Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Root cause - Основная причина






------------------------------

Мы исследовали устройство для спуска Дика (боббина) и не обнаружили свидетельств дефектов производства. Прочность материала и допустимые отклонения - подобны другим образцам этой конструкции. Зазоры между подвижными относительно друг друга частями полностью соответствуют нормальным.

 

Боббина производит впечатление подвергшейся разнообразным повреждениям в процессе падения.

 

Как общеизвестно, боббина была погнута таким образом, что две главные части корпуса (подвижная щечка с защелкой и неподвижная щечка с фрикционами - терминология моя, КБС), были смещены примерно на два миллиметра, по сравнению с нормальным закрытым положением.

В нормальном состоянии обе щечки почти прилегают друг к другу так, что они легко соприкасаются или почти соприкасаются, когда боббина закрыта.

Был также поврежден (sprung - ударен) механизм защелки, включая ее небольшой отгиб-фиксатор, так, что защелка могла быть передвинута внутрь и наружу в любое положение.

 

Так как никто не был свидетелем начала спуска, и боббина была найдена открытой и отсоединенной от веревки, мы не можем исключить возможности, что был использован способ заправки веревки типа " С".

В нашей имитации ситуации аварии мы не нашли большого различия в последствиях неполного закрытия защелки при " С" -заправке веревки, по сравнению со стандартным способом.

Данное устройство, выпущенное около 1980 года, имеет обычную конструкцию, которая широко используется с 1960 года, и было произведено фирмой Петцль во Франции.

Невозможно определить, являются ли фрикционы (термин мой, КБС, можно перевести: бобины, шпульки, барабаны, катушки) боббины оригинального производства или были заменены ее владельцами на такие же.

Как уже было сказано, Дик не был первым владельцем устройства.

На боббине нанесена идентификационная гравировка обоих владельцев.

 

Так как не было непосредственных свидетелей, и потому что снаряжение получило повреждения в процессе падения, главная причина этого несчастного случая не может быть уверенно определена.

Можно предположить неполное закрытие боббины, но следы на ней крепко наводят на мысль о том, что существенную роль сыграла неверная конфигурация прикрепления боббины к беседке.

Дело в том, что неправильная конфигурация подвески могла реально увеличить вероятность неполного закрытия боббины, как мы убедились во время попыток воспроизведения/имитации несчастного случая.

 

Избыточная длина веревки на дне колодца исключает возможность того, что Дик использовал контрольный карабин под боббиной.

Однако очень неправдоподобно, что использование контрольного карабина могло бы повлиять на результат в этом происшествии.

 

Так как боббина была погнута в процессе падения, то мы можем только строить предположения относительно того, в какой степени ее состояние до аварии повлияло на неполное закрытие.

Помехи между двумя щечками боббины безусловно могли повлиять на неполное закрытие, как показано на фото 11, однако мы установили, что можем также неправильно использовать и новую боббину идентичной формы (как с некоторыми отличиями конструкции, так и включая точно такую же, как вызвавшая эту аварию). Грязь и песок на боббине могут вызвать похожие помехи.

 

Фото 11 by Laura Maish Фото 12 by Laura Maish

 

Мы обнаружили большое количество засохшей грязи на всех поверхностях боббины, но весьма сомнительно, присутствовала ли какая-либо ее часть перед аварией. Эта грязь видна на фотографиях защелки, сделанных на месте аварии.

 

Мы обнаружили также, что мы могли довольно долго спускаться с не полностью закрытой боббиной (как показано на фото 11 и 12) прежде чем наши движения приведут к опусканию майлон рапида (далее МР, в оригинале quick link, прим. КБС) в нормальное положение, в результате чего боббина полностью закроется.

 

Однако мы также установили, что в определенных условиях вместо опускания МР в нормальное положение, боббина, при своем повороте относительно МР, направленном против часовой стрелки (если смотреть сверху, как показано на фото 13,), была им насильственно открыта.

 

Фото 13 by Laura Maish Фото 14 by Laura Maish

 

Это вращение могло также создать взламывающий рычаг - открывающий боббину, создавая зазор в несколько миллиметров между ее щечками (фото 14, 15, 16).

 

Фото 15 by Laura Maish Фото 16 by Laura Maish

 

В этом случае даже незначительное потряхивание подвески приводило к произвольному движению правой (ненагруженной) щечки боббины.

Точка вращения правой щечки расположена вблизи ее центра тяжести, поэтому она не обладает тенденцией к вращению, единственно в результате встряхивания.

При имитации аварии в этой фазе мы наблюдали, как правая щечка боббины меняет свое положение от слегка открытой (фото 17) до положения, где угол между двумя щечками составлял около 45 градусов (фото 18).

 

Фото 17 by Laura Maish Фото 18 by Laura Maish

 

Когда угол между щечками обоймы составляет более 30-ти градусов, становится полностью видна часть веревки вокруг внешней (верхней как показано на фотографиях) части верхнего фрикциона.

 

Если кейвер осведомлен (вовремя заметит - пояснение мое, КБС) об этой ситуации, он может удержать боббину достаточно закрытой для того, чтобы предотвратить выпадение веревки, и может либо продолжить спуск, либо исправить положение.

Но весьма вероятно, что в рассматриваемой аварии это состояние существовало слишком короткое время.

 

Дик высказывал, что у него были трудности, связанные со скольжением веревки через боббину, и приходилось силой проталкивать веревку вверх через нее.

В момент подачи веревка фактически способствует возвращению свободной щечки боббины в безопасное положение (как бы стараясь закрыть ее), но последующее внезапное и резкое понижение кейвера (например, когда поданная часть веревки быстро проходит через устройство) может повернуть свободную щечку боббины на открывание.

Каждый цикл такого прерывистого движения, вызванного подачей, может вызвать возникновение изогнутого сегмента веревки (как результат движения подачи) в тот момент, когда щечка боббины находится под таким углом, что оставляет открытой часть веревки вокруг верхнего фрикциона (фото 19, 20).

 

Фото 19 by Laura Maish Фото 20 by Laura Maish

 

Если в этот момент кейвер хоть немного движется вниз, даже крошечная горизонтальная составляющая силы, приложенной к веревке его тормозящей рукой, послужит причиной того, что веревка слетит с фрикциона, с последующим немедленным полным отделением боббины от веревки (фото 21, 22, 23, 24).

 

Фото 21 by Laura Maish Фото 22 by Laura Maish

 

Фото 23 by Laura Maish Фото 24 by Laura Maish

 

Во время имитации мы пришли к заключению, что горизонтальная составляющая силы торможения почти всегда присутствует при нормальной работе в связи с тем, что тормозящая рука обычно находится у правого бедра.

 

С целью обсуждения, мы хотим рассмотреть описанный выше сценарий " открытой боббины".

 

Царапины на снаряжении - особенно глубокая выемка напротив входного проема боббины (фото 25), наводят на мысль о возможности его различных неверных конфигураций, но не может быть исключено их происхождение и от удара.

 

Фото 25 by Laura Maish

 

Дик пользовался треугольным винтовым майлон рапидом для соединения беседки, и овальным винтовым майлон рапидом между треугольником и боббиной.

Эта комбинация в некоторой степени склонна застревать, как показано на фото 26-32.

Фото 26, 27 и 28 by Laura Maish

 

Застревания снаряжения, показанные на фото 26 и 27, весьма мало стабильны. Неправдоподобно, что любой из этих двух вариантов мог быть устойчив более чем несколько секунд перед соскакиванием в правильное положение.

И все же если условия на фото 27, тем не менее, существовали, очень вероятно, что это повлияло на открывание боббины (красная стрелка на фото 27). Белые стрелки на этой фотографии показывают силы, приложенные от веревки к беседке.

 

В добавок к тому, что открывание защелки с последующим открыванием подвижной щечки могло произойти за счет поворота боббины, последовательность чего описана выше, если защелка из ситуации на фото 27 была таким образом открыта или повреждена, это могло сделать возможным то, что овальный МР, как рычагом, разделил щечки боббины - фото 28.

Однако имитация этой ситуации не привела в результате к открыванию боббины - овальный МР так и не прошел полностью через ее щечки.

 

Две ситуации застревания, показанные на фото 29-30 и 31-32, достаточно устойчивы для продолжительного времени спуска, и совместимы с прямыми линиями царапин, как на защелке, так и на МР.

Фото 29 by Laura Maish Фото 30 by Laura Maish

 

Может показаться, что застревание на фото 31 и 32 будет не стабильно, и что треугольный МР быстро встанет в правильное положение, но наша имитация показывает обратное. Картина вращающих моментов (вращающие силы - проще говоря) вообще удивила нас.

 

Фото 31 by Laura Maish Фото 32 by Laura Maish

 

Если кейвер попадает в такую ситуацию и пытается повернуть снаряжение в правильное положение, эта попытка может привести к тому, что овальный МР тотчас соскочит в нижнюю часть отверстия боббины - и откроет ее воздействием на крючок подвижной щечки.

 

Когда мы столкнулись с этим при имитации, мы тут же уловили возможную связь между этой неожиданностью и восклицанием Дика " Нет, нет". Хотя это и очень умозрительно, мы склоняемся к тому заключению, что эта или очень похожая ситуация имела место, и что Дик заметил ее и постарался исправить.

 

Мы считаем, что восклицание " Нет, нет" является в большей степени реакцией на следующую цепочку событий: понимание ситуации (застрявшее снаряжение, открытая защелка), действия по исправлению ее и удивление от неожиданного результата этих действий, чем только реакцией на обнаружение самой ситуации (открытая боббина) в момент того, как веревка соскакивает с нее.

Более того, наша имитация последовательности фаз открывания боббины наводит на мысль, что заметить открытую боббину в краткий миг перед падением, когда уже слишком поздно, чтобы что-либо сделать - выглядит неправдоподобным.

 

 

В любом случае открытая боббина, застрявшее снаряжение\открытая защелка (которое затем приводит к открытой боббине), неполное закрытие защелки боббины - все это составляющие главной причины.

Дополнительное внимание, направленное на обеспечение закрытия защелки также поможет в обнаружении неправильной конфигурации снаряжения для спуска.

Другие содействующие факторы (Other contributing factors)

Присоединение боббины к беседке при помощи МР: МР по диаметру корпуса и в поперечном размере своего овала несколько меньше, чем карабин, и потому много более способен к застреванию в сочетании с треугольным МР на беседке. В том числе, несколько более способен воздействовать на защелку боббины (как показано на фото 11), чем полукруглый винтовой МР в сочетании с карабином.

 

Толстая жесткая веревка: 11-миллиметровая веревка, очень жесткая от возраста и грязная, послужила причиной необходимости подавать веревку через боббину. Если бы не такое ее состояние, частично открытая боббина могла быть замечена перед движением подачи, приведшим к отделению от веревки.

 

Форма прорези боббины: более новые конструкции Петцля имеют остроконечную форму крючка отверстия подвижной щечки боббины (Фото 33, 34, 35), что правильнее, чем ровная поверхность, хорошо видимая на фото 11 и 25 ( см.выше )".

 

Фото 33, 34, 35: Более современные конструкции " Simple" и форма крючка.

 

 

Впечатляет, не правда ли?

Ксли говорить о конструкции защелки, то сначала может показаться, что все дело в форме самой защелки на боббине пострадавшего, имеющей характерный отгиб.

Но оказалось, что ультрасовременные пластмассовые защелки боббин (фото 36, 37) прекрасно открываются при нажатии на них в определенном направлении - сбоку наискось.

 

Фото 36, 37: Защелки боббин " Simple" и " Stop" фирмы Петцль, 2006 г.

 

На первый взгляд представляется мало реальным, чтобы правильно и до конца застегнутая боббина самопроизвольно выстегнулась под действием карабина или майлон рапида подвески - но стоит взять в руки то и другое, как результаты просто пугают.

 

Даже карабин! Несмотря на его значительно большую толщину и общие размеры, по сравнению с майлон рапидом.

Я опробовал разные формы карабинов: " D-образный", HMS, трапеция, овальный, и все они без особого труда открывали защелку боббины - фазы такого открывания показаны на фото 38, 39 и 40.

Фото 38, 39, 40 Открывание защелки боковым с поворотом нажатием карабина

 

Этому весьма способствует скользкая пластмасса защелки. В последней фазе защелка буквально выстреливает подвижную щечку боббины, которая получает вращательное движение.

 

Из двух принципиально возможных расположений карабинов подвески (фото 41 и 42) такую опасность несет только карабин, расположенный защелкой и муфтой от себя, как показано на фото 42.

 

Фото 41, 42: Варианты расположения карабина подвески.

 

Могу отметить, что наиболее неохотно открывают защелку карабины с большим радиусом закругления - овал и HMS, но чем острее угол карабина - тем проще открыть защелку. Скользкая пластмасса современных защелок довольно легко подается при боковом усилии даже толстого округлого стержня карабина.

И хотя возникновение такой конфигурации снаряжения подвески боббины весьма мало вероятно, но, тем не менее - она принципиально существует.

 

Какие же главные выводы можно сделать из всего этого?

 

В самой конструкции популярнейшего среди приверженцев французской школы SRT спускового устройства - боббина (Simple, каталка) заложена смертельно опасная возможность непроизвольного открытия обоймы.

Это может произойти вследствие самого разного стечения обстоятельств, что доказывает вышеприведенный анализ, и подтверждается многочисленными несчастными случаями по причине открывания боббины.

 

Выбирая в качестве спускового устройства боббину, каждый должен понимать, что с этого времени его безопасность на отвесах под большим вопросом, слишком большим, чтобы можно было отмахнуться.

 

Это еще один серьезнейший минус в коллекции недостатков, присущих этому спусковому устройству, в силу национальной традиции продолжающим оставаться основой французской школы.

В сочетании с отказом от самостраховки на спуске, использование боббины - лучший способ пополнить собой сводки печальных происшествий в кейвинге.

 

==============


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал