Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игры для детей 6 лет
Заканчивается дошкольное детство вашего ребенка. И вы все чаще задумываетесь о том, что еще немного – и он будет ходить в школу. Конечно, вам хочется как можно лучше подготовить его к этому… На наш взгляд, главное для ребенка – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться в школе он сможет, если научится управлять своим поведением и эмоциями, согласовывать свои сиюминутные желания с тем, что необходимо сделать. Важно формировать и развивать у ребенка умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели. Детям 6 лет недоступны игры со сложными движениями, требующие определенных взаимоотношений между игроками. Поэтому в этом разделе представлены в основном групповые имитационные игры сюжетного характера. Необходимо помнить, что дети в этом возрасте отличаются особой подвижностью и потребностью в движении. Их силы довольно быстро истощаются, но достаточно быстро восстанавливаются. Поэтому такие игры не должны быть слишком продолжительными, обязательно нужно делать перерывы для отдыха. Интерес к новому, гибкое мышление и развитая речь – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. На них и стоит обратить внимание в этом возрасте в первую очередь. Скучные для ребенка занятия, похожие на школьные уроки, не только не способствуют этому, но и могут сформировать у ребенка негативное отношение к будущей учебе. Эффективнее будет организовывать интересные игры-занятия, в которых он сможет добиться успеха. Они могут быть достаточно сложными и длительными, главное, чтобы в результате ребенок справился с заданием, пусть даже он чуть-чуть устанет при этом. Описанные в этом разделе игры и упражнения также направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка, но акцент сделан на обучение планированию и последовательному выполнению намеченного плана, на развитие целенаправленных и произвольных форм поведения. В общем развитии старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр для детей этого возраста много игр со словами. Уровень подготовки детей к школе и их способности различны. Важно давать ребенку задания, которые соответствуют его уровню и располагают к развитию. Сложность таких заданий соответствует уровню развития ребенка, они вызывают интерес и мотивируют познание. Слишком простые задания могут привести к завышению оценки своих способностей и, как следствие, поверхностному отношению к учебе. Слишком трудные задания могут вызвать сопротивление при их выполнении, неуспех может породить неуверенность в себе. Для развития логического мышления детям 6 лет рекомендуется выполнять игровые упражнения, в которых требуется сравнить те или иные признаки или предметы. Обычно, сравнивая предметы, ребенку легче найти отличия, чем сходства. Это происходит потому, что в дошкольном возрасте недостаточно сформирована операция обобщения. Развить ее можно на заданиях по объединению предметов в группы, исключению лишнего предмета из группы, обозначению группы предметов одним понятием. При этом необходимо помнить, что ребенок может обобщать по разным основаниям, о которых вы можете и не сразу догадаться, например по ситуативным признакам (вилка, хлеб, скатерть, стол – предметы, обычно находящиеся рядом в пространстве); по функциональному назначению (крючок, поплавок, удочка, лодка – предметы, используемые при рыбной ловле); по категориальным признакам (диван, стол, кровать – мебель). Ребенок может научиться обобщать, используя все эти основания. Поэтому желательно не ограничивать его одним способом группировки, а предлагать выполнение задания разными способами. Ребенку будет интереснее и легче выполнять задания, если вы в них будете активным участником. В течение жизни ребенок осваивает различные способы взаимодействия с предметами. Некоторые из них становятся привычными, ими ребенок пользуется чаще, чем другими. Однако зачастую решение каких-то жизненных проблем находится за рамками привычных представлений и способов действия. Поэтому полезно обращать внимание детей на альтернативные способы действия в ситуациях, в играх предлагать сделать что-то другим способом. В этом разделе приводятся игры, направленные на развитие умения искать и осваивать альтернативные варианты решения. Такие игры мы предлагаем начать с работы над осмыслением значений слов, которые в зависимости от ситуации могут обозначать разные понятия. Так, например, глагол «давить» в словосочетании «давить ягоды» означает «получать сок»; словосочетание «раздавить игрушку» – «сломать игрушку»; «придавить ветку, траву» – «освободить путь» и т. д. Изменению привычного образа действия способствуют игры и упражнения, в которых ребенку предлагается сыграть роль другого существа (кошки, коровы, бабочки и т. п.). Глядя на привычные ситуации с иной позиции, ребенок может предложить массу других возможных способов действия, зачастую неожиданных и необычных. Предоставьте ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным – и тогда у него появится уверенность в себе, которая поможет в дальнейшем многого добиться. Самое главное – во время игры отмечайте все достижения малыша и не акцентируйте недостатки, а больше хвалите за успехи.
|