Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы стимулирования развитие приоритетных направлений научно-технического прогресса.
В качестве методов проведения научно-технической политики можно выделить такие, как: - беспроцентная отсрочка налоговых платежей с условием поставки продукции за счет частичного погашения долга; - введение льготного инвестиционного курса рубля к иностранным валютам для оплаты контрактов на поставки импортного оборудования, предназначенного для развития приоритетных направлений и технологий; - реализация централизованного финансирования и бюджетного кредитования отраслей и отдельных предприятий на связанной основе при условии закупки конкретных объемов отечественной продукции, выпускаемой в смежных отраслях в соответствии с государственными приоритетами; - освобождение, либо компенсация уплачиваемых импортных таможенных пошлин, тарифов и НДС на таможенную стоимость оборудования, приобретаемого за счет централизованных валютных источников и т.д. Термины и понятия 8: Комплексная программа научно-технического прогресса. Задачи разработки комплексной программы НТП. Процедура и последовательность составления комплексной программы НТП. Структура комплексной программы НТП. Программа развития фундаментальных направлений научно-технического прогресса. Программа развития техники и технологии производства, проблемы их внедрения в производство. Методы стимулирования развитие приоритетных направлений НТП.
Вопросы для обсуждения: 1. Назначение Комплексной программы НТП 2. Какие важнейшие научные открытия Вы ожидаете в будущем 3. Какова последовательность составления Комплексной программы НТП 4. Важнейшие принципы разработки комплексной Программы НТП 5. Удовлетворяет ли Вас прогноз как основа разработки программы НТП 6. Содержание и методы разработки прогноза развития науки 7. Содержание и методы разработки прогноза развития технического прогресса. Глава 9. Государственное регулирование занятости Основные понятия и показатели занятости Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Для уяснения понятия " трудовые ресурсы" необходимо знать следующее: Во-первых, в зависимости от возраста все населении может быть разделено на три неравные части: лица моложе трудоспособного возраста (сейчас от рождения до 15 лет включительно); лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно; лица старше трудоспособного возраста, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины – с 55, мужчины – с 60 лет. Во-вторых, в зависимости от способности к труду различают лиц трудоспособных и нетрудоспособных. Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относится: население в трудоспособном возрасте за исключением неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получавших пенсию на льготных условиях. (Сюда относятся женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьми лет, матери инвалидов с детства, воспитавшие их также до восьми лет, - по достижении 50 лет и некоторые другие категории, а также лица, вышедшие на пенсию раньше в связи с тяжелыми и вредными условиями труда: женщины в возрасте 45-54 лет, мужчины - 50- 59 лет). работающие лица пенсионного возраста; подростки до 16 лет; учащиеся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения. В последнее время по рекомендации Международной организацией труда мы перешли на принятую в мировом сообществе систему классификации населения, в соответствии с которой оно делится на экономически активное и экономически неактивное. Экономически активное население, или рабочая сила, представляет часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность этой группы включает занятых и безработных. Экономически неактивное население включает в свой состав: учащихся, студентов, курсантов обучающихся в дневных учебных заведениях; лиц, получающих пенсию по старости и на льготных условиях; лиц, получающих пенсию по инвалидности; лиц, занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками; лиц, отчаявшихся найти работу, т.е. прекративших ее поиск, исчерпав все возможности, но которые могут и готовы работать; других лиц, которым нет необходимости работать. Сравнение категорий " трудовые ресурсы" и " экономически активное население" показывает, что они не тождественны. В условиях рыночных отношений реальное значение для экономики имеет численность экономически активного населения - рабочей силы как фактора, образующего рынок труда. Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, который функционирует в ней наряду с другими рынками: сырых материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и т.д. В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или ее куплей и продажей. На рынке труда одна сторона продавцы - представлена лицами, ищущими подходящей работы, другая - покупатели - представлена работодателями предпринимателями или их представителями. Рынок труда реализуется через государственную и негосударственные службы занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт. Рынок труда находится в непрерывном движении. За этим следит Федеральная служба занятости, она же ведет соответствующую статистику. Происходящие на рынке труда процессы неразрывно связаны с демографической ситуацией в стране, динамикой различных половозрастных групп, величинами рождаемости и смертности, количеством заключаемых браков и совершаемых разводов, составом семей, средним числом детей в семье и другими показателями. Занятость населения это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход). К занятым относят лиц обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лиц младших возрастов, которые в рассматриваемый период: выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; выполняли работу без оплаты на семейном предприятии. Различают несколько категорий занятости: полную, продуктивную, эффективную. Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но допускает наличие фрикционной и структурной безработицы. Продуктивная занятость - занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет в конечном счете уровень и качество жизни населения. Отношение продуктивной занятости к общей занятости населения получило название уровень рациональной занятости. Эффективная занятость использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат. Безработица - социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может приложить свою рабочую силу, становится " излишним" населением. К безработным относят лиц, 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческие службы занятости, к администрации предприятий, помещали объявления в печати предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе; 4) проходили обучение или переподготовку по направлению службы занятости. Для отнесения к категории " безработный" обязательно наличие у лиц трех, первых условий. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных. если они занимались поиском работ были готовы приступить к ней. Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу. Различают несколько основных видов безработицы: фрикционную, структурную, циклическую. Фрикционная безработица связана с переменой места работы. Она существует всегда, так как граждане в поисках лучшей работы достаточно часто меняют свое место работы и идут на это добровольно. Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее. Циклическая безработица возникает в определенные моменты жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок. Уровень безработицы - отношение численности безработных к численности рабочей силы, т.е. сумме числа работающих и числа безработных. Коэффициент вакансий рассчитывается как отношение численности незанятых к количеству вакансий. Он характеризует то, сколько человек претендует на одно вакантное рабочее место. Если в 1991 году значение этого коэффициента было 0, 6, то в 1997 г. составило уже 10, 6. Т.е. на одно вакантное место в настоящее время претендует почти одиннадцать человек.
|