Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава третья. 1. Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас.
1. Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас. Сам прежде молился о них, чтобы им утвердиться в вере, теперь, наконец, просит их молиться за него, не о том просит, чтобы он не подвергался опасностям (ибо он на это обрек себя), но о том, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось. Здесь просьба соединена с похвалой: как, говорит, и у вас, чтобы и все также покорились ему, как и вы. Так апостол ничего не просит собственно себе, но всего Божиего.
2. И чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей; ибо не во всех вера. Апостол говорит о тех, которые возражали против его проповеди и враждовали против догматов веры, каков был Александр медник (см. послания к Тимофею). На это он намекнул, сказав: ибо не во всех вера, то есть не все веруют, но достойные. Подобно тому, как если бы кто‑ нибудь сказал, что не все удостаиваются служить в царском воинстве, но только годные для этого. Он в то же время и ободряет их, представляя в них столько дерзновения пред Богом, что молитва их может споспешествовать успеху проповеди самого учителя их. Незаметно дает разуметь и о причиненных ему опасностях со стороны тех, которые противились слову. И то имеет для них немалое утешение, что Павел, будучи столь высок, все еще боролся с опасностями.
3. Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Выше сказал: избрал вас Бог ко спасению (2 Фес. 2, 13), вместо: избрал для Себя. Итак, верен, то есть истинен Бог, и несомненно совершит то, что начал; и утвердит вас, как мы молились, так что вы уже не поколеблетесь, и сохранит, так что сатана не одолеет вас.
4. Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. После того как апостол помолился за фессалоникийцев и сказал: Бог верен и, конечно, совершит начатое в вас дело спасения, но чтобы вы не подумали, что все зависит от Бога и потому не предались лености, вот теперь требует содействия и с их стороны, как бы так говоря: «Бог верен и несомненно исполнит дело Свое, но при условии, если и вы будете трудиться». Заметь мудрость апостола. Он не сказал просто: уверены о вас, но – в Господе, то есть мы веруем человеколюбию Божию, что оно исполнит вас силою, чтобы показать им, что все зависит от Бога. И опять не просто сказал: уверены в Господе, но: о вас, и: исполняете и будете исполнять, дабы они, все относя к Богу, не стали ленивыми. Должно все возлагать на Бога, но так, чтобы и самим действовать. Не удовольствовался сказать: исполняете, но прибавил: будете исполнять, показывая, что мы должны до последнего издыхания ревновать о добродетели.
5. Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово. Опять молится за них, показывая свое попечение о них. Так как он намеревался укорять некоторых из них, то наперед умащает сердца их, чтобы показать, что он делает им наказ тот от многой любви. И так сказал: Господь да управит сердца ваши, то есть сделает то, чтобы они пошли по правильному пути и не уклонялись с него. Ибо многое уклоняет от правого пути любви: и лихоимство, и тщеславие, и скорби, и искушения. Это и многое другое не дает нам идти к любви Божией и полюбить Его как должно. Слова же в терпение Христово или так понимай: чтобы нам терпеть, как Он терпел, или так: чтобы мы с терпением ожидали Христа и не отчаивались, но твердо веровали, что Он исполнит, что обетовал. Сказав о терпении, апостол намекнул на скорби. Сочетал же с любовью и терпение потому, что любить Бога и значит – все терпеть за Него, без ропота, благодушно. Под Господом разумей здесь Духа, как заметил Василий Великий.
6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Часто мы говорили, что завещанием Павел называет более строгое наставление. Так и в настоящем случае, делая более строгое наставление, он говорит: «Не мы завещеваем, но Христос. Ибо что я говорю, то Он говорит. А Он нигде не заповедал предаваться бездеятельности». Удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, удаляться от всякого, кто живет бесчинно, то есть без дела, хотя бы то был богатый, или бедный, или святой. Ибо те, которые отказываются от полезных занятий, обыкновенно скоро впадают в празднословие и равнодушие. А это и есть бесчиние. Каким образом? Таким: кто ничего не делает, тот выходит из порядка (чина), положенного учителем. Поэтому апостол прибавляет а не по преданию, которое приняли от нас Предание, которое я передал вам в своих поступках, сделавшись для вас образцом, ибо, собственно, это есть предание.
7 –8. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеб даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. Мы не бесчинствовали, то есть не оставались в праздности. Бесчинием здесь апостол называет ничегонеделание, как и выше. Ибо Бог положил быть человеку в труде и для этого снабдил его пригодными к тому членами; так что кто остается праздным, тот выступает из чина Божия. Заметь, что апостол назвал даровой пищей то, что получает от них содержание. Но оно не было даровым, потому что он проповедовал. А трудящийся ночь и день достоин своего пропитания. Обрати внимание на усиление речи. Если наученные нами чему‑ либо не почитают нас ради Бога, то мы негодуем, как будто получили самую сильную обиду. Чтобы не обременить кого из вас. Особенно тяжело брать от слушателей. В настоящем случае об этом и говорит апостол, потому что фессалоникийцы были бедны.
9. Не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Апостол имел право не трудиться, так как был занят более важным делом – проповедью, и питаться на средства своих учеников; однако по доброте своей он трудился и пропитывал себя и находящихся с ним, чтобы научить этому и своих учеников.
1 0. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. У вас вместо: с вами. В первом послании апостол рассуждает об этом снисходительно, здесь же строже. Ибо если он сам трудился днем и ночью, хотя и не имел никакой нужды, то тем более другие должны были так поступать.
1 1. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Поскольку ум наш находится в постоянном движении, поэтому, когда мы не занимаем его делами благопотребными, он предается делам непотребным, как и выше сказано. Начинает заниматься разведыванием, как живут другие, а отсюда переходит в пересуды, празднословие и пустословие. Итак, надобно трудиться, работая своими руками. Тому и милостыни просить не должно, кто, имея силы работать, предается праздности. Скажешь: «Я молюсь и пощусь». Но это не есть дело рук. Можешь и при этом иметь ручную работу. И если ты об этом не радишь, то подлежишь суду, как празднолюбец. Скажут: «Как же того, кто учит, не приневоливают работать?» У него есть работа важнейшая и труднейшая, которая не даст ему заняться ручными работами. На тебе же, лице частном, не лежит ничего такого, и ты грешишь, не радя о труде.
1 2. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Поскольку выразился более строго, сказав: увещеваем, то опять с большею снисходительностью обращается к ним и говорит: убеждаем. Но чрез это увещание делается еще более веским и строгим. Чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Двух вещей требует от них: как от бесчинных чтобы безмолвствовали, как от праздных – чтобы работали, ели свой хлеб, а не чужой. Ибо им не должно обращать взоры на чужие руки.
1 3. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Смотри, как скоро смягчилось отеческое сердце, – тотчас же и сжалился над ними. Удаляйтесь, говорит, от них и отделяйтесь, но однако ж не допускайте умирать с голода. Итак, что же из этого выйдет? Неужели кто, будучи уверен, что я его накормлю, останется праздным? Тебе достаточно удаляться от него и не придавать ему смелости, делая вид, что ты гневаешься на него. Если кто из них и после этого не исправится, но ты все же не унывай, делая добро.
|