Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
Выше апостол только слегка обличил некоторых ложных мудрецов, искажающих Божественное Писание и в превратном виде употребляющих оное по своей воле, чтобы иметь повод к своей сладострастной жизни, а это есть не другое какое‑ нибудь зло, но вид гордости. Теперь он выступает против них строже и, как бы вопреки своей кротости, употребляет слова укоризненные, называя таких людей прелюбодеями и прелюбодейцами, и делает почти такие обличения: «Скажите мне, легкомысленные, вы хотите выдавать себя за мудрецов? Но откуда в вашей жизни распри и постоянная вражда? Отчего всегдашняя привязанность к настоящему? Откуда беспрерывное стремление к удовольствиям настоящей жизни? Это свойственно не мудрецам, но людям простым и склонным к дружбе с миром, что и показывает, что вы – прелюбодеи. Ибо сокрытой внутри Божественной и целомудренной красоте вы предпочитаете красоту обыкновенную, скверную и постыдную и своим стремлением к настоящему воздымаете вражду против Бога. Ужели не знаете, что дружба с миром есть вражда против Бога, удаляющая от любви Божией и показывающая нас врагами Бога?» Миром называет здесь всю вещественную жизнь как матерь тления, приобщающийся которой немедленно становится врагом Бога. Ибо, при рвении к бесполезному, он небрежно и презрительно относится к предметам Божественным, каковые отношения мы допускаем к людям ненавистным и враждебным для нас. Так как два предмета, которыми занимаются люди, – Бог и мир, – и к каждому из этих двух предметов обращаются с любовью или ненавистью, то коль скоро мы сильно привяжемся к одному, весьма заметно явимся нерадящими о другом. Ибо внимание производит любовь, а небрежение – ненависть. Итак, кто прилепится к предметам Божественным, тот есть и называется друг Божий, а кто вознерадел о Боге и возлюбил мир, тот в числе врагов Божиих. Поелику же все это происходит от надмения и гордости ложных мудрецов, то апостол употребляет еще другое обличение, желая таких людей отрезвить от опьянения и возбудить от усыпления. Он говорит:
5 –6. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Притч. 3, 34). Здесь употреблена фигура опущения – принятый обычаем оборот сокращенной речи. Апостол как бы так говорит: «Я собственными словами убеждал вас пользоваться своей мудростью правильно и неосужденно, чтобы вы по гордости не злоупотребляли ею, не подделывали и не извращали истинного учения. Если же вы желаете наставления и от Писания, то слушайте: Бог гордым противится. Если Он гордым противится, а мы обыкновенно противимся врагам, то, без сомнения, гордые должны быть причислены к врагам. Ибо Писание напрасно, без основания или по зависти, не заповедует нам невозможного, но сильно желает, чтобы через его увещания вселилась в нас благодать. Поэтому, если вы покорны Писанию, то смиритесь перед Богом – и получите благодать через возвышение от Него. Гордость есть надменная до крайности злоба, но отлична от самомнения. Гордость воздымается над подчиненными ей, а самомнение – над тем, чего вовсе не существует. Отличается и скромность от смирения. Скромность, или смирение, прямо противоположно гордости и есть великое благо. И так как скромность, смирение и гордость бывают в нас по нашему произволению, то всякий, возвышающий себя по гордости, осужден уже и уничижается от Господа, тогда как того, кто сам уничижил себя по скромности, Он возвышает в свое время, ибо самое упражнение в смирении возводит приобретшего оное на духовную высоту». Иначе объясняет святой Кирилл. Если завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 24) и если Христос, по Писанию, вселился во внутреннего нашего человека (см. Еф. 3, 16–17), то вселился для того, чтобы упразднить смерть, происшедшую от зависти. Но Он не только это подает, но и большую благодать. Я, говорит Он, пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10, 10). А что Бог вселился в нас по великой любви к нам, это ясно выразил пророк Исайя, когда сказал, что ни Ангел, ни посредник, но Сам Господь… спасет нас (Ис. 33, 22) по любви к нам и попечению о нас. Как же Спаситель даровал и большую благодать? Низложив наветника нашего – сатану, почему и прибавлено: Бог гордым противится. Ибо как не горд тот, кто возглашает: Рука моя захватила богатство народов, как гнезда (Ис. 10, 14)?
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? Двоедушными называет апостол тех, которые не хотят жить цельною жизнью, но постоянно увлекаются насилием над людьми, ибо не живут в доме Господнем единомысленно (см. Пс. 67, 7). Апостол знает, что гордость, начиная презрением и злословием, доводит тех, которые наступают на кротких, до совершенного уничижения. Отвлекая их от сего, он хочет настоящими словами уцеломудрить их. Судит закон значит: осуждает, презирает. Ибо осуждающий делает это из презрения. Какой же закон осуждает он? Во‑ первых, тот, который повелевает: не судите, и не будете судимы (Лк. 6, 37). Во‑ вторых, тот, который высказан в псалмах: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню (Пс. 100, 5). А так как это происходит от презрения, прибавляет: если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона. Ибо захочет ли кто жить под властью того, кого презирает? Итак, не располагайся, говорит, уничижать и как бы противоузаконять, ибо это не отпустится тебе, потому что только один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить преступников Своего закона. Ибо наказывать преступников закона властен закон и Законодатель, а ты не имеешь ничего более пустословия и сам навлекаешь на себя приговор осуждения, ибо делая то же самое, что осуждаемый тобой, ты насколько его осуждаешь, настолько же осуждаешь и самого себя. Ты кто, который судишь другого? Говорит уничижительно. Когда ты сам таков, то как смеешь судить подверженного тем же страстям?
|