Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Национальной экономики.
Инструментарий государственного воздействия на социально-ориентированную рыночную экономику многообразен и включает в свой состав: - индикативный план как способ ориентации хозяйствующих субъектов на выбор наиболее эффективной для них стратегии развития своих предприятий. Вместе с тем это основной инструмент выбора рациональной политики для государственных органов разного уровня. Индикативный план должен составляться не только по национальной экономике, но и по региональным хозяйственным комплексам - субъектам Федерации. - программы развития отдельных секторов единого хозяйственного комплекса страны (научно-технические, региональные, социальные, экологические и пр.) - инструменты прямого государственного воздействия на развитие социально-экономической сферы, включая инвестиционные проекты, финансируемые за счет (или с большой степенью участия) государственных органов власти; - система инструментов косвенного воздействия государственных органов на экономическое и социальное развитие страны. К числу инструментов косвенного воздействия относятся такие показатели, как учетная ставка процента, ставки налогообложения государственных и частных предприятий и организаций, тарифы, характеризующие минимальный уровень потребления, доходов, размеры субсидий и субвенций и пр. А. Назначение и структура индикативного плана. Индикативный план - комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей: цели социально-экономического развития, намечаемые для достижения целей мероприятия или средства реализации поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы. Особенности индикативного планирования: Рекомендательный характер индикативного плана. Для предприятий и организаций рыночного сектора показатели индикативного плана не имеют обязательного значения, поэтому государственные органы всех уровней должны принимать специальные меры в целях побуждения рыночные структуры следовать показателям индикативного плана. Для этого применяются: - юридические меры (принятие различного рода законов, указов, постановлений, каждое из которых должно быть обеспечено соответствующим механизмом проведения его в жизнь), - контроль за четким и неукоснительным исполнением законов и постановлений со стороны органов управления, - экономические меры (денежные субсидии, регулирование цен, введение дополнительных налогов или введение налоговых льгот, предоставление льготных кредитов, проведение политики " ускоренной амортизации" и т.д.). Вариантность при разработке индикативного плана. При разработке индикативного плана целевые установки социально-экономического развития, показатели предплановых наработок (прогнозные данные, приоритетные направления и пути развития) переводятся в конкретные показатели и балансы, которые достаточно детально характеризуют развитие производственной и социальной сферы области. Возможна вариантность при разработке индикативного плана, позволяет оперативно разрабатывать и проводить в плановом периоде соответствующие необходимые в соответствии со складывающейся ситуацией мероприятия. Структура индикативного плана социального и экономического развития региона должна включать в себя целый ряд разделов. Раздел 1. «Обобщенные макроэкономические показатели». В нем дается общая характеристика экономического и социального развития страны по ограниченному кругу показателей (валовой общественный продукт, валовой национальный продукт, чистая продукция и некоторые другие, в том числе их структура по отраслям, видам собственности и регионам). Здесь же находят отражение показатели, отражающие намечаемые структурные сдвиги народного хозяйства, развитие производительных сил, комплексов и отраслей реального сектора экономики. Раздел 2. «Социальное развитие» включает показатели повышения уровня жизни, развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы. В разделе 3. «Показатели развития производства» отражаются важнейшие ориентиры развития отраслей, межотраслевых комплексов и крупных предприятий как реального сектора, так и сферы обслуживания производства и населения. В разделе 4. «Потребительский рынок» формируются показатели производства и реализации населению товаров и услуг, с учетом перспектив развития внешнеэкономических связей и межрегионального обмена продукцией. Раздел 5. «Наука и научное обслуживание» отражается научный потенциал страны, его развитие, степень и эффективность его использования. В разделе 6. «Трудовые ресурсы» содержатся характеристики этапов формирования и использования трудового потенциала (подготовка, занятость, распределение, использование, переподготовка и повышение квалификации трудовых ресурсов). В разделе 7. «Инвестиции» отражены все виды затрат на развитие общественного производства как государственные, так и негосударственные. Раздел 8. «Региональная экономическая политика» отражает приоритеты в поддержке развития отдельных регионов страны. Раздел 9. «Внешние экономические связи» отражает пропорции межрегионального обмена территории и международных связей, импорт и экспорт за счет образуемых на уровне региона валютных средств. Раздел 10. «Финансовый план», отражает источники доходов и направления расходования государственных средств. Перечень и содержание разделов индикативного плана могут меняться в зависимости от меняющейся ситуации и особенностей социально-экономического развития в стране.
Так, двенадцатый план развития японской экономики на 1992-1996гг. носил название «Пятилетний план построения передовой по условиям жизни страны». Он включал в свой состав три блока показателей: А. Показатели основных целей и направлений экономической политики. Б. Конкретные мероприятия по развитию экономики и социальной сферы. В. Выходные показатели социально-экономического развития за плановый промежуток. Рассмотрим составные элементы плана развития Японской экономики более подробно, поскольку они вполне приемлемы как основа выработки таковых для условий России.
|