Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.






Выставив упомянутые сейчас примеры, апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Такое: если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей пришел в мир Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого, ибо хотя Он человеколюбив, однако и праведен по истине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в Царство блудников и мытарей (см. Мф. 21, 31). Такое вытекает следствие. Но апостол опустил оное и сделал так или потому, что мы высказали перед сим, или же по примеру блаженного Петра, когда он говорил: Если Бог ангелов согрешивших не пощадил (2 Пет. 2, 4), и т. д.

Слова с сими мечтателями, которые оскверняют плоть сказаны с удивительной скромностью, ибо словом мечтателями апостол только намекнул на крайне постыдную сторону дела. Обнаружим ее отчасти и насколько дозволяет чувство приличия, заимствовав сведения об этом из сочинения блаженного Епифания Кипрского, названного им Панарием. Он говорит: эти грязники и сквернавцы, постыдно соединяясь с женщинами, не спускают семя в утробу, но, не докончив осквернения, берут его в руки свои и тотчас влагают в уста женщинам, с которыми они растлевались, и таким образом нечистые отступают друг от друга, воображая, что сделали что‑ то великое. Оскверняя таким гнусным приношением плоть свою, они еще безумно восстают против Божеской природы, отвергая Божественное господство и владычество над всем. Об этом пространнее высказался блаженный Ириней, епископ Лионский, в сочинении своем «Обличение лжеименного разума». Апостол свидетельствует о разврате еретиков, говоря, что они в жизни нечисты, а в знании весьма гнусны. Они, говорит, отвергают совершение таинства Христова, – отвергают потому, что вместо ангельских таинств совершают свои скверны. < …>

 

9–11. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей (Быт. 4, 8. Чис. 22, 16–19; 16, 31).

Михаил, говорит, не потерпел хулений диавола против человека, то есть Моисея, а эти слагают хульные речи против учений, которых не знают; а что, по естественному стремлению, знают смешанно, как бессловесные животные, то преследуют, как (женонеистовые) любострастные кони. Горе им, потому что они пошли путем Каиновым через братоубийство, ибо, преподавая нечестивое учение братьям, то есть однородным человекам, убивают их злыми своими учениями или, пожирая семя, убивают братьев своих в возможности, то есть тех, которых семя, доведенное до зрелости, привело бы в жизнь. Они пошли путем Валаама, потому что и свое делают для корысти, как Валаам. Пошли путем Корея, потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство. Так как апостол упомянул о злословии, то не одних хульников уцеломудривает, но и всех людей убеждает не осквернять языков своих таким злом, не употреблять его даже и против достойных оного. Ибо несправедливо злословить и заслуживающих злословия, как видно из поступка Архангела Михаила.

Споря о Моисеевом теле. Архангел Михаил служил при погребении тела Моисеева; диавол не допускал этого, но поставлял Моисею в вину убийство египтянина и за такую вину признавал Моисея недостойным погребения. Апостол Иуда напоминает об этом для того, чтобы не только научить нас не быть скорыми на злословие, но и для того, чтобы представить нам, что все люди, по исходе из тела, должны дать отчет во всем; что Бог Ветхого и Нового Завета – Один и Тот же; что, по переходе нашем из здешнего мира, диавол вместе со своими злыми бесами восстает против наших душ, желая пресечь их благополучное шествие: он противодействует, а добрые Ангелы сражаются за них, как видел это блаженный Антоний. Так могло случиться и тогда. Михаил отразил тогда диавола, запретив ему, но не своей властью, а предоставив суд Господу всех, сказав: Да запретит тебе Господь. Споря с диаволом о теле Моисеевом, он мог бы упрекнуть диавола за бесстыдство, однако не сделал этого.

Если так поступил Архангел, то и мы, в споре с человеком, братом и однородным нашим, не должны употреблять злословия.

 

Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

Таковые, говорит, сходятся на вечери не ради пользы, в них заключающейся, но для того, чтобы найти случай обольстшь неутвержденные души, как и апостол Петр говорит во Втором своем послании (2, 14). Уподобляет таких людей подводным камням, безводным облакам, осенним деревьям и блуждающим звездам, ибо что у сих бывает по естеству, то еретиками делается по произволению.

Как безводные облака не прохлаждают дождем (ибо не имеют его в себе) те места, куда бывают занесены, гонимые ветром, но наводят на них мрак, так и еретики не орошают душ встречающихся им людей спасительным учением, но омрачают их самыми скверными своими повествованиями, гонимые злыми свойствами бесов.

Осенние деревья дважды умирают, лишаясь плодов и теряя листья (ибо сухие в это время деревья кажутся лишенными своего украшения, блеска плодов и цветущего благоприличия листьев). Нечто подобное бывает и с еретиками. И они умирают дважды, теряя свой плод через пожрание семени и лишаясь благоприличия благоразумной жизни. Поэтому и искореняются они из рая Господня, то есть из Церкви, и вне ее собираются и бросаются в огонь вечный. Ибо какой корень будет иметь тот, кого за гнусность жизни все отвращаются?

Когда говорит звезды блуждающие, разумеет, что с ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры и через них проходит Солнце Правды – Христос, приводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, но в том, что, представляясь принявшими на себя вид Апостолов Христовых (2 Кор. 11, 13), как первоначальник их, злой бес – вид Ангела света (там же, 14), несутся только против учений Господа, чем и приближающихся к ним омрачают, и самим себе приготовляют вечный мрак. Говорит, что они и гонимые духами злобы свирепые морские волны имеют сходство. Ибо, гонимые духами злобы, бешено и неудержимо в хулах на Бога пенятся своими срамотами и оканчивают непостоянную и удоборазрушимую срамоту своей жизни в пене гордых хулений.

Без страха утучняют себя. То есть они действуют, не страшась того, что содержится в осуждении, изреченном Господом: Они – слепые вожди слепых: а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

 

О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

К сказанному выше присовокупляет, что и Енох пророчествовал о предлежащем им наказании от Бога в последние дни, то есть в день праведного суда Божия. Между нечестивым и грешным разность такая: нечестивый грешит в отношении к Богу, а грешный уклоняется в делах жизни от цели правды. После сего, оставив уподобление нечестивых, уже самим делом приступает к обличению их, называя их ропотниками, укорителями. Ропотники – те, кто сквозь зубы и несмело порицают неприятное им, а ничем не довольные – те, кто всегда и над всем смеются. Они гнусные укорители. Они – ропотники, ибо не дерзают открыто пользоваться учением своим, по его гнусности, так как небезопасно обнародовать нечестие свое, соединенное с развратом и хулением. Они – ничем не довольные, потому что клевещут на все чужое и на самую истину, чтобы тверже поставить свое собственное зло и разврат.

Они оказывают лицеприятие для корысти. Этими словами поясняет сказанное выше, что еретики, подобно Валааму, увлеклись мздою.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал