![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Такие разные «задержки».Стр 1 из 5Следующая ⇒
Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.
ТАКИЕ РАЗНЫЕ «ЗАДЕРЖКИ»... Можем ли мы набросать типичный портрет ребенка с задержкой психического развития? Выше говорилось о том, что клинико-психологические характеристики таких детей отличаются большим разнообразием. Строго говоря, эта группа является сборной, так как разнообразные факторы — биологические, социальные, педагогические, как правило, представлены в различных сочетаниях, взаимно связаны и влияют друг на друга, усугубляя искажение индивидуального развития ребенка. Однако есть общие черты, позволяющие выделить эту группу среди всех детей, в том числе и среди детей со стойкими трудностями в обучении: это недостаточная сформированностъ эмоционально-волевых и/или когнитивных компонентов познавательной деятельности. Первая клиническая классификация, принадлежащая отечественным исследователям Т.А.Власовой и М.С.Певзнер (1967), определяет два варианта, практически отражающих два основных механизма ее возникновения. При первом варианте недостаточность познавательной деятельности связана с незрелостью эмоционально-волевой сферы ребенка, т.е. с психическим инфантилизмом. При втором — нарушение познавательной деятельности является следствием стойких церебрастенических состояний. В классификации Т.А.Власовой и М.С.Певзнер заложены основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов образования ЗПР: формирование этого отклонения в развитии как за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет расстройств мозговой деятельности (нарушения скорости протекания нервных процессов, их повышенной истощаемости и несбалансированности) и недостатков отдельных психических функций. Различные формы сочетания эмоционально-волевого недоразвития (инфантилизма) и недоразвития когнитивных процессов позволяют ученым-дефектологам говорить о различных вариантах ЗПР, которые отличаются качественными особенностями, степенью выраженности и прогнозом. Наибольшее распространение в нашей стране получила классификация задержки психического развития, предложенная К.С.Лебединской в 1982 г., которая отражает механизмы нарушения познавательной деятельности и причину возникновения задержки развития, выделяя четыре ее типа. Опираясь на эту классификацию, опишем наиболее частые проявления задержки психического развития.
|