Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета.
Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета - полное покрытие государственных расходов доходами, а еще лучше - наличие остатка средств - профицита государственного бюджета. Однако, эта ситуация встречается крайне редко. Чаще имеет место дефицит государственного бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. Дефицит государственного бюджета входит в число важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономики страны. Обычно выделяют первичный и общий дефицит бюджета. Первичный дефицит госбюджета - это разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по государственному долгу. Способы покрытия дефицита государственного бюджета: (1) внутренние и внешние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций; (2) эмиссия денежных знаков государственным банком. В целях сохранения стабильности экономических связей, правительства развитых стран всеми мерами стараются избежать неоправданной эмиссии денег. Для этого в большинстве развитых стран законодательно закреплена независимость национального эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти.
Таблица 13.2. Источники покрытия дефицита федерального бюджета Российской Федерации (трлн.руб., в % от дефицита) 1996 1997 трлн.руб. % от трлн.руб. % от дефицита дефицита Финансирование - всего 74, 3 100 93, 2 100 А. Внутреннее 41, 0 55, 2 37, 9 42, 6 кредиты - всего: а. Государственные кратко- срочные обязательства 38, 1 51, 3 36, 4 39, 0 б. Другие государственные ценные бумаги - 7, 9... 1, 7 1, 8 в. Облигации государств. сберегательного банка 6, 3 8, 5 5, 1 5, 5 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - Б. Внешние кредиты - всего: - Международным финансовым организациям 22, 5 30, 3 25, 0 26, 6 - Правительствам, банкам, финансовым институтам 10, 8 14, 5 28, 5 30, 6 ----------------------------------------------------------------------------------------
Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией, однако, и они оказывают негативное влияние на развитие экономики страны: Во-первых, прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка. Во-вторых, размещение государственного займа мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, тем самым сужают возможности получения кредитов частными фирмами. Начиная с 1998 года, государственный бюджет России составляется по принятой в мировой практике методике расчета дефицита бюджета, предусматривающего отражение расходов по погашению долга в источниках финансирования дефицита бюджета (со знаком минус), а расходов по обслуживанию государственного долга в расходной части бюджета. Государственный долг. Текущая задолженность правительства постепенно накапливается и превращается в государственный долг. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2, 5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Предметом особого внимания государственных органов является внешний долг. Если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится проблематично. В этом случае их предоставляют неохотно и под более высокие процентные ставки, требуя залогов или особых поручительств.
|