Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) имеет целью преодоление циклического спада экономики путем увеличения государственных расходов и снижения налогов. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет целью ограничение циклического подъема экономики путем снижения государственных расходов и увеличения налогового бремени. При проведении бюджетно налоговой политики можно выделить целенаправленное изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства. Такого рода политика называется дискреционной фискальной политикой. В противовес ей есть процедура автоматического изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение, либо уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП. Встроенные (автоматические) стабилизаторы - есть экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и объема выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства. В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают: - прогрессивная система налогообложения, - система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице), - система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а лишь ограничивают размер этих колебаний. Встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. Они смягчают проблемы продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, поскольку эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства законодателей. Государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных средств, являются главным инструментом перераспределения ВВП. Через государственные финансы перераспределяется весьма значительная часть произведенной продукции в странах с развитой рыночной экономикой: в Швеции - около 2/3, в Нидерландах, Франции, Норвегии - около половины, в Японии - 1/3. В нынешней России эта величина составляет примерно 1/2 ВВП. Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. Государственные финансы - основной канал, по которому созданная в одних отраслях добавленная стоимость перераспределяется в другие в соответствии с общественными потребностями. Понятие государственного бюджета. Государственный бюджет - как правило, годовая роспись государственных доходов и расходов. Это важнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики в стране. К государственному бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение при использовании и не включенные в государственный бюджет в целях облегчения последнего и более эффективного использования финансовых средств. По своей сути государственный бюджет - договорной документ, результат соглашения между различными экономическими силами в экономике страны. Государственный бюджет - есть компромисс, отражающий соотношение сил между основными группами населения в стране. Две ипостаси государственного бюджета: федеральный и консолидированный бюджеты. Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государства органов по проведению активной экономической политики в стране. Консолидированный бюджет - годовая роспись всех государственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образований. Он отражает возможности и направления воздействия федерального правительства и администрации субъектов Федерации по проведению экономической политики в стране. Важнейшие функции государственного бюджета следующие: - аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения, - обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти, - стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям, - социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения. Структура государственного бюджета. Примерная структура государственного бюджета развитой страны выглядит следующим образом (См. таблицу 13.1). Назначение бюджетных расходов. Бюджетные расходы выполняют множество функций политического, социального и хозяйственного свойства. Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и пр. Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровня жизни различных доходных групп населения, поддержка отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, культуре и пр.). Экономические функции государственного бюджета состоят: - в формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны, путем антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства, - в структурной перестройке экономике, путем поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны, - в содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок, - в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга. Изменяя структуру расходов бюджета, государственные органы оказывают регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Изменяя объемы и структуру расходов бюджета, можно добиваться практической реализации той или иной экономической политики. Расходы бюджета играют в государственном регулировании экономики гораздо меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты как налоги и ускоренная амортизация основного капитала.
Таблица 13.1. Основные показатели государственного бюджета развитых стран (Россия-1997г.) ---------------------------------------------------------------------------------------- 1. Доходы: 100 1.1. Налоги (пошлины, сборы) 70-80 (76, 6) 1.2. Неналоговые поступления (доходы от государственной собственности, от внешней торговли, от приватизации и пр.) 8-10 (10, 0) 1.3. Другие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды 10-20 (13, 6) - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 2. Расходы: 100 2.1. Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия) 30-40 (18, 2) 2.2. Затраты на производственно-хозяйственные нужды (капиталовложения в промышленность, инфраструктуру, дотации гос. предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление гос. программ) 10-20 (14, 9) 2.3. Расходы на оборону 10-20 (18, 4) 2.4. Административно-управленческие расходы (содержание правительственных и судебных органов, органов безопасности и внутренних дел) 5-8 (10, 1) 2.5. Платежи по государственному долгу 7-10 (13, 3) 2.6. Трансферты другим уровням управления 10-15 (12, 5) 2.7. Расходы бюджетных фондов, пополнение государственных резервов и пр. - (12, 6) ----------------------------------------------------------------------------------------
|