Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Усиление власти номархов
Объединение Египта фиванскими фараонами поколебало могущество номовой знати, сильно возросшее в номах в течение предшествующего смутного времени. Однако номархи сохранили в своих руках ещё реальную власть. На стенах гробниц, воздвигнутых представителями рабовладельческой аристократии этой эпохи, особенно правителями областей, изображены их владения. Сохранившиеся на стенах гробниц автобиографические надписи вельмож указывают на то, что эти знатные номархи владели большими поместьями и располагали большими материальными и человеческими ресурсами, что давало им возможность осуществлять экономический контроль над всей хозяйственной жизнью данной области. Некоторые номархи в своих надписях говорят о том, что в голодные годы они вспахивали все поля своего нома, разводили в большом количестве скот и брали на себя заботу о прокормлении всего голодающего населения области, снабжая целые города зерном, которое они подвозили при помощи особых флотилий. Очевидно, давая ссуды зерном голодающему населению своей области, они тем самым подчиняли своему экономическому влиянию довольно значительные массы разорённого населения. Сосредоточивая в своих руках крупные земельные владения, номовая знать постепенно из служилой знати в некоторой степени превращалась в наследственную землевладельческую аристократию. Если раньше крупные рабовладельцы владели землёй только на основе царского пожалования, то теперь они могли гордиться земельными богатствами, которые им принадлежали по праву наследования. В надписях Среднего Царства появляется характерный термин, служивший для обозначения частной земельной собственности — «дом отца моего» или «отцовское имение», которое в надписях этого времени противопоставляется «княжескому имению». Так, номарх Ликопольского дома и начальник жрецов Хеп-дже-фа носит звание жреца, полученное им по наследству от отца, и титул правителя области, полученный от царя. Соответственно этому и всё его имущество и все его земли распадаются на две обособленные части: на отцовское имение, полученное по наследству от отца, и княжеское имение, полученное им от царя во временное владение. Рабовладельцы передают по наследству своим детям не только некоторые свои земли, которые они считают частной наследственной земельной собственностью, но и свои звания. Они с гордостью подчёркивают своё высокое аристократическое происхождение как по линии отца, так и по линии матери, нагромождая наследственные титулы, звания и должности. Однако в это время уже намечаются крупные социальные сдвиги. Они становятся заметными уже при царях XII династии в период расцвета Среднего Царства. Некоторые надписи этого времени указывают на конфликты, возникавшие между номовой аристократией и центральной властью. Стремясь к объединению государства, египетские фараоны пытаются ввести в рамки неограниченный произвол чрезмерно усилившихся номархов, заменяя старых, независимых правителей областей новыми, целиком подчинёнными царской власти. Восстановление государственного единства рассматривается правительством и преданной царю служилой рабовладельческой аристократией как торжество «порядка», поколебленного длительной смутой и социальной борьбой. Поэтому фараоны XII династии восстанавливают древние границы между номами. Об Аменемхете I в одной надписи говорится, что «он искоренил несправедливость, сияя как сам бог Атум. Он восстановил то, что нашёл разрушенным, и то, что один город отнял у другого. Он указал городу его границы вплоть до (другого) города. Он установил их пограничные камни, как небо, зная их воды по записям, проверив это по древним документам, так как он очень любил справедливость». Таким образом, на основании древних записей были снова воздвигнуты пограничные камни. В своей централизаторской деятельности египетские фараоны опирались на новый слой чиновников, которые называли себя «доверенными лицами» фараона и составляли его ближайшее окружение. Так, чиновник Икудиди, живший при Сенусерте I, писал: «Я отправился в Абидос в качестве доверенного лица царя, который выполняет всё, что хвалит царь, в качестве начальника новобранцев для того, чтобы управлять страной жителей Социальное расслоение и развитие рабства Рост производительных сил ускорял социальное расслоение древних сельских общин. Развитие торговли и военно-захватнической политики приводило к тому, что большие богатства стекались в Египет. Однако эти богатства крайне неравномерно распределялись среди населения, что влекло за собой усиление резкого имущественного расслоения. Рабовладельческая знать всё больше и больше обогащалась, в то время как основная масса свободного населения, жившая в условиях древнего общинного строя, должна была нести главную тяготу податного обложения и в то же время выносить на своих плечах всю тяжесть военной службы в царских войсках, в особенности во время частых военных походов. Это приводило к тому, что часть общинников разорялась, теряла свои земельные наделы, постепенно превращаясь в бедняков и даже, может быть, в рабов. На расслоение сельских общин указывает тот факт, что именно в эту эпоху образуется слой мелких собственников, которые в текстах этой эпохи называются «маленькими» (неджес). Дальнейший процесс социального расслоения приводил к тому, что неджесы в свою очередь стали делиться на зажиточных хозяев, с одной стороны, и на очень мелких крестьян, располагавших карликовым хозяйством, — с другой. Разбогатевшие представители этого среднего слоя населения образовали довольно значительную группу жрецов, мелких чиновников и писцов, торговцев и возможно даже землевладельцев. В надписях этого времени их обычно называют «сильными неджесами». Об одном из них говорится, что «это — неджес могучий рукой своей, писец искусный перстами своими. Он почтенен. У него больше имущества, чем у подобных ему. Он — владыка приказаний». «Сильным неджесам» противостоят бедные неджесы, разорившиеся и обедневшие члены сельских общин. Как описывается в текстах этого времени, эти бедные неджесы сами пашут свои поля и сами погружают после скудной жатвы то, что им родила земля, на лодку и, наконец, сами, как бурлаки, тащат свою лодку с грузом. Эти бедные люди имели незначительную собственность; им приходилось влачить нищенскую жизнь и «вымаливать себе ужин, как подаяние». Основным источником рабства были войны. Во время захватнических войн в Нубии и в Сирии египетские войска брали большое количество пленников, которых, как правило, обращали в рабство. Эти рабы поступали в царское и в храмовое хозяйство, а также работали в крупных рабовладельческих поместьях. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на рабочий скот, считали их, как скот, по головам., Так, в одном деловом документе этого времени говорится: «Я передал ей рабов из племени аму (жители Азии. — В. А.) 4 головы». Главными видами собственности аристократы в эту эпоху считают рабов и скот. В рассказе Синухета, в котором образно описываются быт и жизнь того времени, главными видами собственности знатного человека названы «рабы и стада». На увеличение количества рабов в стране в период Среднего Царства указывают многочисленные деловые документы, найденные при раскопках в Кахуне, в частности обрывки статистических списков, в которых перечисляются свободные люди и принадлежавшие им рабы и рабыни. Как видно из другого документа, государство передавало чиновникам рабов и рабынь в виде награды за некоторые услуги. На надгробных памятниках часто изображаются люди, которые закалывают быка или приносят пищу и которые в помещённых тут же надписях названы рабами умершего. В литературных произведениях этого времени часто упоминаются рабы. Так, в «Повести о красноречивом крестьянине» рассказывается о том, как крестьянин встретил на плотине рабов знатного аристократа. оазиса в качестве превосходного чиновника».
|