Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути решения проблемы занятости в условиях России.
Многообразие проблем, возникающих перед руководством страны в трансформационный период, к числу которых относятся: проблемы стабилизации, оживления и устойчивого развития народного хозяйства страны; задачи структурной перестройки, диверсификации и конверсии экономики; проблемы конверсии оборонных отраслей, перевода значительной части машиностроения на выпуск гражданской продукции; задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции с особой остротой ставят проблему занятости. Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся негативной ситуацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики большинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ, жесткостью выработанной годами и десятилетиями предшествующего развития профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы. Программа решения проблемы занятости населения - комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения в стране. Как было выяснено выше, государственное регулирование любой сферы экономики, в том числе и социальной, в качестве исходного пункта предполагает постановку целей и задач развития, а также средств их решения. В принятых в настоящее время программных документах вместо перспективных целевых установок социально-экономического развития сформулированы цели и инструменты текущего регулирования экономики и решения текущих социальных проблем, такие как либерализация цен, приватизация и разгосударствление, достижение финансовой сбалансированности и пр. Основным приоритетом экономической и социальной политики правительство видит решение проблемы обуздания инфляции. Вместе с тем, зачастую цели борьбы с инфляцией приходят в противоречие с целями социально-экономической политики. Мерами по сокращению безработицы могут быть следующими: трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест; организация общественных работ; поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса; переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям; использование гибких форм занятости; широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д. Важным для ликвидации безработицы, специфическим для современного состояния экономики России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитое механизма государственного регулирования занятости населения. Одним из важнейших последствий социально-экономического развития в последние годы явился рост неравенства населения страны по уровню доходов и богатства. Целевые установки по формированию класса капиталистов (которые предполагались в качестве эффективных собственников) выполнены. Однако, это не повело к появлению эффективной экономики. С позиции государственного регулирования социальных процессов главная проблема состоит во введении социальных показателей в русло допустимых пределов, которые ставят границы социального недовольства и социального взрыва. Для этой цели необходимо разработать и применять на практике при разработке и реализации государственных программ и планов системы нормативов, определяющих государственные стандарты уровня и качества жизни населения. Речь идет о таких законодательно принятых документах, как минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата, соответствующая прожиточному минимуму. Приоритетными направлениями государственной политики в отношении потенциальных безработных должны быть: а. опережающее переобучение, переподготовка и повышение квалификации работников, б. использование общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики, в. усиление работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке потенциальных безработных. При разработке государственного бюджета (его расходных статей) необходимо придать ему социальную направленность, для чего целесообразно защитить весь блок затрат на социальные нужды в рамках обеспечения минимальных потребностей беднейшей части населения защитить от секвестирования и несвоевременной реализации. Помощь населению должна быть адресной и своевременной. Нельзя расходовать государственные средства на поддержку слоев населения, которые способны и должны обеспечивать себя сами.
|