Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальной экономики.






Инструментарий государственного воздействия на социально-ориентированную рыночную экономику многообразен и включает в свой состав:

- индикативный план как способ ориентации хозяйствующих субъектов на выбор наиболее эффективной для них стратегии развития своих предприятий. Вместе с тем это основной инструмент выбора рациональной политики для государственных органов разного уровня. Индикативный план должен составляться не только по национальной экономике, но и по региональным хозяйственным комплексам - субъектам Федерации.

- программы развития отдельных секторов единого хозяйственного комплекса страны (научно-технические, региональные, социальные, экологические и пр.)

- инструменты прямого государственного воздействия на развитие социально-экономической сферы, включая инвестиционные проекты, финансируемые за счет (или с большой степенью участия) государственных органов власти;

- система инструментов косвенного воздействия государственных органов на экономическое и социальное развитие страны.

К числу инструментов косвенного воздействия относятся такие показатели, как учетная ставка процента, ставки налогообложения государственных и частных предприятий и организаций, тарифы, характеризующие минимальный уровень потребления, доходов, размеры субсидий и субвенций и пр.

А. Назначение и структура индикативного плана.

Индикативный план - комплексный документ, отражающий в виде конкретных показателей: цели социально-экономического развития, намечаемые для достижения целей мероприятия или средства реализации поставленных целей, необходимые материальные и финансовые ресурсы.

Особенности индикативного планирования:

Рекомендательный характер индикативного плана. Для предприятий и организаций рыночного сектора показатели индикативного плана не имеют обязательного значения, поэтому государственные органы всех уровней должны принимать специальные меры в целях побуждения рыночные структуры следовать показателям индикативного плана. Для этого применяются:

- юридические меры (принятие различного рода законов, указов, постановлений, каждое из которых должно быть обеспечено соответствующим механизмом проведения его в жизнь),

- контроль за четким и неукоснительным исполнением законов и постановлений со стороны органов управления,

- экономические меры (денежные субсидии, регулирование цен, введение дополнительных налогов или введение налоговых льгот, предоставление льготных кредитов, проведение политики " ускоренной амортизации" и т.д.).

Вариантность при разработке индикативного плана. При разработке индикативного плана целевые установки социально-экономического развития, показатели предплановых наработок (прогнозные данные, приоритетные направления и пути развития) переводятся в конкретные показатели и балансы, которые достаточно детально характеризуют развитие производственной и социальной сферы области. Возможна вариантность при разработке индикативного плана, позволяет оперативно разрабатывать и проводить в плановом периоде соответствующие необходимые в соответствии со складывающейся ситуацией мероприятия.

Структура индикативного плана социального и экономического развития региона должна включать в себя целый ряд разделов.

Раздел 1. «Обобщенные макроэкономические показатели». В нем дается общая характеристика экономического и социального развития страны по ограниченному кругу показателей (валовой общественный продукт, валовой национальный продукт, чистая продукция и некоторые другие, в том числе их структура по отраслям, видам собственности и регионам). Здесь же находят отражение показатели, отражающие намечаемые структурные сдвиги народного хозяйства, развитие производительных сил, комплексов и отраслей реального сектора экономики.

Раздел 2. «Социальное развитие» включает показатели повышения уровня жизни, развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и других отраслей социальной сферы.

В разделе 3. «Показатели развития производства» отражаются важнейшие ориентиры развития отраслей, межотраслевых комплексов и крупных предприятий как реального сектора, так и сферы обслуживания производства и населения.

В разделе 4. «Потребительский рынок» формируются показатели производства и реализации населению товаров и услуг, с учетом перспектив развития внешнеэкономических связей и межрегионального обмена продукцией.

Раздел 5. «Наука и научное обслуживание» отражается научный потенциал страны, его развитие, степень и эффективность его использования.

В разделе 6. «Трудовые ресурсы» содержатся характеристики этапов формирования и использования трудового потенциала (подготовка, занятость, распределение, использование, переподготовка и повышение квалификации трудовых ресурсов).

В разделе 7. «Инвестиции» отражены все виды затрат на развитие общественного производства как государственные, так и негосударственные.

Раздел 8. «Региональная экономическая политика» отражает приоритеты в поддержке развития отдельных регионов страны.

Раздел 9. «Внешние экономические связи» отражает пропорции межрегионального обмена территории и международных связей, импорт и экспорт за счет образуемых на уровне региона валютных средств.

Раздел 10. «Финансовый план», отражает источники доходов и направления расходования государственных средств.

Перечень и содержание разделов индикативного плана могут меняться в зависимости от меняющейся ситуации и особенностей социально-экономического развития в стране.

 

Так, двенадцатый план развития японской экономики на 1992-1996гг. носил название «Пятилетний план построения передовой по условиям жизни страны». Он включал в свой состав три блока показателей:

А. Показатели основных целей и направлений экономической политики.

Б. Конкретные мероприятия по развитию экономики и социальной сферы.

В. Выходные показатели социально-экономического развития за плановый промежуток.

Рассмотрим составные элементы плана развития Японской экономики более подробно, поскольку они вполне приемлемы как основа выработки таковых для условий России.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал