Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этика и законы природы
Перечисленные моральные принципы соответствуют не только признакам жизни, но так же конкретным явлениям и законам природы. Например, принцип терпимости проявляется в природе в суперпозиции полей. Моральный принцип соответствия, приводящий в обществе к обратным связям и явлению раздражимости у организмов, соотносится с существующим в природе законом, открытым И.Ньютоном: " Действие вызывает равное противодействие". Принципу преемственности (приятию) соответствует явление комплиментарности, благодаря которому в живой природе осуществляется передача признаков по наследству. " Развитие" как признак жизни, которому соответствует этический принцип уважения, имеет ещё и общеприродное значение и описывается пятью известными законами развития (диалектики) Гегеля: становления, переход количества в качество, отрицания отрицаний, всеобщей связи, борьбы и единства противоположностей. На уровне кристаллов и в строения планет мы сталкиваемся с упорядочением, с одной из характеристик самоорганизации. В более явном виде явления самоорганизации проявляются в открытых системах, при подводе к ним энергии, когда устанавливается динамическое равновесие. Эти процессы описываются законами синергетики - науки о самоорганизации в природе. В обществе явление самоорганизации возникает при стремлении людей к сотрудничеству. Если такого стремления нет, то никакой новой, более сложной, системы не возникает. Гомеостаз, с которым соотносится моральный принцип соизмеримости, возникает в живых организмах вследствие проявления в природе принципа Ле Шателье: " Внешнее воздействие, выводящее систему из термодинамического равновесия, вызывает в ней процессы, стремящиеся ослабить результаты этого воздействия". К этическому принципу открытости относится один из движущих факторов эволюции (одновременно являющийся признаком жизни) - " изменчивость", который, кроме биологического, имеет и общеприродное значение. " В природе всё изменяется, кроме закона изменений, нельзя в одну и ту же реку войти дважды", - так говорил древнегреческий философ Гераклит. Каждому названному принципу морали соответствует конкретное явление в природе, которые сведены в таблицу 3.
Таблица 3. Соответствие моральных принципов законам природы.
Законы природы независимы от нас, однако в обществе люди их устанавливают сами. Если новые законы общества не имеют аналогов в природе, то такое общество будет разрушено придуманными законами и отторгнуто природой с тела планеты как инородное тело. Но если общественные законы будут соответствовать природным, то люди невольно могут воздействовать и положительно изменять взаимодействия в природе. Так, животные, живущие рядом с человеком, вследствие индукции (и подражания) изменяют своё поведение. Современник И.В.Мичурина американский естествоиспытатель Д.Батлер, уговаривая растения измениться, вызывал у них устойчивые мутации. Поэтому, зная условия передачи человеческих взаимоотношений на взаимодействия животных, можно целенаправленно управлять эволюцией биосферы. О влиянии общественных процессов на явления природы говорили многие древние философы и выдающиеся деятели М.Ганди, Н.К.Рерих. Когда в Китае началась гражданская война, М.Ганди предсказал землетрясение, что и случилось. Землетрясениям в Степанакерте и Ленинакане предшествовали кровавые события в Нагорном Карабахе, эту статистику можно продолжить. Воздействия общественных негативных процессов просматриваются не только в случаях землетрясений, но и в других природных катастрофах.
|