Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика и жизнь






Шемшук В.А.

НООБИОЦЕНОЗ

ИЛИ КАСАНИЕ СВАРОГА

 

Пермь

Издательство " Веды"

Уральского фонда Рерихов

1995 г.

 

 

Этика и жизнь

 

Для создания живого эгрегора, необходимо, чтобы в нём сформировалось как и в живом организме 12 жизненно-важных систем, к которым относятся опорновигательная, пищеварительная, покровная, выделительная, нервная, эндокринная, кровеносная, органы чувств, дыхательная и половая. Каждой из этих систем должен соответствовать свой бог Пантеона, иначе целостного организма не получится.

Продолжая традиции органической школы в социологии, основанной английским философом Гербертом Спенсером, мы будем часто прибегать к сравнению организма и общества и делать между ними прямые аналогии.

Многие из открытых человечеством моральных принципов, объединённых в рамках Живой Этики, отчётливо соответствуют устанавливаемым современной наукой признакам организации живой материи. Перечислим главные признаки жизни (таблица 1).

 

Признак жизни Пояснения
Целостность Внутреннее единство, независимость от окружающей среды, автономность -
Развитие Преобразование, рост и дифференциация организма
Наследственность Сходство индивидуального развития в целом
Раздражимость Реакции на изменения окружающей среды
Самоорганизация Повышение жизнеспособности, только за счёт внутренних средств, упорядочение
Гомеостаз Постоянство внутренней среды и функций
Изменчивость Изменение признаков и свойств у индивидов

Таблица 1. Главные признаки жизни.

 

Согласно теории систем, семи вышеперечисленных параметров вполне достаточно, чтобы система стала стабильной и могла существовать самостоятельно.

Если общество, построенное на неформальных отношениях в основе которых лежит мораль, так или иначе имеет обратные связи и потому живо, то государство, строящееся на формальных связях, обратных связей почти не имеет, а поэтому, как правило, мертво.

Моральные принципы, превращающие государство из аморфной массы в живой организм, присущи общинному образу жизни. Россия была его последним оплотом. Здесь он был окончательно разрушен в этом столетии. Оживить, значит одухотворить. Духом государства может стать Живая Этика, которая помогает нам восстановить частично утраченную общинную мораль, являющуюся частью ведической культуры. Носителями этой культуры были арии, славяне и другие народы, составляющие сегодня индоевропейскую языковую семью. Эта культура за тысячелетия неоднократно изменялась преобразовывалась, поэтому от неё остались вкрапления, бисером рассыпанные по территории Европы и Азии, кто остался ей верен, сегодня достиг небывалых высот своего развития.

Из всех моральных принципов, данных Живой Этикой, мы отобрали лишь те, которые соответствуют перечисленным признакам жизни, которые оказываются соответствуют врождённым общинным качествам человека.

 

1. Если все люди станут терпимыми друг к другу, то общество обретёт один из главных признаков жизни - " целостность". Терпимость есть условие для взаимопонимания. Мы знаем, " какая проявится созидательная сила, если соединить сердца в хоровод согласия". Нетерпимость и агрессивность исторически вели к изоляции людей друг от друга с образованием новых народностей и языков. Так, боруссы, пруссы, этруски, отколовшиеся от славян, уже давно перестали существовать. Нетерпимость разлагает общество на всё более мелкие части, разложение идёт до тех пор, пока эти части окончательно не исчезнут. Терпимость же ведёт к интеграции и придаёт государству признак целостности. Терпимость - это качество сильных и оно является мерой духовности, потому что благодаря ему можно овладеть всеми другими принципами.

 

2. Другой важный признак жизни - " развитие". Оно может осуществляться, если люди уважают и ценят друг друга.

До сих пор развитие наук, религий, искусств и ремёсел определялось отношением к ним правителей и власть имущих. В древних Персии и Греции правители высоко ценили риторику, философию и искусства, благодаря чему они достигли там невиданного расцвета. Почему Германия дала миру наибольшее количество философов по сравнению с другими странами? Ведь философов всегда было много во все времена и у всех народов, но в Германии, частично перенявшей римские традиции, к ним было лучшее отношение, которое позволяло им самореализоваться, чего не было в других странах.

Конечно, мы прекрасно понимаем, что любое постановление или закон сами по себе не сделают человека терпимым и не заставят его уважать других людей. Но, как утверждал Н.Г.Чернышевский в своей теории " разумного эгоизма", если в обществе существуют условия, в которых человеку выгодно быть честным (или терпимым, или иметь своё достоинство и уважать честь и достоинство других), то он будет таковым сначала по необходимости, а потом и по сути.

 

3. Если сила народного убеждения и его устремлённость передаются следующим поколениям, т. е. осуществляется преемственность, то появляется третий важный признак жизни - " наследственность". Нарушение этого принципа нациями и государствами грозит им гибелью, потому что подрубаются корни древа эволюции. Древо, объединяющее эпохи и питающее своими корнями современную цивилизацию, живо лишь в том случае, если народ чтит свою историю и предков. Народы и целые нации канули в небытие только потому, что забыли свои истоки. Древние цивилизации Месопотамии и Египта исчезли с лица Земли сразу после того, как, поменяв свои религиозные убеждения, поспешили забыть свою историю. Не меньшая опасность кроется в искажении и фальсификации истории. Историки, которые этим занимаются, не понимают, что они лишают своих соотечественников будущего и обрекают их на вымирание.

Наибольшая сила преемственности возникает, если люди обладают качеством приятия информации, т.е. принимая её без оценки такой, какая она есть. Приять – значит познать. Этим качеством обладают дети, но с годами оно, как правило, утрачивается.

 

4. Законы государства должны содержать в себе принцип соответствия, который входил еще в кодекс древнеримского императора Юстиниана, правда, назывался он несколько иначе: " Каждому отдать должное". Благодаря этому принципу в обществе возникают обратные связи, которые приводят к такому важному признаку жизни, как " раздражимость" Но не спутаем его с раздражением, которое ведёт только к " обессиливанию" человека. Раздражимость - способность реагировать на изменения окружающей среды.

Принцип соответствия означает, что на каждом, кто принимает законы, будет лежать ответственность за все их негативные последствия, тогда потомкам не за что будет винить своих предков.

Для того, чтобы в государстве воцарилась гармония, необходимо так или иначе компенсировать всё совершённое в обществе зло, а это возможно только при неукоснительном выполнении принципа соответствия.

 

5. Признаку " самоорганизации" в Живой Этике соответствует принцип сотрудничества (принцип, характерный для любой общинной морали и наиболее сохранившийся у кавказских и славянских народов). " Можно делать изумительные наблюдения, собирая в группы согласованные сознания", - читаем в " Сердце", одной из книг Живой Этики. Высокое качество сотрудничества придаёт жизненность и одухотворённость обществу, что способствует расцвету личности.

 

6. В Живой Этике большое внимание уделяется принципу соизмеримости. " Обычно люди страдают от своей несоизмеримости... Утрата соизмеримости есть потеря пути". Структурное гармоничное соотношение частей сохраняет постоянство. Иначе говоря, соизмеримости соответствует такой жизненный принцип, как " гомеостаз".

Смысл и цель управления государством и обществом - сохранять, а не разрушать. Изменение в обществе нужно ради сохранения постоянства благосостояния, прав и здоровья народа, и никакие нововведения не должны изменять их.

Наиболее сильно принцип соизмеримости проявлялся у древних греков в дошедшем до нас известном гиппократовском изречении: " Не навреди". В Евангелии есть очень похожий принцип, известный как золотое правило этики: " Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы тебе делали". Более современная его трактовка: " Не делай другим того, чего они не хотят, чтобы им делали". Приведённые примеры раскрывают суть соизмеримости.

 

7. Самый тонкий признак жизни - " изменчивость". Он трудно достижим в обществе, потому что от каждого требует индивидуального открытия сознания, которое может привести к смене научной или социальной парадигмы и, возможно, даже к созданию общества с открытой структурой. Это новое общество будет основываться не на злобе разрушения, а на понимании законов эволюции.

Изменчивость не должна ухудшать гомеостаз в обществе, а наоборот, должна улучшать его параметры.

Соответствие моральных принципов признакам жизни представлено в таблице 2.

 

Признак жизни Принцип морали
   
Целостность Терпимость
Развитие Уважение
Наследственность Приятие, преемственность
Раздражимость Соответствие
Самоорганизация Сотрудничество
Гомеостаз Соизмеримость
Изменчивость Открытость

 

 

Таблица 2: Признаки живого общества при взаимоотношениях

людей на основе моральных принципов.

 

Подведем итог сказанному: претворение перечисленных семи принципов морали в жизнь и трансформация их в законы государства оживит и одухотворит государство, а это неизбежно приведёт к расцвету личности и общества.

Перечисленные здесь семь моральных принципов - это не изобретение Живой Этики, а достояние человечества, прежде всего народов, прошедших через Общину, а потом и тех народов, которые в разные периоды абсолютизировали тот или иной принцип. Например, принципы терпимости и приятия (в виде " возлюби ближнего") провозглашались многими религиями, в том числе и христианством. Принципы уважения и сотрудничества до сих пор существуют в международном праве. Открытость сознания была провозглашена буддизмом. Принципы соизмеримости и соответствия были достоянием греков и римлян. Все семь принципов, как и десятки других, здесь не обозначенных, были объединены в рамках учения Живой Этики и должны лечь в основу всех политических партий и государств, поскольку, во-первых, способствуют выживанию общества в экстремальных условиях, а во-вторых, являются источником внутренней силы и всех эволюционных преобразований человека.

Право - это совокупность правил поведения (норм), устанавливаемых государством, соблюдение которых обеспечивается силой государства, в то время как соблюдение общественной морали, по которой живут люди, обеспечивается общественным мнением.

Попытки создания этического (правового) государства, начиная с Греции, происходили в истории неоднократно: христианские государства, пытающиеся жить по 10 заповедям, исламские, жившие по законам Шариата и даже марксистские, провозгласившие воспитание нового человека. Но все их можно считать неудавшимися, потому что они закладывали в основу государства моральные нормы, которые в отличие от моральных принципов не соответствуют признакам жизни, а поэтому не могут в полной мере обеспечить человеку соблюдение всех его прав и свобод. Все попытки в истории создать этическое, справедливое общество, основанное на моральных нормах (а не принципах), были обречены на провал. Именно принципы, которые позволяют конструировать бесконечное число моральных норм, должны лечь в основу государства.

Как уже указывалось, принципов должно быть как минимум семь и ни один из них нельзя нарушать, поскольку одновременно нарушаются все остальные. Меньшее число принципов не способно оживить государство, потому что в нём не будет сохраняться постоянство прав и благосостояние народа (гомеостаза). Действительно, если организм лишить какого-то из семи признаков жизни, разве он останется после этого живым? В основу государства надо закладывать, как минимум, семь ненарушаемых этических принципов. Тогда необходимость в интригах, как в единственном на сегодня эффективном способе управления, отпала бы сама собой. Ожившее государство, станет одухотворённым, когда в качестве духа в нём будет присутствовать Этика.

В настоящее время успех демократического правления имеет место только в тех странах, где законы государства и конституция хоть немного соответствуют этическим принципам и написаны не для сиюминутной выгоды, не для достижения личных интересов власть предержащих и даже не для сегодняшних требований народа, а в интересах будущего общества и требований социальной эволюции. В мире нет ни одной страны (за исключением, пожалуй, Индии), где демократия установилась бы с первого раза, без кровавых революций и военных переворотов, без многолетних гражданских войн и приходящих на смену демократиям диктатур. Например, в латиноамериканских странах попытки ввести демократическое правление начали осуществляться с прошлого века и в некоторых странах продолжают безрезультатно совершаться до сих пор. Даже государства с устоявшимися демократическими традициями не избежали кровавых событий, причём попытки демократического переустройства общества проявились в них значительно раньше, чем в латиноамериканских странах.

России не избежать кровавых событий, если сегодняшние и завтрашние правительства не обратят должного внимания на этические принципы в политике. В них заложена гарантия стабильности и процветания общества.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал