Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения групповой дискуссии






Подготовительный этап. На этом этапе важно обеспечить некоторые внешние условия для успешной работы.

q Определение состава участников. Рекомендуется включать в группу не более 15 человек (или разбить большую аудиторию на подгруппы по 7-9 человек).

q Регламент (продолжительность) работы должен быть оговорен совместно и заранее.

q Следует исключить возможные помехи – телефоны, радио и пр.

q Техническое обеспечение включает в себя обычно доску (флип-чарт) или проектор с экраном, позволяющих фиксировать промежуточные и окончательные итоги дискуссии.

q Пространственно следует расположить участников так, чтобы обеспечить непосредственную коммуникацию каждого с каждым, т.е. образуя круг или подкову.

q Проведение процедуры знакомства, установление правил коммуникативного этикета (форма обращения) и коммуникативного взаимодействия (очередность, форма и продолжительность высказываний).

1 этап – выбор темы.

Тема должна быть актуальной для участ­ников дискуссии, социально значимой, связанной с реаль­ной практикой. Она должна содержать проблемные момен­ты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение.

Тема может быть выбрана в рамках учебной программы изучаемых дисциплин, но обязательно с учетом интересов участников дискуссии.

Формулировка темы должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекающей внимание участни­ков, заставляющей задуматься над поставленной проблемой. К примеру, для студенческой среды могут быть предложе­ны следующие темы: «Как стать профессионалом?», «Всегда ли понимают друг друга отцы и дети?», «Что зависит от меня в студенческой жизни?» и др.

2 этап – разработка вопросов для обсуждения.

От того, как будут поставлены эти вопросы, во многом зависит успех предстоя­щего разговора. Формулировка вопросов должна включать в себя возможность предъявления различных точек зрения, быть поводом для размышления. В формулировках могут содер­жаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действи­тельности, отличные от общепринятой трактовки.

Например, примерный перечень вопросов к дискуссии на тему: «Власть в организации. Принуждение или творчество?» может выглядеть следующим образом (И.Н. Галасюк):

1. Любая организация — иерархия. Иерархия подразуме­вает власть. Что заставляет людей создавать иерархию и под­чиняться?

2. «Зная власть, мы ответим на вопрос: " Кто мы? "» — согласны ли вы с этим высказыванием М. Фуко?

3. Правы ли те, кто утверждает, что любой организации нужен сильный вожак, сильный руководитель?

4. Существует мнение, что если хочешь узнать человека, поставь его начальником. Согласны ли вы с этим?

5. Важнейшими элементами в механизме научно органи­зованного управления Ф. Тейлор считал четко поставленные задания и установление премий. Как вы относитесь к данному утверждению?

6. Принято выделять три стиля управления: авторитар­ный, либеральный и демократический. Какой из них вы считаете наиболее эффективным?

3 этап – разработка сценария дискуссии.

Сценарий, как прави­ло, включает:

q вводное слово руководителя (обоснование вы­бора данной темы, указание на ее актуальность, задачи, стоящие перед участниками дискуссии);

q вопросы, вынесен­ные на обсуждение, условия ведения дискуссии;

q приемы активизация обучаемых (наглядные пособия, технические средства и др.);

q список литературы, необходимой для изу­чения.

Основные контуры замысла дискуссии доводятся до ее участников заранее. Обучаемые должны за несколько дней до проведения дискуссии знать тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочи­тать необходимую литературу, проконсультироваться со спе­циалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.

4 этап – непосредственное проведение групповой дискуссии на учебном занятии.

Ведущий во вступительном слове напоми­нает тему, цели и задачи дискуссии, предлагаемые вопросы для обсуждения.

После вводного слова ведущий начинает дискуссию по­становкой вопроса или комментариями по проблеме, при­глашает присутствующих высказать собственное мнение по первому вопросу. Он предоставляет слово желающим высту­пить, активно содействует естественному развитию обсуж­дения, втягивает в активный обмен мнениями всех участ­ников.

Вводная часть — важный и необходимый элемент в лю­бой дискуссии, так как участникам необходим интеллекту­альный и эмоциональный настрой на работу, на предстоя­щее обсуждение.

Варианты организации вводной части мо­гут быть и иные:

1. заранее поставить перед одним или двумя участника­ми задачу выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы;

2. кратко обсудить вопрос в малых группах;

3. использовать краткий опрос по теме.

При руководстве дискуссией продуктивность выдвиже­ния гипотез и идей повышается, если ведущий:

q дает время па обдумывание ответов;

q избегает неопределенных двусмысленных вопросов;

q обращает внимание на каждый ответ;

q изменяет ход рассуждения участников — расширяет мысль или меняет ее направленность (например, задает воп­росы типа: «Какие еще сведения можно использовать? Ка­кие еще факторы Moiyr оказывать влияние? Какие здесь возможны альтернативы?» и т.д.);

q побуждает участников к углублению мысли (напри­мер, с помощью вопросов: «Итак, у вас есть ответ? Как вы к нему пришли? Как можно доказать, что это верно?»).

Ведущему следует поощрять участников спора, исполь­зуя такие реплики, как: «интересная мысль», «хорошая по­становка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помогать выступающим в четкой формулировке мыслей, подборе нужных слов. Не нужно уходить от неожи­данных вопросов, отказываться от обсуждения частных про­блем, ссылаясь на их несоответствие плану дискуссии.

По результатам обсуждения проблемы ведущему необхо­димо сделать вывод и переходить к следующему вопросу.

5 этап – разбор, подведение итогов дискуссии.

Ведущий подво­дит итоги дискуссии, анализирует выводы, к которым при­шли участники спора, подчеркивает основные моменты пра­вильного понимания проблемы, показывает ложность, оши­бочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам темы спора. Он обращает внимание на содержание речей, точность выражения мыс­лей, глубину и научность аргументов, правильность упот­ребления понятий, оценивает умение отвечать на вопросы, применять различные средства полемики, отмечает наибо­лее активных участников дискуссии, дает рекомендации по дальнейшему изучению обсуждаемой проблемы, совершен­ствованию полемических навыков и умений.

Иногда, если состав учебной группы велик, ведущий в начале занятия создаст дискуссионные группы, в которых и идет первоначальное обсуждение вынесенной для спора про­блемы.

Эффективность групповой дискуссии как способа принятия группового решения зависит от многих факторов. Одним из наиболее существенных является подготовленность и умения ее руководителя (ведущего). В процессе дискуссии ему приходится решать весьма разнообразные задачи, которые можно условно объединить в три блока: задачи по отношению к обсуждаемой проблеме; задачи по отношению к группе в целом; задачи по отношению к каждому участнику.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал