Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава шестая. 1. Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
1. Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Многие судились в денежных тяжбах перед эллинскими судиями, как законоведцами. Поэтому старается исправить это зло, которое представилось уму его случайно. Ибо, упомянув о любостяжателях, вдруг воскипел ревностною заботливостию о зараженных таковым грехом. И смотри, какое негодование показывает с самого начала, называя это дело дерзостию и беззаконием. Не сказал «у неверных», но у нечестивых; ибо всякий судящийся обыкновенно ищет справедливости, поэтому апостол показывает, что они не найдут ее, потому что неправедны, говорит, судии эллинские. Следовательно, как же они тебя будут судить справедливо? Святыми называет верных, самыми наименованиями показывая различие между первыми и последними; ибо одни неправедны, а другие святы.
2. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Поскольку верные, как люди неученые, казались неспособными разбирать тяжбы, то сообщает им вес и важность: во‑ первых, назвал их святыми, потом сказал, что они будут судить мир. Не так, впрочем, это должно представлять, будто они займут места судей и будут произносить приговоры (судить будет Господь); нет, они только осудят. В самом деле, если они, будучи подобны всем прочим, оказались уверовавшими, а эти неуверовавшими; то не осуждение ли это для неверных? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? Смотри, не сказал – «от вас суд приимет», а – вами будет судим; потому что вы, уверовавшие, были примером для мира. Изречение недостойны судить маловажные дела имеет такой смысл: кажется, коринфяне стыдились быть судимыми от внутренних; поэтому говорит: напротив, стыдно вам тогда, когда вы судитесь у внешних; ибо эти судилища худые, а не такие, каковы внутренние.
3. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские? Ангелами называет бесов. Итак, мы и бесов осудим, если, несмотря на то, что облечены плотию, окажемся совершеннейшими их, не имеющих плоти.
4–5. А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между всеми ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Чрезмерно желая отклонить их от внешних судилищ, говорит, что, может быть, кто‑ либо скажет что в Церкви нет никого мудрого, который мог бы разбирать тяжбы. Но если, по вашему мнению, нет в Церкви ни одного мудрого, то лучше поставляйте судьями уничиженных, нежели неверных. Впрочем, я сказал это к вашему стыду, если в самом деле так мало мудрых у вас, что суд производить должны люди простые и необразованные. Слова: братьями своими прибавил для того, чтобы показать, что в таком случае, если бывает тяжба с братом, не нужны многоразличные сведения; потому что братское расположение всего более содействует к прекращению спора.
6. Но брат с братом судится, и притом перед неверными. Сугубое зло: одно то, что он производится с братом, другое то, что он производится перед неверными.
7. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою… Прежде запрещал судиться у неверных, а теперь запрещает и самый суд, говоря: то уже весьма унизительно, то есть предосудительно и постыдно, что вы имеете тяжбы, то есть спорные дела друг с другом (это значат слова: между собою). Апостол сказал это с особенною выразительностью; ибо мы, христиане, должны почитать друг друга братьями.
7–8. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев. Много обвинений. Первое то, что они не умеют переносить обид; второе то, что, напротив, сами обижают; третье то, что обижают братьев. Хорошо было бы, говорит, и не обижать, и не терпеть обид, но если надобно избрать одного из двух, то лучше терпеть обиды.
9. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии… Заключает увещание угрозою, усиливая речь и спрашивая их о предмете, известном всем. Не обманывайтесь. Здесь намекает на тех из коринфян, которые говорили, что Бог человеколюбив и не будет наказывать, но введет в царство. Потому говорит: не обманывайтесь, ибо и в самом деле явное самообольщение и заблуждение здесь ожидать всяких благ, а там подвергнуться казни. Ни блудники. Того, кто уже осужден, ставит на первом месте. Ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии. Малакиями называет тех, над которыми совершают постыдное, а потом перечисляет и совершающих постыдное.
9–10. Ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. Многие спрашивают, почему поставил пьяниц и злоречивых наряду с идо дослужите лями и с теми, которые совершают непотребные дела? Потому, что и Христос признал повинным геенне того, кто скажет брату своему: безумный (см. Мф. 5, 22), и потому опять, что иудеи от пьянства дошли до идолослужения. Далее, теперь идет речь не о наказании, но о лишении Царства; Царства же лишаются равно все таковые грешники, а будет ли различие в их наказаниях, об этом рассуждать здесь не место.
11. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Подумайте, говорит, от каких зол освободил вас и какие блага даровал вам Бог. И вы подвержены были всем выше исчисленным порокам; но Он очистил вас от них, и не только очистил, но и освятил. Каким образом? Оправдав вас; сначала омыл вас, потом, оправдав, освятил, не именем того или другого учителя, но именем Христа и Святым Духом. То есть Троица даровала вам эти блага; ибо сказав, что Бог освятил именем Христа и Святым Духом, выражает не другое что‑ нибудь, но именно Троицу.
12. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Так как и прежде говорил о соблудившем и скоро опять будет говорить о нем же, то вводит речь и о чревоугодии: ибо от чревоугодия преимущественно происходит страсть блудодеяния. Итак, говорит: позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Я, говорит, господин над пищею и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном. Видишь ли, как того, кто почитал себя властелином, апостол показал подвластным? Смотри: каждый из коринфян говорил: мне можно предаться наслаждениям; а апостол говорит: ты предаешься им не потому, чтобы имел власть над ними, а потому, что сам подлежишь их власти. Ибо пока остаешься невоздержным, не ты имеешь власть над чревом, но чрево над тобою.
13. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Чревом называет чревоугодие, а не член нашего тела; пищею же – неумеренное употребление пищи. Итак, смысл слов такой: неумеренное употребление пищи находится в дружбе и родстве с чревоугодием, и наоборот; и то и другое не могут привести нас к Христу, напротив, преданных себе пересылают взаимно одно к другому, – неумеренность к чревоугодию, а чревоугодие к неумеренности. Но Бог уничтожит и то и другое. Не чрево, но чревоугодие, и не пищу, но неумеренность в пище. В слове уничтожит некоторые видят предсказание о состоянии будущего века, то есть что там не будет нужды ни в пище, ни в питии. Если же там и умеренное употребление пищи не будет иметь места, то тем паче упраздняет неумеренность и чревоугодие. Сказав, что вместе с упразднением пищи упразднится и чрево, выразил ту мысль, что вместе с насыщением прекращается желание большего. По словам же других, он запечатлел свое увещание молитвою о том, чтобы упразднились, то есть прекратились, и неумеренность, и чревоугодие. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Из этих слов видно, что апостол говорит о чревоугодии по поводу речи о блуде. Ибо следовало бы сказать так: тело же не для пищи и не для чрева. Но он не так сказал. А как? Не для блуда – показывая, что бывает следствием телесных наслаждений, именно – блуд. А смысл слов его такой: тело, говорит, не для того создано, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы повиновалось Христу, как главе своей, а Господь управлял им, как глава.
14. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. Не смутись, услышав, что Бог воздвиг Господа; ибо апостол говорит так снисходя к ним, как младенцам. И поскольку об Отце, как виновнике, все единодушно имели самые высокие понятия, то и воскресение относит апостол к Отцу, и объявляет, что и нас Он не воздвигнет. Ибо как Он воздвиг главу нашу, разумею Христа, так воздвигнет и прочие части тела, то есть нас. Далее, в подтверждение своих слов прибавил: силою Своею, как бы так говоря: не усомнитесь в том, что говорю; ибо сила Божия, совершающая великие дела, исполнит и это. А что воскресение Христа относит к Отцу, как виновнику, это видно из того, что говорил Господь о Самом Себе: разрушьте храм сей, и в три дня воздвигну его (Ин. 2, 19). И еще о Нем же написано, что Он явил себя живым (см. Деян. 1, 3). Итак, хотя Он и Сам воскресил Себя, но это дело приписывается Отцу, как виновнику.
15. Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Опять обращается к прежде предложенному увещанию относительно блуда. Между тем вооружает слово свое великими ужасами. Отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Не сказал – «соединить с блудницей», но, что ужаснее – чтобы сделать их членами блудницы. В самом деле, кто не ужаснется, слыша эти слова, то есть отторгнуть члены у Христа и сделать их членами блудницы?!
16. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть». Доказывает сказанное, то есть каким образом члены Христовы делаются членами блудницы. Через сообщение, говорит, мужчина делается едино (см. Быт. 2, 24) с блудницею; потому и члены его, которые были членами Христовыми, становятся членами блудницы.
17. Л соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Смотри, как и самыми наименованиями блудницы и Христа продолжает и усиливает обвинение. Говорит, что соединяющийся с Господом делается не иным чем, как духом, так как не совершает ничего плотского, то есть становится духовным. Ибо единение с Господом подает ему освящение Духа. Показал в этих словах и то, каким образом верные делаются членами Христовыми.
18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Предписывает бегать блуда, как некоего гонителя, от которого мы ни на одну минуту не можем быть безопасными, и напрягать все силы к тому, чтобы удерживаться от этого. Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Блуд, говорит, оскверняет все тело; поэтому‑ то соблудившие обыкновенно и в бани ходят, свидетельствуя тем, что тело их осквернено. Итак, блудник грешит против самого тела, оскверняя и грязня его. Хотя и убийство, кажется, телом же совершается, однако оно оскверняет не все тело; ибо можно бросить или камнем, или деревом, или другим каким‑ либо веществом, но сделать блуд без тела невозможно: почему оно необходимо оскверняется. Впрочем, у апостола было намерение представить тяжесть этого греха в увеличенном виде, так как его касается настоящее увещание; ибо блуд отнюдь не есть порок, худший всех прочих пороков. Знаю и другие решения по этому предмету. Таково следующее решение: блудник грешит против собственного тела в том отношении, что смешивается не по желанию произвести детей, как при совокуплении с законною женою, но напрасно портит его излиянием семени и тем обессиливает его. Другое решение: блудник грешит против женщины, с которою смешивается, так как она становится через это его телом, почему если смешивается с нею незаконно, то грешит против нее. Впрочем, решение великого Иоанна Златоуста лучше всех: разумею – первое решение. Далее, некоторые, изъявляя сомнение, спрашивают: что же? зависть разве не сушит тела? И разрешают опять этот вопрос так: зависть есть страсть, а не действие. Апостол же говорит теперь о действии (ибо вот его слова: всякий грех, какой делает человек), а не о страсти. В самом деле, зависть не производится нами, но бывает в нас.
19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога… Устрашает еще более, и величием дара, то есть Духа, и достоинством сообщившего дар, то есть Бога. Вы, говорит, храм, и притом святой: ибо вы – храм Святого Духа. Не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа.
19–20. И вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий. Вы, говорит, под Владыкою и ничего не имеете своего; самое тело не ваше. Куплены дорогою ценою, то есть кровию Христовою. Поэтому члены ваши подлежат другому Владыке, и на что Ему угодно, на то и должно обращать их деятельность. Говоря это, не уничтожает свободного произволения, но показывает, что Бог, которым мы искуплены, по праву требует от нас служения себе. Посему прославляйте Бога и в телах ваших. Итак, когда вы куплены, говорит, то прославьте Бога в теле вашем, то есть совершая телом добрые дела и соблюдая его святым и чистым. Ибо прославление Бога состоит в том, когда люди видят ваши добрые дела и вследствие того прославляют Его. И в душах ваших. Показывает, что не телом только должно избегать блуда, но и душою, так, чтобы и мысленно не оскверняться (ибо духом назвал мысль). В Евангелиях запрещено и то прелюбодеяние, которое остается только в сердце (см. Мф. 5, 28). Которые суть Божий. Непрестанно напоминает, что мы не принадлежим самим себе, а находимся под владычеством Бога, который искупил и душу и тело наше.
|