставленная здесь военным командиром Ментухотепом. На этой стэле изображён царь перед богом Монту, «владыкой Фив», который в ту эпоху считался вдохновителем и покровителем завоевательной деятельности фиванских фараонов. С большой гордостью, несомненно, преувеличивая свои военные заслуги, царь говорит, обращаясь к богу: «Я поверг к твоим ногам, благой бог, все страны, которые находятся в Нубии». Строго каноническая художественная композиция наглядно изображает, как широко использовалась в те времена религия для оправдания захватнических войн. На рельефе, покрывающем эту стэлу, представлен бог войны, который ведёт и как бы передаёт царю вереницу связанных пленников, символизирующих завоеванные нубийские города. Под головой и плечами каждого пленника овал содержит название захваченного города. Удачный поход Сенусерта I (около 1980—1935 гг. до н. э.) в страну Куш (Нубия) описан также и в автобиографии бени-хасанского номарха Амени. Этот вельможа считал своей особой заслугой то, что он следовал за царём, «когда тот плыл вверх по течению, чтобы уничтожить своих врагов в четырёх иноземных странах». Конкретизируя эту несколько общую фразу, Амени с гордостью говорит о том, что он «прошёл через Нубию, поплыл вверх по течению» и «расширил границы», причём «не было потерь в его войсках». Очевидно, в эту эпоху египтяне покорили племена маджаев. Номарх Элефантины, вельможа Сиренпут, в своей надписи в Ассуане говорит о том, что ему сообщали о доставке из области маджаев продуктов в качестве дани князей иноземных стран. Наиболее крупные завоевательные походы на юг совершил фараон Сенусерт III (1887—1849 гг. до н. э.), который в течение своего царствования четыре раза ходил войной на Нубию. Его походы привели к окончательному покорению Нубии. Сенусерт III не только покорил Нубию вплоть до области 2-го порога, но и построил здесь ряд египетских крепостей, развалины которых сохранились до нашего времени в Семнэ, в Куммэ и в ряде других мест, давая яркое представление о развитии крепостного строительства в Египте в эту эпоху. Эти крепости должны были защитить южную границу Египетского государства и помешать нубийским племенам совершать походы в области, принадлежащие Египту. В торжественных надписях, найденных в южном пограничном районе, Сенусерт III объявил о своих победах и завоеваниях в Нубии, где он установил новую границу Египетского государства, значительно отодвинув её на юг. По приказу фараона отныне не имел права переходить эту границу ни один туземец, за исключением тех, которые шли торговать в особое, предназначенное для этого место. Очевидно, египетское правительство, ведя упорную борьбу с целью полного покорения Нубии, имело все основания опасаться восстаний среди недавно покорённых свободолюбивых племён Восточной Африки. Позднейшие египетские фараоны, продолжавшие политику завоевания Нубии, начатую Сенусертом III, сохранили воспоминание о его обширной завоевательной деятельности, считая его первым завоевателем Нубии и почитая его в египетских храмах Нубии в качестве бога — хранителя этой страны. Память о завоевательной деятельности Сенусерта III сохранилась вплоть до позднего времени, в частности в трудах греческих и римских писателей. Одновременно с этим египетские фараоны ведут упорную борьбу с соседними племенами на северо-восточных границах Египетского государства. Стремясь захватить в свои руки богатые медные рудники Синайского полуострова, закрепить за собой важные торговые пути, ведшие в Сирию, египтяне с оружием в руках проникают в эту страну. Крупный поход в Сирию был предпринят ещё при Аменемхете I. B надписи Нессумонту этот поход описывается в кратких, но выразительных словах: «Я разгромил иунтиу, ментиу и хериуша (азиатские племена. — В. А.). Я разрушил жилища кочевников... я подошёл к тем, которые скрылись за своими укреплениями». Судя по этой надписи, египетские войска одержали большую победу над кочевыми племенами Синайского полуострова и даже вторглись в плодородные и населённые области Палестины. Египетские фараоны Среднего Царства неоднократно ходили войной в Сирию и в Палестину. В надписи Себекху-Джаа описывается военный поход Сенусерта III в Азию, победа над азиатским племенем ментиу-сатет и захват города Секмем (может быть, Сихем). В этих азиатских племенах египтяне в эту эпоху видели своих постоянных и непримиримых врагов. На это указывают особые «тексты поношения иноземцев», которые сохранились на черепках времени Среднего Царства. Очевидно, в эту эпоху было принято писать имена всех враждебных фараону людей и названия враждебных племён на особых горшках, а потом совершать обряд разламывания этих сосудов с целью магического уничтожения врагов царя. Интересно отметить, что среди врагов царя упоминаются жители Азии на севере, нубийцы на юге и ливийцы на западе. Надписи дают ценный историко-географический материал, характеризующий сферу влияния Египта в соседних странах и те пограничные зоны, которые казались особенно опасными для Египта. В частности здесь встречается название Библа. Раскопки, произведённые в Библе, позволяют предполагать, что Библ в эту эпоху некоторое время находился под властью Египта. В Библе были найдены египетские надписи с сирийскими и даже египетскими именами князей Библа. Развитие этой напряжённой военной политики привело к появлению первых элементов особой великодержавной теории. Египтяне начинают смотреть на себя, как на особый, богом избранный народ, которому должны повиноваться все остальные завоёванные им народы. Поэтому египетские фараоны в своих надписях с презрением называют Нубию «подлой страной Куш». Аменемхет I в своём «Поучении» гордо говорит: «Я приводил нубийцев, а азиатов я заставлял ходить за собой, как собак». В «Рассказе Синухета» Сирия, подвластная Египту, называется «собакой». В этом же рассказе ярко подчёркивается презрение египетских вельмож к кочевым племенам пустыни, которые, очевидно, стояли в культурном отношении значительно ниже египтян этого времени.
|