Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чтобы вы воздерживались от блуда. Много различных видов этой страсти, о которых и говорить несносно, а потому просто сказал: от всякого блуда.
4. Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести. Сосудом называет тело. Когда мы воздержны, – и тело бывает чисто, и мы владеем им; когда же оно нечисто, грех владеет им. Ибо, что он повелевает, то тело и делает, как раб. Собственно, тогда оно бывает в чести, когда бывает целомудренно. Таким образом, грех – бесчестие. Заметь слово соблюдать. Оно показывает, что целомудрие требует обучения и подвига. Где же манихеи и маркиониты, жалующиеся на природу?
5. А не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога. То есть не в желании, заключающем в себе страсть. Ибо есть и бесстрастное желание, каково желание Божественных дел. Или, что все, возбуждающее похоть, он называет страстью похотения, как‑ то: роскошь, богатство, праздность и нерадение, – каждая из них может быть названа страстью похотения. Таким образом, если мы желаем быть целомудренными, то мы не должны дозволять себе никакой страсти, возбуждающей похоть. Язычники, не знающие Бога. Те, которые не знают Бога, не имеют надежды и на воздаяние. Поэтому все делают в свое удовольствие.
6. Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Выше апостол говорит о блуде вообще, теперь говорит о прелюбодеянии, которое справедливо называет корыстью и противозаконием. Ибо каждому Бог дал жену и положил пределы природе, разумея сожитие с этой одной женой. Поэтому‑ то корыстолюбие относится к этому делу, то есть преступному сожитию, а именно против брата. Потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Не подумай, говорит, что я говорю это только относительно братьев; нет, не должно иметь жен и других людей, и просто незамужних, и жен общих. Ибо за все это наказывает Господь: не безнаказанно мы делаем это, понесем гораздо большее наказание, в сравнении с удовольствием, которое получаем теперь от этого. Смотри: сначала апостол умолял, потом пристыдил, сказав: как и язычники, затем посредством доводов показал гнусность этого порока, назвав его корыстолюбием; наконец, он устрашает и напоминает им, что об этом они часто слышали от него.
7 –8. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго. После того как сказал, что ты наносишь обиду брату, и указал, что Бог отомстит, теперь распространяет мысль свою, показывая, что, хотя бы это потерпел и неверный, все‑ таки виновный понесет наказание. Ибо не за него отмщая, накажет тебя Бог, а за Самого Себя. Он призвал тебя для того, чтобы ты был чистым, и ты оскорбил своею нечистотой Того, Кто дал тебе Святаго Духа. Поэтому‑ то, осквернишь ли ты замужнюю твою рабу или царицу, вина одинакова: ибо ты Бога Одного оскорбляешь. Хотя бы ты и блудодействовал (а не прелюбодействовал), все‑ таки Бог отомстит, потому что ты осквернил Его Духа. Или еще иначе: Бог, видя, что в таких делах мы оказываем больше презрения Ему, чем людям, отомстит за Себя. Пред людьми мы стараемся, чтобы они не увидели нас своими глазами, а Богу оказываем презрение, несмотря на то, что Он видит.
9. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо сами научены Богом любить друг друга. Апостол не говорит уже о любви ко всем, но о любви к братии. Самим опущением он увещевает уже, достигая двух целей: во‑ первых, это дело так необходимо, что ему нечего и учиться, ибо всякому известно, что оно имеет особенную важность для всех. Во‑ вторых, этим он больше вразумляет их, побуждая, чтобы они не оказались ниже того понятия, какое он имел о них, считая их уже исправившимися. Ибо сами научены Богом любить друг друга. Смотри, как восхваляет он их, говоря, что Сам Бог учит их этой добродетели. Это же сказал и пророк: будут все научены Богом (Ис. 54, 13).
10. Ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Не просто говорит: «Вы от Бога научены», но я знаю, говорит, об этом из ваших дел. Упомянул Македонию потому, что Фессалоники – главный город Македонии.
10–11. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам. Что вы братолюбивы, я знаю. О том мы и молим, чтобы вам более преуспевать в братолюбии и быть более щедрыми. Здесь может быть остановка (в чтении текста), а потом читай с нового начала: чтобы жить тихо. Или: и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело. Этими словами показывает, что они ленивы, занимаются тем, чем не следует, и беспокойны. Сказав же: и работать своими собственными руками, апостол пристыжает тех, которые оставляют телесные подвиги и ищут духовных. Скажите, неразумные: совершает ли кто‑ нибудь руками пост или возлежание на голой земле? Нет. Между тем он говорит о труде телесном, который скорее есть духовный, о том, чтобы давать другим от своих трудов, именно бедным. А так как бедность произошла от разграбления имений, то он и учит их трудиться, чтобы можно было подавать милостыню. Если же он заповедует тем, у которых было разграблено имущество за Христа, то тем более другим.
1 2. Чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались. То есть чтобы вы не вели себя непристойно, прося милостыню у неверных. Хорошо апостол сделал это, чтобы не огорчить их. Ибо, говорит, если верные соблазняются, когда видят, что человек здоровый просит милостыню (за что таких и называют христопродавцами), то тем более соблазняются неверные.
1 3. Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Здесь апостол ведет речь о воскресении. Если и прежде им было говорено об этом, все же он думал теперь открыть некоторую тайну. Или, они знали все касающееся воскресения, но плакали, от этого он теперь и врачует. Но так как незнание многих вещей печалит нас, а знание, напротив, облегчает печаль, то он говорит: не хочу же оставить вас в неведении об умерших, показывая самим выражением, что будет воскресение, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Какой надежды? Надежды на воскресение. Ибо те, которые не имеют надежды на воскресение, должны скорбеть. Послушаем, наконец, и ужаснемся. Чему же? Потому ведь ты не хочешь оставить их в неведении, чтобы они не скорбели? Ведь ты не говоришь: дабы вы не подверглись наказанию, но: дабы не скорбели. Так говорит потому, что эта скорбь влечет наказание.
1 4. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Как, говорит, Он воскресил Господа, пострадавшего телесно и умершего, так воскресит и нас. Посмотри, так как воскресение Господа уже совершилось, то как он смело говорит о Нем: умер; между тем о нас, так как наше воскресение еще имеет быть, говорит «усопшие», указывая этим на возможность пробуждения. Ибо, говорит, неужели отходящий ко сну не надеется, что встанет? Слова умерших в Иисусе можно понимать двояко: или приведет чрез Иисуса, то есть Сын будет для них посредником воскресения и представит их пред лице Отца; или: умерших в Иисусе, то есть верных. Ибо имеющие в себе Христа и умирают во Иисусе. Итак, апостол говорит здесь о частном воскресении, то есть славном, которое принадлежит верным и которое будет с Господом. Приведет с Ним, то есть с Господом восхитит их отовсюду на облаках. Хотя фессалоникийцы и знали о всеобщем воскресении, но апостол желает теперь утешить их указанием на то, что воскресение верных будет в славе и чести, чтобы они не скорбели. Все воскреснут, но не все в славе, а только верные, то есть те, которые соединяют дела с учением. Обрати внимание и на все следующее.
1 5. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Намереваясь сказать нечто необычайное, удостоверяет в этом словом Божиим: ибо не от себя говорю, но чему научился от Христа. Это, как и следующее, он ясно слышал от своего Учителя: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20, 35). Прочее же он вещал по внушению Духа. Что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Что говорил в Послании к Коринфянам: вдруг, во мгновение ока (1 Кор. 15, 52), это говорит и теперь. Так как казалось трудным, чтобы воскресли те, которые истлели, то он говорит, что живущие не предварят их; но для Бога легко привести как оставшихся целыми, так и истлевших. Говоря: мы живущие, не на себя указывает, ибо не думал оставаться в живых до всеобщего воскресения, но на верных, поэтому и прибавил: оставшиеся до пришествия Господня. Ибо, говоря: мы, – указывает на всех имеющих дожить до того времени. Но блаженный Мефодий под «живущими» разумеет души, уча так, что души не явятся прежде тел, потому что прежде пробудятся тела, чтобы с ними соединились души, о которых апостол и сказал, что они останутся в живых, ибо души бессмертны.
1 6. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Ты, говорит, не сомневаешься в том, что я говорю: и Сам Господь повелит это. Как же повелит? Во гласе Архангела, который начальствует над другими Ангелами и взывает: готовьте всех, ибо Судия предстоит. Много будет труб, но Судия сойдет при звуке последней. Как у Отца на Синайской горе были и трубы, и Ангелы, служившие Ему, так и Сын будет иметь это как Царь. Или: повеление Божие сделает то, что земля возвратит тела, изменившиеся в нетление; а глас Архангела, в сое лужении Ангелов, совершит то, что повсюду рассеянные соберутся в одно. Мертвые во Христе, то есть верные. Так как они должны быть восхищены на облаках, то и воскреснут прежде. Остальные – последними, так как они не имеют ни быть восхищенными, ни встречать.
1 7. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Хотя мертвые восстанут первыми, однако и мы, живущие, конечно, достойные, подобно им, восхищены будем на облаках, как и Господа подъяло облако. Если Господь имеет сойти, то для чего будут восхищены верующие? Чести ради. Ибо, когда царь въезжает в город, почетные граждане выходят к нему навстречу, а преступники внутри ожидают судию, так и тогда будет. Грешники, хотя бы они были и христиане, ожидают внизу, а праведники восхищаются, и таким образом получают блага во всем обилии, всегда пребывая со Христом.
1 8. Итак, утешайте друг друга сими словами. Чтобы не скорбеть подобно прочим, не имеющим надежды на воскресение.
|