Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Житие благоверной Софии княгини Слуцкой






Святитель Димитрий Ростовский

(память 19 марта / 1 апреля; + 1612)

Трудами многих прославленных Церковью угодников Божиих росла и крепла Христова Вера. Под покровом Божией Матери взрастала Русь. Как в притче о сеятеле, семя чистой истинной Православной веры падало на «добрую землю» и приносило плод – освятилась Русь и стала Святой Русью на многие века. Но были в истории «места каменистые» и «губящие доброе семя птицы» были, дабы загубить ростки Правды. Только любящий Господь, во все времена являл миру Своих Праведников и их трудами ничто не могло загубить доброе семя и ростки чистой, истинной Православной Веры.

Такой труженицей на ниве Христовой и стала Слуцкая княжна, а затем княгиня София…

 

1 мая 1585 года в древнем граде Слуцке в семье князей Олельковичей родилась дочь. Во Святом Крещении наречена была Софией, что значит «Премудрость Божия». Земную юдоль княжны, а затем княгини Слуцкой Софии, Господь по милосердию Своему вверил Покрову Божией Матери. От благочестивых предков, их зримым духовным наследием и заветом следования Святой Православной Вере досталась младенице родовая икона Божией Матери. Благим споспешением Образа окормлялся во Славу Божию весь земной путь Софии. Эта чудотворная родовая икона Олельковичей всю жизнь была рядом с Софией, и даже по смерти она сопровождала ее, давая свой благодатный покров всем притекающим к раке с нетленными мощами Святой благоверной княгини Слуцкой.

Древний благочестивый род Олельковичей, происходил от князей восседавших в разные времена на Киевском и Новгородском престолах. Содействием Святой Церкви в духовном окормлении православных, стойкостью в праотеческой Вере, созиданием Храмов Божиих, трудами во Славу Божию и на благо Отечества, сей род прозывался родом «Рыцарей Православия». Отец благоверной Софии князь Георгий, уповая на милость Божию и во спасение душ, сотворил трудом рукописания Богослужебное Напрестольное Евангелие – именуемое в народе «Слуцким Евангелием», обретенное Церковью и поныне хранящееся в Богоспасаемом граде Минске.

Наличие скорбей есть знак близости Божией. В 1586 году отошел в Царствие Небесное князь Георгий. Вскоре, попущением Господним младеница София осталась без материнского попечения. Софии от Господа был уготован предначертанный путь во Славу Божию. Всю земную жизнь Святая благоверная София, обращалась к зримому Образу Покрова Божией Матери в молитвах о Небесной помощи в следовании этому пути.

Попущением Господним и волею отца, отроковица София была вверена опеке родственников Ходкевичей. В чистоте помыслов, с искренней молитвой ко Господу и твердым упованием на Его Волю, родовой иконой Божией Матери в руках оказалась София в Бресте, затем в Вильно. Богатый и могущественный род Ходкевичей, под опекой которых оказалась София был издревле Православный. Сей род помогал Церкви в устроении благообразия Супрасльской Православной обители. Во время отпущенное Господом на земную жизнь Святой благоверной Софии, искушенные смутами, неустроением земным и гордынею диавольской некоторые Ходкевичи колебались и не все устояли в Святой Вере. Попущением Господним в смутные времена таковым опекунам была вверена юдоль младеницы.

Времена тогда были смутные. В Литве и Западной Руси, многие занятые стяжанием мирских благ и обуреваемые посему гордынею имели неустроения в духовной жизни. Не внимая Православной Церкви издревле со времен Крещения Святым Владимиром окормлявшей эти земли, колеблясь и искушаясь лестью и посулами разных проповедников, иные отходили от праотеческой Веры и уклонялись в ереси и расколы.

Но Господь милосерд, являет нам грешным путеводные нити ко Вратам в Царствие Небесное – Святых Своих праведников. Во спасении многих заблудших душ, был дан путь земной во Славу Божию Святой благоверной Софии княгини Слуцкой. Благородство во взрастании не по летам, младеница получила от благообразных предков, духовное Православное ее становление окормлялось Слуцким духовенством и обителями, а затем Супрасльским монастырем. Во младенчестве, и отроковицею попав к своим опекунам, София молилась о них как за заблудших. Своей не детской, а благословленной Господом рассудительностью, благообразным укладом жития, строгим соблюдением канонов Церкви Православной, стойкостью в праотеческих традициях Веры, она являла близким и окружающим благой пример. Все ее жизнь, была безмолвной проповедью. Видя вокруг смуты, распри, неустроения София во всем уповала на Господа и нерушимый оплот для устройства благообразия земной юдоли видела в Церкви. Православное Священство заменило ей родителей в духовном становлении. Достойное светское образование дали ей опекуны, исполняя волю почившего отца – князя Георгия. Господь наделил князя сердечным предвидением во спасение заблудших душ. Посему, его волею София впитавшая от рождения благочестивые традиции рода Олельковичей, была дана путеводной нитью заблудшим и колеблющимся родственникам – опекунам Ходкевичам. С уважением к воле князя Георгия, зная стойкость в Вере рода Олельковичей, опекуны с трепетом относились к Софии. Ей было дано строгое келейное воспитание в традициях того времени. Отроковицы благородных родов получали закрытое воспитание, дабы утверждались в Вере, уповании на Господа, а не на человеческие способности и горделивые усилия. Тем самым девы подготавливались к выходу в людское общество полное искушений. Подготовка была в уповании на Волю Божию при принятии решений и определению в выборе земного пути. То были лучшие традиции воспитания пришедшие со времен Византии и Киевской Руси, обретенные после Крещения Святым равноапостольным князем Владимиром. Девы становились по осознанному и осмысленному в молитве выбору либо Невестами Христовыми в иночестве, либо женами земными. Обретали узы супружества «в святости и чести, а не в страсти похотения».

Попущением Божиим, оставшись без родителей, с опекунами Святая София лишь казалась сиротой. В лице Православной Церкви она обрела Мать, храня ей верность на всем своем пути.

Однако слишком большим искушением для многих были

огромные богатства сироты. И как ни мала была княжна София, она это понимала. Потому всей душой и помыслами стремилась она жить под благодатным Покровом Божией Матери. Так не к суете мира земного стремилась она, а к Миру Горнему, и старалась не быть обузой своим опекунам уповая на Волю Божию.

Из кровных родственников оставалась у нее сродница по материнской линии. Православная во Святом Крещении, близка по духу была ей бабушка, но и она, как законные опекуны, чаяла сохранить род Олельковичей. Посему и подумывали они, как бы выдать сироту замуж. Даже нашли жениха — сына Виленского воеводы, князя Януша Радзивилла. Был заключен и договор между двумя магнатскими «домами» (родами) о том, что София

считалась невестой князя Януша. Было ей тогда всего одиннадцать лет, и ее согласие на это не требовалось ввиду малолетства.

За редкие встречи благочестие юной княжны Софии

укрепило намерение князя Януша жениться на ней. Да

только мысли Софии были чисты и на все свои вопросы

и сомнения испрашивала она ответа в молитве. В искреннем стремлении к Богу были все ее утешения и радости.

Она понимала, что ее несметные родовые богатства были непреодолимым препятствием на пути к искреннему и чистому браку. Вот и молила Господа, что бы не стать ей причиной ссор и раздоров. Но Бог попустил ей иное, дабы прославила она Господа своими добродетелями.

Как ни были искренни заботы опекунов Ходкевичей о

счастье сироты, но груз ее родовых богатств стал камнем преткновения в магнатских кругах Великого княжества Литовского. Многие влиятельные лица и роды оказались втянутыми в интригу вокруг имений Олельковичей, единственной законной наследницей и последней представительницей которых была малолетняя София, княжна Слуцкая и Копыльская.

За людские грехи и маловерие было Божие попущение

угрозы гражданской братоубийственной войны в Литовском княжестве. На острие раздоров оказались те же имения князей Слуцких. Казалось, ничто не в силах остановить сходившиеся к

месту битвы войска, все готовились к затяжной войне и смуте.

Во всех храмах служили молебны об умиротворении враждующих. И Господь услышал мольбы хранящих истинную правую веру. В лице юной княжны Софии явил Господь своего миротворца.

«Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». Хоть и не стремилась София к замужеству, но тогда своим согласием на брак с князем Янушем Радзивилом именно она остановила кровопролитие. Ибо не было уж никакой другой надежды избежать войны и многих-многих жертв.

Единственным, но непреложным условием брака поставила княжна София сохранение Православной веры своей и в ней же воспитание будущих детей, коли то попустит Господь.

В октябре 1600 года в одном из Брестских соборов состоялось венчание по православному чину княжны Софии и князя Януша. Пришлось это событие на празднование в честь Покрова Божией Матери. Под Ее Милость снова прибегает молодая княжна, на Нее возлагает все свои чаяния

и надежды в дальнейшем.

Приняв, по Воле Божией подвиг крестоношения в браке, во спасение многих жизней и душ, София став княгиней Олелько –Радзивилл, семейный уклад строила в «святости и чести, а не в страсти похотения». По вразумлении Божиему, София понимала что не она сама, а наследственное состоянии полученное от благочестивых предков чрез отца - князя Георгия, став для многих искушением, едва не послужило поводом к распрям и раздорам. Наделенная прозорливостью сердечной, София следуя и в браке иноческим добродетелям, отстранила от себя груз богатства. Не собирала сокровищь на земле, а молила Господа обресть чрез добродетель сокровища в Царствии Небесном.

Дабы впредь, имения Олельковичей не стали предметом искушения и споров, как благочестивая и законопослушная жена княгиня София записывает в Новогрудском суде на мужа (по своей смерти) все свои земли и состояния. И вновь условием такой записи становится сохранение исконной Веры Православной в землях Слутчины и иных, становившихся уделом Радзивиллов.

И в этом Господь сподобил Благоверную Софию уподобится в сием деянии Святым бессребреникам Косьме и Дамиану. Чрез столетия, милостью Божией Господь указал нам грешным на этот подвиг Святой Софии, сподобив перенести из Минска Честную стопу Святой Благоверной Софии в устроенный в Слуцке женский монастырь в обительный храм Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Тем самым Церковь явила нам окормляемым, для спасения душ подвиг бессребренничества самой Святой.

В заботе о сохранении чистоты Веры праотеческой Православной был предначертанный Господом путь Святой.

Словно «птицы» и «тернии» западные проповедники, в угоду мирским корыстным устремлениям старались заглушить семя Истинной Веры, освятившей Русь в 988 г. Назад, в мрак злобы, интриг, человеческой гордыни — в пучину греха тянули они Русь. Разными способами бросали они на благодатные нивы духовные семена ереси. Злосчастная церковная уния 1596 г. с Римом лестью и подкупом склоняла славян к вероотступничеству. Многие колебались...

Но милосердный Господь, вверяет юдоль благочестивых христиан в окормление деяниями и трудами праведников Своих. Раздираемую распрями, расколами и ересями западную Русь, Святая благоверная София княгиня Слуцкая ведет к единству и благочестию в Православной Вере. Ведет не проповедью мирской, не лукавыми путестроениями, а молитвой, упованием на Волю Божию и содействием Церкви Православной. Духовному окормлению Православного духовенства под Покровом Божией Матери вверяла Святая, будучи княгиней, своих подданных. Только под этим благодатным Покровом возможно строение благообразия земной юдоли при молитвенном покаянии пред Господом и Церковью.

В молодой княгине Софии Юрьевне Олелько-Радзивилл нашли православные великое нравственное влияние, духовную и материальную поддержку. Живим примеров упования на Господа, а ух затем на собственные силы, стала для многих Святая благоверная София. Все ее деяния проходили по благословению Церковного Православного священства. Под сенью Слуцких святынь с благословения Иерусалимского Патриарха сплотилось Спасо-Преображенское братство, храня целостность и чистоту апостольского учения, переданного на Руси святыми князем Владимиром и княгиней Ольгой.

С участием княгини Софии Слуцк стал твердыней православия. Как могла, хранила православных от всех напастей княгиня София Юрьевна. К ней устремляли взоры сирые, теснимые, гонимые за стойкость в православии единоверцы из разных мест. И она, снося укоры и обвинения от переметнувшихся к унии магнатов, принимала православных под свою сень.

Всегда заботилась молодая княгиня о материальном

благополучии монастырей, церквей и причтов, щедро княжеская супружеская чета жертвовала она на храмы Божий. Наделенный правом распоряжения полученными в браке князь Януш Радзивилл, видя благочестие супруги, во всех своих имениях споспешествовал Православной Церкви.

Всю земную юдоль, попушенную Господом для благочестивого брака, Святая несла в себе верность и поддержание иноческих обетов. Молясь за ближних, своими трудами, продолжая благочестивые традиции Олельковичей сама, вручную, вышивала золотом священнические облачения для храмов, «фундованных» ее предками. С трепетом, в веках передавались иереями Слуцка вышитые ручками княгини епитрахиль и фелонь.

Хотя и могла себе позволить роскошь воответствуюшую ея положению в мире, Святая всячески уповала на Господа и данные Им ей силы. Несмотря на опасности пути, она вместе с богомольцами, пешком посещала многие приходы Слуцкого края в дни их престольных праздников.

Ее супруг — князь Януш был влиятельным человеком в

государстве. Уповая на волю Божию, она была послушной и верной женой, рачительной хозяйкой, заботливой матерью, и во всем являла собой пример истинно благочестивой супруги.

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу

и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает

вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и

печаль недоброжелателям» — эти слова святителя Григория

Богослова в полной мере относятся к благословленному

Господом во Славу Божию браку княгини Софии и князя Януша.

Благочестие супруги убеждает влиятельного князя Януша

исходатайствовать у короля грамоту о воспрещении принуждать

православных к унии. Не к бунтам, не к насилию звала теснимых единоверцев София, а к искренней молитве, упованию на Бога Всевышнего. И показала она, что нет в мире земном силы, способной сдержать благочестивые устремления, подкрепленные молитвами праведных. Все способна претворить молитва — людские козни, гонения, неприятие властями земными. Все это повергается в прах молитвой пред Силами Небесными.

Жизнь в уповании на Бога давала силы княгине Софии

Юрьевне преодолевать скорби с твердой верой, что если и силен

враг, но Господь Всемогущ и никогда не оставит без защиты тех,

кто ищет Его.

В 1604 и 1608 годах чета Радзивиллов претерпевает великие скорби: умирают в младенчестве сын Николай и дочь Екатерина. Пережив смерть детей-младенцев, княгиня София только укрепляется в вере отцов. И вновь она уповает на Матерь

Божию... На Мир-горе Языльского прихода она на средства от своих трудов праведных в браке, строит Покровский храм. И тем она вверяет умерших младенцев деток Покрову Божией Матери, сама же придается труду и молитве.

Благодаря плодотворной деятельности Слуцкой княгини

город Слуцк, еще при жизни этой великой угодницы Божией,

получил особенное значение в религиозном плане. Он становится на долгие годы церковно-административным центром и хранителем чистоты Православия. В Слуцке берут свой исток Минская епархия и Православная Духовная семинария.

Княгиня София являет собой пример благочестия, подвига молитвы и постоянного пребывания в послушании у священноначалия. Она же своим влиянием хранила дела церковные от излишнего вмешательства властей светских и инославной иерархии. Это и стало залогом того, что Слутчина стала оплотом Православия на землях Западной Руси.

Отошла ко Господу княгиня София 19 марта/1 апреля 1612 года, в имении Омельно, рядом с градом Марьина Горка. Имела она от роду 26 лет, 10 месяцев и 18 дней. По Воле Божией, преставилась она при родах дочери, которая не пережила мать.

По исходу ко Господу жены, князь Януш глубоко уважал завещанные благочестивой Софией традиции. В грамоте, которая по духу близка к завещанию, князь пишет: «...церкви и монастыри религии старорусской в имениях моих по-прежнему должны быть сохраняемы, и потомки мои должны сохранять, дабы не последовало в том никакой перемены...».

Тело ее почивало в Замковой Свято-Троицкой церкви Слуцка, рядом с местом, где под спудом покоился прах ее отца князя Юрия Юрьевича. На внешней стороне крышки гроба была надпись: «1612 год, марта 19, преставилася благоверная София княжна Слуцкая Олельковна Юрьевичовна Ольгердово племя и положена бысть в монастыре Святой Живоначальной Троицы». Каждый год, до прославления Церковью Софии Слуцкой в сонме Благоверных Праведников Божиих, в Слуцком монастыре совершалась панихида о княгине, 17/30 сентября в память ее небесной опекунки Святой мученицы София со святыми мученицами дочерьми Верою, Надеждою и Любовию.

Господь увенчал благочестный род князей Олельковичей, Венцом Славы Своея, чрез деяния и духовное окормление Святой благоверной Софии княгини Слуцкой. Зная, что тернист и узок был Праведный путь Святой Софии, благочестивые прихожане Слуцкого Свято Троицкого монастыря надписали на гробе Софии: «Блаженны плачущие ибо утешатся…»

При гробе святой, которую Господь почтил нетлением мощей, находился родовой Чудотворный Образ Покрова Божией Матери, под сенью которого прошла вся земная юдоль Святой. Прибегая и по преставлению Святой, к ее окормлению православные, по молитвам Благоверной Софии сподобились многих чудотворений и исцелений.

В годы богоборческой власти, в 30-х годах 20 столетия мощи Святой были освидетельствованы медицинской комиссией. Богоборники страшась гнева Божия, не посмели предать честные мощи на посмеяние. Комиссией было определено поместить мощи в Минск, поскольку медики признали нетление тела Софии. Так по попущению Господню, нетленно почивающая мощами София была перемещена в град Минск не под спуд, а в приалтарную часть Храма Божия. Лишь с разрушением безбожниками этого минского Храма, не задолго до нашествия иноплеменных в 1940 году, мощи Святой не повергнутые поруганию были перемещены в музей.

Господь милосердый к нам грешным, во спасение наших душ, явил чудо спасения Святых мощей Софии Слуцкой. С началом войны, нетленные мощи были найдены немецкими военными. Но Господь вразумил иноверных и они сообщили о нахождении честных мощей причту Минского Кафедрального Собора, тогда бывшего Храмом обители. Предстательством Святого мученика архимандрита Серафима Жировицкого, по его молитве мощи Святой Софии были вновь обретены Церковью и помещены в Соборе. Его же вразумлением, благочестные прихожане Кафедрального Собора, всю войну хранили Святые мощи Благоверной Софии, под спудом в своем доме в Минске. Иноплеменники искушаемые лукавством, хотели вывезти нетленное тело Софии в Германию. Но волею Божией Святая была опекункой земли Белорусской и в новых неустроениях она не оставила единоверцев. Так подвигом благочестивых прихожан и прозорливостью Святого мученика архимандрита Серафима Жировицкого, святая Благоверная София княгиня Слуцкая почила в граде Минске.

Святая София славит Господа чудотворениями, совершаемыми по молитвам при ее нетленных мощах, которые ныне пребывают в Свято-Духовном кафедральном соборе града Минска, рядом с Варваринским приделом пред Чудотворной иконой Божией Матери именуемой «Минская».

Православный люд веками хранит предания о заступничестве благоверной Софии Слуцкому краю. Так, согласно ее пророчеству, в Слуцке на Георгиевской (Юрьевской) улице не случилось ни одного пожара. Крестный ход с нетленными мощами Святой не раз спасал город от эпидемий и других бедствий.

Учителем Слуцкой Духовной семинарии, иеромонахом Маркианом в 18-ом веке была составлена книга:

«Чудеса Благоверной Слуцкой княгини Софии Олельковны,

мощами своими в Слуцком Свято-Троицком монастыре

нетленно почивающей», где описаны некоторые из многочисленных чудес, творимых по Воле Божией и молитвам Праведников Его.

Святая София, княгиня Слуцкая причислена к лику Праведных Православной Церковью в Соборе Белорусских Святых 3 апреля 1984 года. Память ее совершается дважды — 19 марта / 1апреля) и в праздник Собора Белорусских Святых — в неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Претерпев многие скорби в земной жизни и угодив

Господу, святая София княгиня Слуцкая по праву считается

покровительницей благочестивых браков и семьи. Помогает, по молитвам обращающихся ко Господу, в устроении пошатнувшихся браков.Среди народа она всегда почиталась окормительницей женщин, особенно в беременности и родах. Молятся ей об исцелении головных болей, болезней младенцев и прочих недугов. Являет она свою помощь трудящимся на сооружении храмов, дает свое заступление пред властями земными и в прочих трудных жизненных обстояниях.

Господней Милостью, в 21 веке в граде Слуцке устроен женский монастырь Святой благоверной Софии княгини Слуцкой. В монастырский Храм Святых бессребреников Косьмы и Дамиана, перенесена Честная стопа Святой. Не оставляет Святая София своим благим окормлением единоверцев на землях ее предков Олельковичей.

 

Святая София, княгиня Слуцкая не требовала от мира загореться светом праведности, она сама горела этим Светом Христовым и мир освящался вокруг нее. Cвет Евангельской чистоты княгини остался путеводной нитью для потомков в веках, ибо время не властно над этимСиянием Святости.

 

Дивен Бог во Святых Своих! Святая благоверная Софие княгиня Слуцкая моли Бога о нас!

 

ТРОПАРЬ.

 

КОНДАК.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал