Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Заседание солдатской секции. Об этом заседании обнаружены и публикуются документы: отчет, составленный на основе правленной стенограммы заседания
Об этом заседании обнаружены и публикуются документы: отчет, составленный на основе правленной стенограммы заседания, фрагмент рукописного протокола, отчет о заседании секции и копия отчета в несколько иной записи. В качестве приложения дается запись хода заседания, сделанная депутатом от 176-го пехотного полка Ф. П. Матвеевым. № 125 1. Отчет о заседании солдатской секции Представитель Черноморского флота, г. Севастополь [Верховски й]. Товарищи, перед налги месяц самое большее. Сейчас везде лежит снег, большие операции невозможны, мо- 508 гут быть частные ходы. Но через месяц начнется большое дело, и тогда судьба родины нашей будет поставлена на карту: или великая Россия жипет свободной и мощной, или нас растопчут. Если за эти месяцы мы [не] сумеем внутренние переборки старой жизни сломать, если мы не сумеем отношений офицеров и солдат, которые вместе идут на смерть, вместе идут на победу, если мы не сумеем этих отношений наладить, победы не будет. Вот о чем я хотел сказать. В Севастополе за эту мысль мы прежде всего схватились. Необходимо доверие и совместная работа. У нас все проще гораздо было, потому что у вас войска вышли, а офицеры не все — кто вышел, а кто нет. У вас не было настоящего случая, у вас было пролитие крови. В Севастополе этого не было. Когда мы получили известие, что начинается новая жизнь, мы все вместе вышли сразу — офицеры, солдаты, матросы и рабочие — и протянули друг другу руки. У нас не было сомнений и недоверия. Поэтому тех трений, которые были у вас, у нас не было. Кроме того, господа, не забывайте, у нас на юге весна, мы можем собираться на воздухе, целыми часами говорить. Потом, господа, за сетевым ограждением Севастополя начинается опасность, смерть. Каждый из нас, может быть, каждый день, выходя, знает, что ему придется жертвовать жизнью за родину. Вот эти три условия сразу — совместная работа офицеров со своими командами, опасность и смерть, весна на дворе, как и весна в сердце, — все это сразу нас поставило на верные рельсы, сразу началась большая организационная работа. 8 марта она началась. 19 марта организация, предложенная мной Центральному комитету, прошла единогласно через Центральный военный комитет, состоящий из 15 офицеров, 45 матросов, 15 рабочих и 6 кондукторов, единогласно — через Совет делегатов матросов и солдат, единогласно — через офицерское делегатское собрание и единогласно — через общее собрание офицеров Черноморского флота и гарнизона. 19-го числа она была утверждена командующим флотом, и сейчас Черноморский флот и гарнизон Севастополя вместе с его рабочими работает и живет уже как новая часть, живет уже как войско и флот новой, освобожденной России, сломив все внутренние перегородки. Вот, господа, эту внешнюю форму я и приехал вам рассказать. У вас эта работа только что началась. Явился в газетах проект ротных и полковых организаций.8 Но этого мало. Организация должна все захватить до самого верха. Она должна подняться до Совета р. и с. д. в Петрограде. Когда я сюда ехал, тысячная толпа солдат, матросов и рабочих, провожая меня из Севастополя, просила меня это вам передать, что мы в Севастополе сделали все, что могли. Теперь надежда наша на вас. Меня прислали к вам с мольбой, исходящей из больного за эту войну сердца, — спасти Россию. В чем дело организации? Офицерский корпус вековой культурой, наукой в академиях, школах, училищах несет в себе знания к победе — технику. Мы — инженеры военного дела. Поэтому организация наша всецело сохранила за корпусом офицеров ведение войны и боя, обучение и подготовку частей. Эти два отдела всецело предоставлены нам. Внутреннюю жизнь части, весь ее внутренний быт, все внутренние вопросы, которые возникают, — они, естественно, переданы выборному началу, выбор- а См.: 19 марта, Приложение I к заседанию солдатской секции. 509 ному началу матросов, солдат и офицеров. Это второе. Значит, первое — боевые вопросы, второе — внутренний быт и третье — выборное начало: офицеры, солдаты и матросы поставлены рядом по выборам, чтобы на этих выборах вместе сжиться, вместе сработаться. Каждый из вас знает то вековое недоверие, которое разделяло от офицера солдата и матроса. Сейчас это главный ужас, который мешает организовать армию. И для того, чтобы его сломить, надо вместе работать. И вот третьим пунктом нашей программы явилась именно совместная работа солдат и офицеров во внутренней жизни. Какой бы вопрос ни возник, скажем, даже злоупотребления на почве военного времени, ему дан совершенно законный исход. Рота не соглашается с командиром — переносится на собрание делегатов полка; полк не соглашается с командиром — переносится в Центральный военный комитет Севастопольского гарнизона Черноморского флота, в тот комитет, в котором я сейчас имею честь быть председателем. И мы имеем право наряжать расследование о ком бы то ни было, не стесняясь положением и чином для доклада документальных данных командующему флотом, и немедленного принятия нужных решений по отношению к данному лицу. И через нас, господа, прошли уже такие дела, в которых мы могли показать, что справедливость действительно торжествует у нас. Все — от адмирала (такой случай был) до простого рядового — все проходят через суд Центрального комитета. Господа, ведь вы сами знаете, какое теперь время. Достаточно провокатору крикнуть: «Измена!» — и уже на человека вешают собак. Таких людей Центральный комитет обелит. Людей же, которые виноваты в измене, — осудит. Командующий флотом — первый гражданин военной новой нашей организации; он всегда шел впереди нас. Вот, значит, те три основания, которые я вам предлагаю. Боевая часть, корпус офицеров, внутренний быт, выборное начало, совместная работа офицеров и солдат во внутренней жизни и возможность каждой отдельной вспышке, где бы она ни возникла, получить законный исход и законное удовлетворение. На это последнее, господа, я обращаю особенно ваше внимание, потому что начнется бой. В боях кто из вас, господа, бывал, тот хорошо знает, что начальники бывают разные, и раньше недоверие к начальнику, сдерживаемое железной дисциплиной прежнего времени, оно тухло, а в теперешней армии этого быть не может. Если этому не дать законного выхода, если не дать возможности негодного начальника устранить, что будет? Вспышка.Как повлияет это на военное дело, это вы сами знаете. Мне пришлось слышать, господа, требование допустить солдатских делегатов в оперативную часть штаба. Это же ужас, это значит пустить человека, который в первый раз видит электрическую машину, пустить его к управлению этой машиной. Вот, господа, для того чтобы дать жизни естественный выход, от вас — лучших представителей армии, от вас армия ждет решающего слова и слова скорого, потому что перед нами месяц, но не больше, и еще, дай бог, чтобы он был везде. Поэтому, господа, я выступаю с конкретным предложением: как те мысли, которые у нас в Севастополе народились, осуществить в жизни. Мне кажется желательно, подобно тому как в Севастополе, организовать Центральный комитет, имея там представителей всех фактически идущих на бой организаций. И именно эта организация, правда нечеловеческим 10-дневным трудом, создала ту форму организации, которую я принес, чтобы создать и здесь у вас 510 что-нибудь подобное, чтобы здесь в кратчайший срок довести до конца ту организацию, которую вы начали, и через военного министра объявить к неуклонному и быстрому проведению в жизнь. Или мы эту организацию создадим, или, господа, я, как солдат, дравшийся 8 месяцев вместе с солдатами в японскую войну и прошедший через все то, через что проходит сейчас солдат, видевший войну, как офицер строевой и как офицер генерального штаба, и в штабе дивизии на поле сражения, и в крупных штабах, до штаба главнокомандующего, я вам говорю: или эта организация будет проведена и недоверие между офицером и солдатом будет сломлено и мы действительно представим из себя новую свободную армию, или под ударами немцев мы рассыплемся без доверия и тогда, повторяю снова, у нас останутся только одни глаза, как говорил один из немцев, чтобы оплакивать наш позор. Председатель. Мы выслушали приветствие из Севастополя. Ввиду его ценности и важности, быть может, кто-нибудь из товарищей имеет вопросы к этому делегату, или мы это сдадим для более подробного ознакомления с типом организации Севастополя в нашу Военную комиссию. Товарищи, я предложил бы, по уполномочию вашему, просить представителя из Севастополя принять самое горячее и близкое участие в наших работах. Он приехал сюда на более или менее продолжительное время. У него имеется большой печатный доклад об организации, и совершенно необходимо просить его помочь нам в той работе, которую мы сейчас начинаем. (Голоса: «Просим!»). Председатель. Ко мне поступила записка о внеочередном заявлении по поводу распорядка в «Известиях Совета рабочих и солдатских депутатов». Прежде чем дать такое слово, я спрошу собрание, следует ли ставить внеочередные вопросы раньше, чем с ними ознакомилась комиссия или Исполнительный комитет. Я думаю, что не следует. (Голоса: «.К делу!»). Поступило следующее заявление от представителя Измайловского полка, что на прошлом заседании ему было обещано слово сегодня в 12 час. дня о воинской дисциплине. (Голоса: «Просим!»). Командир запасного батальона Измайловского полка Ко зек о. Я очень извиняюсь, что просил так поспешно слово, ибо у меня 7000 солдат и я — лицо официальное и потому не могу часто сюда приезжать, а вопрос крайне нужный, из недр солдатской жизни исходящий. Господа, я прямо перехожу к вопросу. У нас есть государь и великий, и могучий, этот государь — Учредительное собрание, за него мы теперь все умрем. У этого государя есть прекрасный дворец — это наша свобода. В этом дворце, освещенном огнями, теперь блуждаем. Теперь все мы — граждане, но у нас нет того, кто бы мог отстоять этого государя и этот дворец. И вот я, солдат, который 18 месяцев командовал в бою ротой и шесть месяцев батальоном, который 14 лет служил солдатом, я вместе с тем, что говорил сейчас полковник, считаю своим гражданским долгом перед этим высоким собранием сказать слово старого и опытного солдата и честного русского гражданина. Господа, мне сейчас представляется картина нашей Родины в таком виде. Лежит беременная женщина, которая должна разрешиться от бремени, и около нее стоит опытный хирург с ножом и убеждает ее, что нужно произвести операцию, дабы сохранить ее и новорождающего ребенка. И вот происходит разговор между этим 511 специалистом и этой, готовой произвести на свет прекрасное дитя, женщиной. Понятно, ей надо претерпеть известные мучения, известную боль, и она боится согласиться на операцию, а с другой стороны, если она не согласится, последует смерть и ее, и ее дитяти. Господа, этот нож, который в руках опытного человека — воинская дисциплина. Врач, который стоит над находящейся в последних потугах женщиной, — офицер. И, наконец, мучающаяся женщина — это армия в лице солдата. Не бойтесь же, дорогие друзья и товарищи, этого оператора. Теперь он вами выбран, признан знатоком этого дела. Он произведет нужную, правда, может быть, болезненную операцию, по если вы будете толкать его руку, операция будет неудачной, последует смерть матери и смерть того прекрасного дитяти, которое сейчас уже готовится явиться перед нами, — нашей великой свободы, того великого богатыря, которого воспели наши былины. Вот, господа, мне приходится говорить вам не совсем приятные вещи. Мы все время гладили друг друга по головке, но одними удовольствиями ничего на свете не делается. Все добывается трудом, страданиями и мучениями. Даже рождение на свет человека ■ — и то связано со страданиями матери. И, господа, рождение победы, рождение свободы одними прогулками, одними ласками в сиянии блещущего дворца мы не получим. Я хочу от крыть перед вами двери в темный подвал из этого светлого дворца и повести вас туда, где находятся фундамент и основание этого дворца. Пусть граждане гуляют и наслаждаются светом этой свободы, но мы, солдаты, которые пользуемся особым почетом и как граждане, и как солдаты, а солдат выше гражданина, потому что он из этого света опускается туда в тьму и охраняет основание, — мы должны взять на себя этот крест разумной, но железной дисциплины. Она непременно должна сковать нас. Мы должны взять этот крест и идти по народу. «Возьми крест и по Мне гряди», — говорит Спаситель, а я говорю вам как русский гражданин: возьмите крест, возьмем все наш воинский крест и пойдем по народу, опустимся вниз и мы увидим, что фундамент этого чудного дворца некрепок, зыблется. Поработаем там, на этом фундаменте. На наших штыках должна стоять эта великая свобода. И я зову вас туда, в темноту, к работе, к работе и к работе. Я зову вас к станкам. Я пришел сюда как командир измайловцев, который сейчас не знает ни дня, ни ночи, чтобы привести к порядку батальон, который уже близок к порядку, но полного порядка еще нет, потому что отдельные лица мешают мне работать, потому что им кажется, что если я только предъявляю какое-нибудь требование, то, значит, я возвращаюсь к старому. Быть может, среди некоторых из вас еще держится это отношение. Забудем же навеки прошлое. Мы в этом поклялись навеки. Мы счастливы этим светом, и офицеры слились с вами духом и телом как народные слуги, которые умрут около этого светлого престола — Учредительного собрания, как прежде были готовы умереть около царя, которого в свое время выбрал народ и от которого теперь весь народ отказался. Ваше недоверие мне понятно. Оно проистекало из простого, мне совершенно понятного факта: солдат имел возможность раньше перейти к новому строю, потому что он не был так ответствен, как офицер. Каждый солдат был сам по себе как один человек, а офицер являлся ответственным за свою часть как начальник, и поэтому, господа, он должен был присмотреться к тому, что происходит перед ним: есть ли это голос всего народа 512 или голос отдельных людей. Когда офицер увидел, что это голос всей России, что вся Россия отказалась от того, что некогда признала, тогда он низко поклонился любимому солдату, которому он всегда был другом, за исключением отдельных личностей. Я никогда не поверю, чтобы офицерство не было в дружбе с солдатами. Я жил с солдатами все 14 лет как друг, как товарищ и называл их в письмах даже при том режиме «товарищами». Итак, господа, большинство офицеров видело в солдатах дорогих товарищей и были его наставниками. Но вот в этом смысле произошел между нами случайный разрыв. Когда же офицер увидел, что это голос России, — он ведь и сам тяготился самодержавным режимом и страдал от этого режима, но должен был служить (голоса: «Довольно/») по долгу, связывающему его. Я хочу сказать только следующее. Господа, нам надо теперь только претерпеть известные страдания, т. е. подчиниться разумной, правильной дисциплине, надо установить известный порядок, известное начало, которое бы нас всех заставило известные вещи перенести, чтобы мы были дельными борцами, потому что без труда нельзя и только трудом мы сможем добиться свободы и счастья России. В заключение я вам должен прочитать слова Суворова, непобедимого Суворова, которого нам надо для нашего нового государя — Учредительного собрания. (Голоса: «Довольно!))). Я кончаю: «Солдату надлежит быть здорову...». (Голоса: «Довольно, довольно!», рукоплескания). Представитель Вяземского 115-го полка штабс-капитан Гам баров. Товарищи, я и еще четыре солдата-делегата прибыли к вам сюда для того, чтобы от имени всех офицеров и солдат Вяземского полка приветствовать вас (читает).6 Товарищи, когда я ехал сюда с товарищами-делегатами, мы по пути прочитали ваш призыв к народам всего мира. Если до получения этой газеты возможно было наше беспокойство о том, что вы или кто-то другой требует немедленного прекращения войны, то после вашего обращения эти сомнения рассеялись. Мы убеждены в том, что отныне все мы пойдем дружно к одной и той же цели — к победе без аннексии и без контрибуций. Мы пойдем к этой победе для того, чтобы дать возможность русскому демократу и русскому рабочему классу, равно как угнетенным классам других стран, жить и вздохнуть свободно. Мы не верим, господа, и не будем верить тем выкрикам буржуазных газет, той лжи, которая сейчас распространяется о том, что рабочие не хотят работать. Мы уверены в том, что рабочие будут нам присылать и снаряды, и патроны, и оружие, а мы будем там стоять и защищать вас для того, чтобы дать вам возможность создать в тылу благополучие всей русской демократии (рукоплескания). Председатель. Более внеочередных заявлений не поступало. Таким образом, мы возвращаемся к порядку дня и продолжаем ту работу, на которой мы остановились. Приступаем к обсуждению напечатанного проекта, который у каждого из вас имеется. Обсуждение это может вестись в двух плоскостях: сначала общие дебаты по общим положениям, заключающимся в этом проекте, и затем постоянное в обсуждение каждого параграфа в отдельности. Так как общие дебаты по общим вопросам, за- б С этих слов до конца выступления текст слева отчеркнут волнистой линией. в Так в документе. 33 Петроградский Совет ключениым в этом проекте, еще не закончены, я покорнейше прошу товарищей записавшихся обсудить сначала общие положения, общий дух этого устава, общий его смысл и пока не останавливаться на частностях, на отдельных параграфах, а засим слово будет дано тем, кто будет вносить известные поправки. Николаев предлагает связать дебаты по общему и постатейному обсуждению и голосовать по отделам. Второй оратор предлагает не вести общих прений по этому вопросу, а обязательно рассматривать по параграфам, причем параграфы, которые не встречают возражений и дополнений, считать принятыми. Третий оратор предлагает открыть общие прения по этому проекту ввиду несовершенства данного проекта, чтобы выяснить общие его недостатки. Председатель. Значит, предложение товарища Мазуркевича таково, чтобы сначала обсудить общие основания устава, а затем уже отдельные параграфы; предложение второго товарища — весь устав разделить на отделы и по каждому отделу обсуждать общие основания этого отдела и его место в общей системе устава и тут же вносить поправки. Так как больше предложений нет, я эти два предложения поставлю на голосование. Виноват, есть третье предложение: не разбивать на отделы, а прямо перейти к параграфам по порядку. Значит, три предложения: первое — по параграфам, второе — по отделам и третье — общие дебаты (все три предложения голосуются). Итак, собрание решило, по-видимому, обсуждать по параграфам. Докладчик. Товарищи, в печатном тексте есть существенные ошибки и пропуски. Прошу каждого из вас взять свой текст и следить. Я буду называть параграфы и что подлежит исправлению. 1. § 8. Напечатано: «призраками», следует — «признакамь». § 10. Слово «комитет» заменить словом «суд». § 11. Пропущено примечание — «Ответственность за неправильно составленный отчет падает в равной мере на всех лиц, его подписавших». § 40. «Полковой комитет следит за ходом дел по обвинению ротных должностных лиц в превышениях власти и злоупотреблениях». § 41. Вместо слова «вносит» — «выносит». В том же параграфе вместо слова «в полковую комиссию», должно быть «в названную комиссию», т. е. в Военную комиссию Государственной думы. После § 44 должно идти примечание, которое помещено за § 50. § 47 надо продолжить после слов «из числа кандидатов» словами — «кандидатов, избранных ротой, по четыре кандидата на должность». Это все поправки. Докладчик. В §17 «всероссийскими» надо заменить «всероссийским». Председатель. Переходим к обсуждению по параграфам. Докладчик.1' Тут надо ее исправление. Сначала идет заголовок, потом — общие основания, потом после слов «ротный комитет» нужно поставить «§ 1»; дальше — «все роты» и т. д. После слова «батареи» поставить — «2. Комитеты состоят» и т. д. Заголовок и общие основания на параграфы не разбиты. г Из доследующей записи видно, что выступил не докладчик Утгоф, а другой участник заседания. 514 По прочтении объяснительной записки несколько рассеялось недоразумение относительно того, что здесь, по-видимому, соединены действующая армия и тыловые части, но все же мне представлялось бы желательным иметь самое заглавие несколько более определенным: говорится ли здесь о действующей армии или о внутренних округах. В кадровых частях этих округов, постоянном составе, тоже захотят иметь частицу той свободы, которую имеют Петроградский гарнизон и действующая армия. Затем я доложу о соображениях, которые 171-й полк уполномочил меня высказать по § 1. В «общих основаниях» перечисляется 0 пунктов. Вот третий: для сплочения всей армии в единую организацию. Такая форма представляется слишком общею, не раскрывающею положения. Может быть, докладчик пояснит это более подробно. § (к «для выяснения недоразумений между солдатами и офицерами». Этот пункт нас весьма смущал. Надо определить при каждом упоминании установления таких комитетов, какие недоразумения имеется в виду разрешать ротными и какие — полковыми комитетами. Наконец, общее замечание относительно этих общих оснований. Везде здесь «для», «для», «для». Общие основания — это ведь есть принцип, а здесь, я полагаю, надо было бы назвать так: «задачи ротных и полковых комитетов». Мазуркевич. У нас уже на прежних собраниях [было решено], что офицерскому персоналу остается чисто инструкторская часть и руководство в бою. Мне кажется, что в основание ротных и полковых комитетов должны быть положены самоуправление и самоорганизация, а не только контроль. Рагозин. Я говорю от большинства рот Электротехнического батальона. У нас роты неодинаково решили этот вопрос. Одни роты постановили принять самоуправление, а другие — контроль. Первые, которые постановили принять участие в командном составе, к пункту 1 прибавляют примечание: «Кроме того, ротные комитеты участвуют с правом решающего голоса в совещании офицерского состава роты в вопросах боевой подготовки, боевых сторон, учебной части, технической и т. д. Другие части решили так (читает): «Ротные и полковые комитеты организуются...».Д У р а з о в. К общим целям и задачам ротных и полковых комитетов я хотел бы добавить к пунктам три и четыре, что ротные и полковые комитеты имеют своей целью вообще культурно-просветительную и политическую деятельность. Казаринов. Как нужно понимать этот контроль за деятельностью чинов части? В общем проекте нет никаких указаний. Выходит, что мы должны исподтишка контролировать действия начальника хозяйственной части, что, на мой взгляд, недопустимо. Я предложил бы, что для обсуждения чисто хозяйственных вопросов должна быть смешанная комиссия, в состав которой должно войти равное количество людей опытных от офицеров и солдат. Сучков. Тут сказано непонятно: «Будут выработаны особые положения». При равноправии никаких особых положений не должно быть. Я предложил бы так: «Для всех частей войск, которые войдут в состав Многоточие в документе. 33* 515 проектированной народной гвардии, будут выработаны особые положения. Необходимость такого положения вызывается задачами, возлагаемыми на народную гвардию по охране нового политического правительства». 11 р е д с е д а т е л ь. Исполнительная комиссия постановлением своим определила не учреждать особой народной гвардии. Герасимович. Я вношу поправку в пункт первый. Во всем законопроекте красной нитью проходит хозяйственная часть, но, кроме хозяйственной части, есть еще техническая часть, как например ремонт автомобилей, покупка частей и т. д. Я предлагаю так: «Для контроля за всякого рода хозяйственной частью, включая сюда и техническую деятельность части». Кальмейер. Я предлагаю другой способ обсуждения и не придираться к мелочам, т. е. дать по каждому параграфу высказаться трем ораторам, а потом голосовать. ... е Я предлагаю каждое новое предложение формулировать и затем голосовать. Мазуркевич. Каждый из нас, кто служил в батальоне, кто знает систему хозяйства до сих пор, кто знает, как кормили до сих пор, будет всецело на стороне того, чтобы хозяйство велось исключительно комитетами, выбранными от роты, и поэтому я всецело стою за самоуправление. Докладчик. Я буду говорить за редакцию комиссии. Не показалось ли вам удивительным, что только два рода лиц защищают для действующей армии пользу введения хозяйственных комитетов: офицеры настоящие и будущие? То же было и в комиссии. Представитель комиссии генерала Поливанова5*3 полковник Окунев горячо защищал идею — отстранить офицеров от солдатских щей и каши. Ничего удивительного: это сложная и трудная задача. Но дело не в том, чтобы распределить щи и кашу, а чтобы их получить в роту.а И мы сказали, что офицеры получают жалованье, нечего с них снимать обязанности, а чтобы не было злоупотреблений, для этого есть другие способы. Ротный комитет, составленный из пяти лиц, все равно вести хозяйство в целом не может. Хозяйство ведет один. Пусть они доверят отдельные отрасли ротного хозяйства одному лицу: будет ротный артельщик, ротный каптенармус выборный, помощник его выборный и т. д., хоть до выборного ламповщика мельчайшие должностные лица. Это и значит, что фактически вводится самоуправление. Но ротный комитет не может вести дела с интендантством. Он как целое не может вести хозяйство. С офицера же не снимается обязанность не допускать злоупотреблений, не снимается обязанность требовать от начальника хозяйственной части получения всего полностью, а над ним уже строгий контроль ротного командира, о котором и надо говорить, а не об артельщике, о каптенармусе, о ротном командире. В действующей же армии всякая ломка есть болезнь. Побывавшие на фронте знают, как [трудно] бывает добыть продукты, какое напряжение ума и воли требуется иногда, чтобы получить то, что требуется. И ко- е фамилия выступавшего не указана. ж В документе ошибочно: «Поливанока». 3 «в роту» напечатано над строкой. 516 мандному составу, который специально на этом тренировался, даже при добросовестном ведении дела довольно часто бывает невозможно добыть. и тогда солдаты будут его ругать, требовать получения, заставлять напрягаться до последней степени. Если же ротный или полковой комитет возьмет на себя ведение хозяйства, то уже никакой жалобы по действующему закону быть не может. На заявление, что хозяйство не в порядке, будут отвечать, что виноват сам полковой комитет, а полковой комитет не может, не возложив это на одно какое-нибудь лицо, обращаться к интендантству армии. Поэтому нужно определенно поставить: комитет ведет только мелкое хозяйство выборными лицами, а крупное хозяйство ведут под непрестанным контролем должностные лица. Председатель. Ставлю на голосование предложение комиссии об установлении контроля за деятельностью хозяйственного организма армии. (Голосование). Принят контроль. Председатель. Товарищи, вносятся поправки в виде параграфа, что ротные и полковые комитеты организуются для контроля, как мы уже приняли, за хозяйственной частью. Я думаю, что это не есть поправка, а есть особый пункт для целей ротных комитетов. Это есть отдельный пункт. Тут шесть целей: вопрос о контроле для принятия мер. для сплочения. Вы вносите еще добавление: для наблюдения за боевой подготовкой солдатских частей и боевых сторон ее, т. е. строевой, учебной, специальной и технической. Это — дело ротных комитетов, и я думаю — этого сейчас не обсуждать. ...и Я хочу внести следующую поправку: для контроля за хозяйственной, строевой, учебной, специальной и технической частью. Председатель. Такая поправка совпадает с предложением новых целей. Мы будем это дальше рассматривать, а пока что остановимся на § 1 и будем считать его принятым, потому что другая поправка — это не есть поправка, а совершенно новый пункт о новых целях, которые нужно, может быть, обсуждать, а такая поправка, в таком широком масштабе (боевой, технической и т. д. подготовке), эта поправка займет у нас целый день. Поэтому я прошу это внести отдельно как пункт 7. Председатель. Для принятия мер против злоупотреблений. (Баллотировка, принято большинством). Пункт третий —«Для сплочения всей русской армии в единую организацию». Иванов. Пункт три говорит о сплочении всей русской армии в единую организацию. Так вот, в разъяснение этого пункта три внесены параграфы положения о ротных комитетах: 6—16—17—18, дополнительный 19, параграфы 20 и 21. Это все есть разъяснения пункта три — общие основания. То же самое в полковых комитетах параграфы 35, 36, 37. Это все о связи действующей армии между собой. Я должен сказать, что эта постройка организационная вполне закончена как ротных, так и полковых комитетов. Что же касается комитетов местных, солдатских и рабочих депутатов, всероссийского гарнизона армейского, то так как эти организации еще только складываются, то мы их сюда не внесли, а только указали, что когда они будут сложены, тогда с ними будут поддерживать непосредственную связь полковые и ротные комитеты, потому что сейчас и Фамилия выступавшего не указана. 517 настолько разнообразны формы высшей организации армии, что предписать что-нибудь было невозможно. Председатель. «Для сплочения всей русской армии в единую организацию». (Баллотировка. Принято единогласно). Пункт четвертый — «Для подготовки к выборам в Учредительное собрание». Я получил записку такого содержания: «Когда, где и кто решил вопрос об участии фронта в Учредительном собрании?». Совет р. и с. д. в своих переговорах с правительством ясно и твердо выразил волю всего революционного народа и армии, чтобы армия фронта принимала участие в выборах. Временному правительству, вероятно, ничего другого не оставалось, как к этому присоединиться. Так что мы считаем, что и этот вопрос решен по соглашению Совета депутатов с Временным правительством. Так что этот вопрос не возбуждает сомнений.к Итак, господа, для подготовки к выборам в Учредительное собрание. (Баллотировка, принято). К этому пункту вносится поправка: «для культурно-просветительной деятельности» (поправка снимается). Пункт пятый — для решения различных вопросов, касающихся внутреннего быта части. Докладчик. Внутренний быт части — вещь очень растяжимая, и если бы мы попробовали формулировать все то, что может интересовать солдата в своей части, то мы никогда бы из этого не выбрались, потому что имеются сотни мелких и сотни крупных вопросов. Поэтому я просто сказал бы, что ротные комитеты могут разбираться во всех внутренних делах роты. Там могут быть всевозможные вопросы, могут быть недоразумения с нарядами, могут быть вопросы чисто хозяйственные, как например пользование артельными лошадьми, и масса других мелких вопросов. Поэтому мы поставили и общий пункт: «Для решения различных вопросов, касающихся внутреннего быта части». Если мы будем выставлять к этому поправки, то мы этим ограничим права, а ограничивать в этом отношении не следует. Председатель. Итак, вопрос не возбуждает сомнений, поправок нет, ставлю на голосование. (Баллотировка, принято). ЦПункт шестой — «для выяснения недоразумений между солдатами и офицерами». Может быть, здесь не требуется разъяснений. Ставлю на голосование. (Бал ютировка, принято). ...л Я опять повторяю ту редакцию, которую уже докладывал от Электротехнического запасного батальона. Они отличаются в своих основаниях тем, что одна из них предоставляет право ротным комитетам решающего голоса в вопросах технических, специальных и других, оставляет это право контроля над вопросами техническими, строевыми, учебными и т. д. Я думаю, что в полках уже между собой достаточно обсудили этот вопрос. Мне кажется, что та редакция, которую уполномочила [выдвинуть] меня моя рота, — говорить о решающем голосе в вопросах технических. К этому были основания такие, как, например, очень многие технические материалы в настоящее время млежат втуне, например ржавеют автомо- к «Так что... сомнений» зачеркнуто. л Фамилия выступавшего не указана. м Далее зачеркнуто: «подлежат». 518 били, где-то в далеких местах, их не посылают на фронт, прожектора не посылаются. Желательно было бы, чтобы нижние чины, знающие о таких недоразумениях, имели право влиять на улучшение11 в данной части: технической, строевой, учебной, специальной. Другая рота не нашла возможным допустить нижних чинов к решающему голосу в этих вопросах. Она только допускает право контроля ротных комитетов в данном случае, причем рота моя, допустившая право решающего голоса, постановила так: в этих вопросах — строевых, технических, учебных и т. д. — ротные комитеты входят в0 офицерский состав с правом решающего голоса, так что в данном случае, собственно, уже не ротные комитеты заседают, а представители роты в виде ротных комитетов в офицерском составе. Другая редакция предоставляет право контроля над хозяйственной, специальной, технической частью, причем ротные комитеты не входят в офицерский состав, а сами внутри выносят свои решения по поводу этого контроля. Эти поправки нами сформулированы, разрешите их прочитать (читает). Верховский. Господа, президиумом мне предоставлена возможность высказываться по тем вопросам, по которым уже имеется большой опыт в Черноморском флоте и у гарнизона Севастополя. Дело вот в чем. Среди задач, которые стоят перед комитетами, есть одна, не упомянутая у вас. Эту задачу, которая, как мне кажется и как кажется всей той группе лиц, которая за мной стоит, никто, кроме этих комитетов, выполнить в данной обстановке не может. Вопрос, господа, касается поддержания дисциплины в роте. Сейчас только выборные, только общее мнение лучших людей рот и полков может указать отдельным лицам свой отдельный взгляд [на то], что есть настоящее требование дисциплины, без которой невозможна победа. Вот, господа, поэтому в том положении, которое принято в Черноморском флоте и крепости Севастополе, выставлен такой пункт: обязанность поддержания дисциплины, борьба с хулиганством и провокацией является также задачей выборных. (Рукоплескания). Докладчик. Я должен сказать, что комиссия поставила несколько иначе вопрос о поддержании дисциплины. Дисциплина заключается также в том, чтобы не было лицеприятия, а потому единственным известным нам средством поддержания дисциплины является наказание. Это наказание перелагается на ротные дисциплинарные выборные суды. Что касается нравственного воздействия, то мы его не вносили, потому что предполагали, что и так обязанность каждого товарища удерживать хулиганив, но расписываться в том, что хулиганство у нас существует в армии, нет надобности. Параграфы 48, 49, 50 прямо указывают на то, как поддерживать дисциплину. В роте ее поддерживает ротный дисциплинарный суд. Председатель. Разрешите сказать по этой поправке. Полковник Верховский сказал, что действительно недопустимо ставить такой параграф. Мы понимаем доброе намерение т. Верховского, что действительнс-нужно с этим бороться, но нельзя ставить этого в устав, нельзя русских солдат и армию представлять сборищем хулиганов, которые только под влиянием дисциплины и кулака не хулиганят. (Голос с места). н Далее зачеркнуто: «таких частей». 0 «входят в» напечатано над строкой. 519 Преде едатель. Напрасно вы горячитесь. У нас дело товарищеское, деловое собрание, никакой горячности не допускается. Я прошу вас думать, что я исполняю свои обязанности добросовестно. Может быть, ваша записка не попала. Это не дает вам право делать упреки. Я получил наконец эту записку. Она не может быть поставлена, потому что не относится к вопросу. Докладчик. Я нахожу, что эта поправка не ко времени, потому что примечание к § 6 говорит о том же самом. Оно решает его прямо в обратном смысле. Там сказано так: «Ни в какой мере не касается боевой подготовки и боевых сторон (строевой, учебной, специальной и технической) деятельности части». Распоряжения, касающиеся этих сторон службы, обсуждению в ротных комитетах не подлежат. Председатель. Здесь сталкиваются два взгляда. Один взгляд, что ротные и полковые комитеты являются своими собственными организациями солдат, не вмешивающимися в общий строй. В боевой подготовке она не берет на себя ответственности за эту подготовку, а предоставляет это тем органам, которые специально для этого назначены. Другой взгляд говорит, что ротные комитеты должны все ведать — и хозяйство, и внутреннюю организацию, и просвещение, и дисциплину, и пулеметы, и строй, и подготовку техническую, специальную и т. д. Словом, функции ротных комитетов можно было бы выразить просто в одном параграфе, все эти параграфы зачеркнуть и сказать: ротные комитеты ведают все. Председатель. Итак, следует ли пункт седьмой создать: «для наблюдения за боевой подготовкой солдатских частей и боевых сторон ее, строевой, учебной, специальной и технической». Пункт 8: «для наблюдения за административной деятельностью чинов части». ЧД окладчик. Эта1|поправка — недоразумение. Пункт второй: общие основания для принятия мер против злоупотреблений и превышения власти со стороны должностных лиц. Это же и есть наблюдение за административной деятельностью. Председатель. Ставлю на голосование. (Баллотировка, принято). Пункт 9: «Для изыскания способов к устранению неправильностей постановки строевой, учебной, специальной, технической» {не слышно). Так вот, пункт седьмой желательно поставить: «Для поддержания дисциплины в частях». Верховский. Господа, я позволю себе еще раз остановиться на этом пункте вследствие чрезвычайной его важности. Дисциплина — это душа армии, и тот, кто был в бою, знает это. Сейчас дисциплина у нас изменилась по духу. Той дисциплины, палочной, которая была, ее нет и быть не может. Мы должны создать что-нибудь другое. Кто ее создаст? Ее может создать только совместная работа офицеров с выборными, с теми лучшими людьми, которых вы сами выдвинете для этого дела. Это, господа, то, что сами матросы и солдаты от нас потребовали. Мы не знали, как это сделать. И вот на делегатском собрании матросы и солдаты нам сказали: а дисциплину, кто ее возобновит? Мы это берем на себя. Господа, действительно, в том положении, которое сейчас, только совместная работа выборных и офицеров может дать ту железную армию, которая нам нужна. Так что я, господа, прошу дисциплинарный суд. Он карает проступки, как вся- 520 кое уголовное положение, но это важнейший вопрос, от которого зависит победа. Мы его должны выделить. ...п Я, господа, не буду вас задерживать, я только скажу, что если будет дисциплина на той высоте, которая нам нужна, то не будет и проступков, и дисциплинарные суды не будут чувствоваться в такой необходимости, как это могут подумать. Если дисциплина стоит на нужном месте, то дисциплинарный суд утрачивает свое дело. ...Р Товарищи, здесь говорят о дисциплине. Здесь почему-то стараются возложить дисциплину на нас, вообще на смешанные комиссии. У нас есть полковые суды и батальонные суды, которые, я думаю, должны установить дисциплину. Я думаю, что этот параграф совершенно неуместен, его не нужно принимать. ...с Товарищи, дисциплина требуется. Но прежде всего требуется вразумить господ офицеров, что такое дисциплина. Дисциплина есть не то, что подойти, отдать честь, а дисциплина в точном исполнении своей боевой задачи. Председатель. Собранию, я думаю, ясно, что такое дисциплина, что такое офицер и какое отношение офицера к солдату. Ведь мы возвращаемся опять к тем прениям, которые мы так долго обсуждали. Просто будем голосовать, нужно ли ротным и полковым комитетам наблюдать за поддержанием дисциплины в своих частях. (Баллотировка, принято). Этот отдел кончен. Поступило предложение сделать перерыв на полчаса. Поступило предложение все эти семь пунктов озаглавить не «Общие основания», а просто — «Задачи ротных и полковых комитетов». (Баллотировка, принято). Ярославский депутат. Товарищи, приветствую вас от Совета р. и с. д. г. Ярославля. Совершился исторический момент, и в этот момент мы должны усиленно работать. Перед нами великие задачи. Я знаю, товарищи, что здесь не... (Не слышно). Только скажу одно: подготовка к Учредительному собранию. Да здравствует Учредительное собрание! Да здравствует Демократическая республика! (Аплодисменты). Перерыв. После перерыва от 4 час. 30 мин. до 5 час. 40 мин. Председатель. Товарищи, заседание продолжается. На очереди вопрос о ротных комитетах: «Все роты, эскадроны, сотни, батареи, транспорты, команды при госпиталях и др. части соответствующего состава избирают ротные комитеты». Марголин. В § 1 указано, что «все роты, эскадроны и т. д.». Я предлагаю редактировать так: «Все роты, эскадроны, сотни, транспорты, батареи, разного рода строевые и нестроевые команды, как-то: учебные команды при школах и госпиталях и т. п. и другие части соответствующего состава, избирают ротные комитеты». (Голоса: «Понятно!»). Кузнецов. По § 1 я хочу сделать следующую поправку, которую я прошу вас принять. Я хотел бы сделать добавку: в частях специальных, технических, строевых, учебных и т. п. образуются особые комитеты из специалистов для наблюдения их. п Фамилия выступавшего не указана. Р Фамилия выступавшего не указана. с Фамилия выступавшего не указана. 521 Председатель. Товарищ, вы вносите техническое наблюдение. Этот принцип уже отвергли. Кузнецов. Тогда разрешите вторую поправку, товарищи. В мастерских специально технических и т. п. частях образуются особые комитеты из специалистов для внутреннего распорядка мастерских. Симонов. Товарищи, я просил внести такую поправку: желательно, чтобы команды, как например околотки и лазареты, хотя и не имеющие соответствующего состава роты, могли бы тоже избирать свои комитеты, так как у этих команд есть специальные вопросы, не относящиеся ни к ротным, ни к полковым комитетам. Огнев. § 1 устанавливает, кто выбирает ротные комитеты. Я должен сказать, что комиссия, редактировавшая это, неясно формулировала вопрос о том, участвуют ли в этих выборах офицеры или нет. Я полагаю, что дать голос офицеру для того, чтобы он баллотировал определенного кандидата, было бы возможно, потому что один голос против 250 или 300 в роте никакого влияния иметь не может. (Шум). Товарищи, дайте мне сказать. Но ввиду того, что если мы дадим (шум), если мы дадим право выбирать, то мы дадим и право быть избранным, я предлагаю не давать ни того, ни другого. Поэтому я предлагаю точнее формулировать § 1 так: «Солдаты всех рот, эскадронов, сотен, батарей и т. д. выбирают ротные комитеты». Тогда вопрос об участии офицеров будет совершенно ясен и будет снят с очереди. М о з е н ь. Товарищи, я хотел сюда добавить и прямо указать, что все роты, эскадроны, сотни и батареи, все нестроевые части и команды. Тогда будет ясно. Докладчик. Я предлагаю присоединиться к некоторым поправкам редакционного свойства и изложить таким образом этот пункт: «Все роты, эскадроны, сотни, батареи, транспорты, разного рода строевые и нестроевые команды и другие соответствующие части избирают ротные комитеты». (Голоса: «Правильно!»). Председатель. Товарищи, есть предложение сказать: «все солдаты роты». Считаете ли вы, что эта поправка должна голосоваться? (Голоса: «Нет, нет\»). «Все роты, эскадроны, сотни, батареи, транспорты, разного рода строевые и нестроевые команды и другие соответствующие части избирают ротные комитеты». Кто за это предложение, прошу поднять руку. Единогласно. «В мастерских специальных частей избираются комитеты из специалистов для наблюдения за внутренним распорядком мастерской». Товарищ докладчик, разве это подходит под этот пункт? Климов. Я являюсь представителем от команды мастеровых электротехнической офицерской школы, которая состоит из солдат действительной службы. Они исполняют те же самые работы, что и их товарищи рабочие, рядом с ними стоящие у станков. Товарищи рабочие имеют свою рабочую организацию. Мы параллельно с ними имеем свою чисто солдатскую организацию, но разница в том, что товарищи рабочие за свой труд получают вознаграждение, мы — ничего. Вот нам как раз и важно провести параграф, чтобы мы, техническая специальная часть, имели бы свою ротную организацию. 522 ...т Товарищи, тут вопрос идет о том, что все нестроевые части, технические мастерские и какие-либо специалисты избирают свои комитеты для внутреннего распорядка. Собственно, мне кажется, что специалисты для внутреннего распорядка зачастую и не нужны. Специалисты выбираются для того, чтобы следить за техникой и работой данной команды или мастерской. Поэтому я всецело настаиваю на устранении этого пара] рафа. Докладчик. Я должен сказать, что я вижу здесь недоразумение. Вы все, вероятно, слышали, что я — ярый противник наблюдения за техникой со стороны неосведомленных лиц, но я должен сказать, что эта поправка касается вовсе не техники, а касается наряда на работу, очереди подметания полов, может быть, учета инструментов п другого мелкого внутреннего распорядка в мастерской, который специалисты лучше понимают, чем неспециалисты. Ротные комитеты, которые будут избраны, они могут и не касаться мастерской, так как в состав технической команды входят как мастеровые разных мастерских, так и разные побочные люди. Следовательно, ротные комитеты будут общие, а если будет такая форма, что в мастерских специальных частей избираются комитеты из специалистов для наблюдения за внутренним распорядком мастерской, то ото было было бы приемлемо, потому что они будут за распорядком наблюдать, а не за технической частью. (Голоса: «ВерноЪ). Председатель. Следовательно, эта поправка принимается и комиссией в том смысле, что для наблюденияУ за внутренним распорядком в мастерских соответствующих частей избираются комитеты. Ставлю эту поправку на голосование. Товарищи, товарищи из электротехнической мастерской и школы шоферов настолько обижены, что им не дали слова, что они желают покинуть заседание. Товарищи, желаете дать высказаться или нет? (Голоса: «Просим, просим!»). ... Ф Товарищи, говоривший до меня совсем извратил смысл этой поправки. Нам не важно, товарищи, что будет делать солдат — подметать пол или стоять у станка, но вот именно мы хотим самую суть дела. Я вам должен сказать, что у нас в мастерских офицерской электротехнической школы самые лучшие технические силы всей России. И эти технические силы, самые лучшие, напоминаю вам, в силу того что образовались какие-то другие темные силы, они стояли действительно за швабрами и метелками. Лучшие бухгалтера, лучшие счетоводы, лучшие токари и слесаря держали метлы, но не были у станков только потому, что все это было не так, не было власти у солдат, чтобы показать свою работу. Хлебопек, товарищ солдат, становился у станка и точил какую-то шрапнель, сапожник пек пироги, и так выходило, что мы эксплуатировали сами себя и не знали, куда уходили деньги. Нам важно, товарищи, чтобы этот параграф прошел не о внутреннем распорядке, а о техническом распорядке. (Голоса: «Правильно/», рукоплескания). ... х Товарищи, обращаю ваше внимание на важность этой поправки. Эта поправка имеет важное значение. Нам не дают высказаться потому, т Фамилия выступавшего не указана. У «наблюдения» напечатано над строкой. Ф Фамилия выступавшего не указана. х Фамилия выступавшего не указана. 528 что большинство из вас, товарищи, не имеет технического дела, так сказать, не в курсе этого дела. Вы должны достойное внимание обратить на это. Я как представитель школы шоферов знаю, как должно это дело стоять, чтобы люди, которые стоят при этом деле, приносили бы пользу. Между прочим, до сих пор там была такая анархия, и так как мы не имели права возражать, то мы не могли сказать ни слова о том, как это должно вестись. Если нас теперь поставят в такие рамки, что мы должны ведать метлой и варкой щей, то техническое дело нашей школы будет терпеть от этого один убыток...4. (Голоса: < < Правильно!»). Докладчик. Я обращаю ваше внимание, товарищи, на то, что вы уже два раза обсуждали эту поправку и два раза отвергли. Первый раз, когда говорили об общем положении, вы решительно отвергли то положение, что будет проверяться техническая строевая часть. Тем не менее опять пытаются контрабандой вам ввести (шум)...ч Понятно, что если отвергнуто общее положение контролирования технической части, то тем самым отвергнуты и всякие органы для контролирования технической части. Теперь опять ставят вопрос на очередь, но я решительно высказываюсь против него по тем основаниям, которые приняты комиссией. Эти основания заключаются в следующем: судить о технике должен специалист, а специалиста должен судить специалист. Команда мастерских состоит из самого разнообразного состава. Берут 50 чел. от сохи и присылают в школу шоферов. Что он выучит, чего не выучит, мы не знаем, но во всяком случае голосовать он будет. И вот эти люди, из которых часть имеет знания среднего мастера, двое-трое — знания, близкие к низшему технику, а остальные имеют самую ничтожную технику, они будут контролировать деятельность дипломированных инженеров, которые по 5—10 лет учились, по 5—10 лет работали, которые экзаменовались и о которых достоверно известно, что они знают. Вот если поставить вопрос так, что в наших частях, как автомобильная рота, электротехническая школа и т. д., встречаются офицеры-неучи, которых надо выгнать вон, то я всецело к этому присоединяюсь. Требуйте, чтобы неучи были выгнаны вон, чтобы в специальные части не назначались пехотные офицеры, а их заменили бы инженерами, но если поставить человека, который умеет заводить автомобиль, для наблюдения и контролем над инженером, который может сделать чертеж автомобиля, то простите меня, это — чушь, это поведет к еще худшим результатам. Когда говорили о внутреннем распорядке мастерской, я с этим соглашался, потому что действительно бывали случаи, что у станков были неспециалисты, а специалисты подметали пол. Вот тут голос свой и можно подать и сказать: «А знаете, что дело не ладно, специалиста полы подметать поставили». И к этому голосу будут прислушиваться. А если будет сказано, что эти комитеты будут распоряжаться техническим делом в части, то это будет худшее зло, чем было до сих пор. (Рукоплескания). Председатель. Я ставлю на голосование этот вопрос так: считает ли собрание вопрос выясненным? (Баллотировка). Огромное большинство товарищей считает вопрос ясным. Я поясню вам, товарищи уходя- ц Многоточие в документе. 4 Многоточие в документе. 524 щие, что собрание считает, что ваши законные права о том, чтобы технический распорядок был на высоте, задаваться не этими положениями, а другими, и что вы при современном нашем свободном строе имеете полную гарантию в этом. Ведь если ваш начальник какой-нибудь будет ставить на место специалиста неспециалиста, а специалиста заставит мести пол, вы имеете полную возможность устранить такого начальника. Докладчик. Товарищи, я читаю весь пункт в целом, как вы его приняли: «Все роты, эскадроны, сотни, батареи, транспорты, разного рода строевые и нестроевые команды и другие соответствующие части избирают ротные комитеты». Примечание: «В мастерских специальных частей избираются комитеты из специалистов для наблюдения за внутренним распорядком в мастерских». Председатель. Товарищи, кто за такой пункт? (Баллотировка). Все. (Голоса: «Вся техническая часть против!»). Меня просят сообщить, что здесь имеется особая комиссия, которая вырабатывает технический распорядок. Второй пункт: ротные комитеты состоят из шести членов, избранных общим собранием роты. Кто имеет слово по параграфу? Хомяков. Товарищи, второй пункт говорит так: «Ротные комитеты состоят из шести членов, избираемых общим собранием роты». В роте есть и офицеры, и солдаты, поэтому я бы просил добавить следующее, а именно: «пять воинских чинов и один офицер». Если не будет в комитете офицера, то этим вносится опять-таки недоверие. (Шум, голоса: «Не надо офицера!»). Рагозин. Я предлагаю такую поправку: члены полкового комитета должны быть из членов ротного комитета. Поэтому могут быть два сорта поправок: 1) поправка, которую я предлагаю от своей роты: четыре члена избираются, как сказано, взводами, четыре члена ротного комитета избираются по одному на взвод общим собранием роты из кандидатов, выставленных взводами, по четыре на взвод. Далее: один член комитета и три кандидата в комитет избираются из общего собрания рот; шесть же членов ротного комитета входят, избираемые общим собранием рот, членами полкового комитета. А другая поправка, предлагаемая другою ротою, такая: эти ротные комитеты составляются так, как сказано в проекте, а кроме того, туда входят два члена — один член полкового комитета и, кроме того, депутат в местный Совет р. и с. д. Вот я предлагаю эти две поправки. С у ш к о в. Я предлагаю такую поправку. Там, где говорится, что ротные комитеты состоят из шести членов, избираемых общим собранием, следует прибавить: когда число людей не превосходит 300 чел. Число членов ротного комитета увеличивается с расчетом не более одного человека на 100. Ведь, товарищи, в настоящее время нельзя шестью человеками ограничивать ротный комитет, потому что такая вещь: одна рота имеет 600 чел., а другая —800—900. (Голоса: «Верно!»). Затем такая вещь: из числа своих членов ротные комитеты избирают председателя, товарища председателя, секретаря и представителя в полковой комитет. Между прочим, дальше: четыре члена комитета избираются общим собранием рот из кандидатов по одному от роты. Вот я бы предложил здесь внести такую поправку: здесь говорится, что члены комитета избирают, а потом, между прочим, рота избирает в полковой комитет представителя. Так вот, чтобы 525 не было дважды выборов, я бы предложил такую поправку: ведь предлагается от каждого взвода, но, например, в каком-нибудь взводе не окажется подходящего человека и второй взвод захочет, чтобы оба кандидата были из первого взвода. {Шум. Голоса: «Довольно!»). Непременно нужно принять, чтобы при выборах членов ротного комитета один из них назначался общим собранием членом полкового комитета. Председатель. Поступило предложение ограничить время ораторов двумя минутами. Есть даже такое предложение — прекратить совсем прения. Ставлю вопрос о прекращении прений как радикальный на баллотировку. {Баллотировка). Принято. Прения прекращены. Голосую поправки. Внимание, товарищи, прерываю для того, чтобы дать члену Исполнительного комитета сделать заявление от казаков. Член Исполнительного комитета. Товарищи, депутаты казаки здесь есть? {Голоса: «Есть!»). Пожалуйста, выйдите сюда, мне нужно переговорить с вами. Председатель. Имеется поправка. Вместо того чтобы сказать: «Ротные комитеты состоят из шести членов, избранных общим собранием», сказать: «Ротные комитеты состоят из членов, избранных общим собранием рот в количестве, равном числу взводов. По поводу этого выскажется111 один — за, другой — против и докладчик. ...Щ Товарищи, проект комиссии предлагается в следующей редакции: «Ротные комитеты состоят из шести членов». Очевидно, комиссия предполагает, что все роты одинаковы. Только что говоривший оратор ясно указал, что этого нет. Роты обычно состоят из 250 чел., а в запасных число солдат доходит до нескольких тысяч. Например, в нашем 177-м полку имеются роты по 2000 чел. При таких условиях закреплять число членов ротных комитетов шестью человеками невозможно. Конституция 1-й запасной бригады, принятая представителями в 8000 чел., принимая это обстоятельство, установила, чтобы в каждой роте избирался комитет в количестве членов, равном числу взводов. При таких условиях получается, что если рота большая, то в ее комитете будеты больше человек. Положение же, при котором закрепляется общее число членов, невозможно. Это первая поправка, и я прошу ее поставить на голосование. Затем вторая поправка. Здесь сказано, что в полковой комитет посылается один представитель от роты. Я был в Новгороде представителем в течение первых бурных дней революции и могу сказать, что если будет один представитель, то он будет мало осведомлять роту, потому что в полковом комитете очень много работы. Ввиду этого рота относится к этому представителю подозрительно. Вот почему мы предлагаем, чтобы было два представителя. Тогда осведомления будет больше, и связь между ротами и полковым комитетом будет также больше, и авторитет полкового комитета возрастет. Председатель. Еще есть поправка: «Ротные комитеты избираются общим собранием рот в количестве по усмотрению рот, но не менее трех и не более 3 % списочного состава». ш Далее зачеркнуто: «4». Щ Фамилия выступавшего не указана. ы «будет» написано карандашом над строкой. 526 Докладчик. Тут, товарищи, есть недосмотр. Всякий комитет, чтобы быть работоспособным, должен быть небольшим, должен иметь небольшое количество членов. Поэтому надо указать: не только по числу взводов избираются ротные комитеты, а что3 каждая литерная рота должна иметь свой особый комитет. Тогда получается то же самое. Рот в 1200— 2000 чел. нет, 10 а пять литерных рот будут иметь свои комитеты. Литерная рота уйдет с маршевой командой, и с нею уйдет свой комитет. Это будет целая организация, которая будет таким образом передвигаться. А затем есть второй редакционный недосмотр, который я считаю действительно недосмотром. У нас сказано так, что из числа своих членов ротный комитет избирает представителя в полковой комитет, а в § 28 сказано, что полковой комитет состоит из выборных представителей от общего собрания. Явно несогласованный недосмотр. Я предложил бы, если собрание остановится на выборах от общего собрания, как мы и предлагали, редактировать немножечко иначе, а именно: что в ротный комитет входит шестым членом представитель, избранный в полковой комитет. Тогда недоразумения уже не будет. Если же собрание считает, что ротный комитет, а не общее собрание должен выбрать из своей среды представителя, то это еще нужно обсудить. Председатель. Итак, товарищи, значит, нужно поставить две поправки: останутся ли ротные комитеты из шести членов и литерные роты избирают свои комитеты, или же вообще по числу взводов? Товарищи, здесь желают открыть прения по вопросу о том, что такое литерная рота и почему она не может избирать комитета. Желаете ли выслушать? (Голоса: «Просим!»). ... я Товарищи! Тов. докладчик указывал на то, что можно предоставить право литерным ротам [иметь] свои ротные комитеты. Но не забудьте, что этим ротным комитетам предоставлено право контролировать хозяйственную деятельность рот. В таком случае выйдет, что в тех ротах, в которых имеется по четыре литерных роты, образуется по четыре ротных комитета, которые будут самостоятельно контролировать ведение хозяйства, и выйдет то, что контроль одной роты будет опровергаться контролем другой и ни к какому заключению ротные комитеты не придут никогда. В силу этого я и хотел указать на тот недостаток, который будет создан положением, если в литерных ротах учредятся свои особые ротные комитеты. Председатель. Кто желает высказаться по вопросу о литерных ротах? Никто. Докладчик. Хозяйство ведут кадровые роты. Поэтому если товарищ боится, что четыре комитета будут контролировать одно и то же, нужно внести дополнительную поправку, что за хозяйством наблюдают не литерные роты, а кадровые. Председатель. Товарищи, обращаю ваше внимание, что несколько человек желают возражать. Считаете ли вы это выясненным? Я буду голосовать. 3 Вместо зачеркнутого: «чтобы». ю «нет» написано карандашом над строкой. я Фамилия выступавшего не указана. 527 ... а Товарищи, у некоторых команд совершенно нет взводов. Как же с этим быть, если вы принимаете поправку, что каждая рота выбирает по числу взводов? Председатель. В таком случае я буду голосовать. ЦГАОРЛ, ф. 1000, оп. 73, д. 17, л. 4—38. Машинописная копия. Опубл.: Матвеев Ф. П. С. 182—203. а Фамилия выступавшего не указана. № 126 2. Протокол заседания солдатской секции Обсуждение о ротном комитете не принимается. Признано избрать специальную комиссию, которая более специально разработает этот вопрос. Примечания первое и третье также должны быть переработаны в связи с этим. Второе примечание принимается. Внеочередное заявление Борисова из Исполнительного комитета. Сегодня продовольственная комиссия первый раз ввела карточки на хлеб. Так как ржаной муки не было, то выпекали белый хлеб. Некоторые товарищи солдаты вне очереди покупали хлеб, как например Измайловский полк, который послал уполномоченного, требовавшего, чтобы известное количество белого хлеба было отпущено в распоряжение полка. Сейчас в городе муки нет. Мы, все солдаты, получаем хлеб. Жители должны его покупать, причем рассчитано, что никто не получит более фунта хлеба. На этом экстренном заседании было обращено внимание, что солдаты имеют право на полуфунтовую дачу белого хлеба. Завтра эта дача будет выдаваться от интендантства. Просят товарищей не ходить в мелочные лавки. Если кто-нибудь возьмет хоть полфунта хлеба, то тем самым он лишает рабочего этого хлеба. Просьба принять на себя сокращение вмешательства и не употреблять хлеба из частных лавок. Вопрос — что делать приезжающим с фронта? Выход можно найти. Можно обратиться к частям, и эти части не откажут в выдаче белого и черного хлеба. Все согласны. ЦГАОРЛ, ф. 1000, оп. 73, д. 17, л. 12—13. Черновик. Фрагмент. Запись карандашом. № 127 3. Отчет о заседании солдатской секции 1-й вариант Вниманию собрания был предложен проект «Положения о ротных и полковых комитетах», выработанный Исполнительной комиссией Совета солдатских депутатов и помещенный в № 21 «Известий Совета рабочих и 528 солдатских депутатов».а Докладчик — т. В. Утгоф. Первая часть проекта этого положения — «Общие основания» — принята большинством собрания в редакции, предложенной комиссией с добавлением 7-го пункта: «Для наблюдения за дисциплиной...». Первый параграф «Положения о ротных комитетах», в котором говорится, какие части избирают их, 6 вызвал горячие прения. Представителями от технических частей гарнизона было внесенов добавление: «И технические части должны избирать ротные комитеты». Мотивируя это добавление, представители технических частей указывали на необходимость в этихг частях контроля над общей организацией их.Д Собрание немного уклонилось от непосредственного обсуждения добавления6 ввиду принципиальной важности этой мотивировки. Голоса разделились: одни полагали, что ротные комитеты т
|