Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биологический, социальный и психологический полСтр 1 из 6Следующая ⇒
Психологический пол в общей структуре личности
Сознание каждого человека отражает дихотомичное деление окружающего мира на " мужское" и " женское". Это деление пронизывает всю историю культурного развития человечества, проявляясь в представлениях о половом символизме, идеальных образах мужественности и женственности, нормах полоролевого поведения, различиях социальных ожиданий по признаку пола. Пол человека как носителя общественного сознания в таком свете представляется гораздо более емким понятием, чем комплекс телесных и репродуктивных признаков, отражающий биологический диморфизм. В многочисленных исследованиях по возрастной, дифференциальной, педагогической и социальной психологии выявляются факты, показывающие отличия в психологических особенностях разных полов. С раннего возраста мальчики и девочки отличаются друг от друга по своим интересам и поведению в игровой деятельности. В общении для мужчин характерна прямолинейность взаимоотношений, предметность и инструментальность, тогда как женщины чувствительнее к тонким нюансам общения, тесным межличностным контактам, они больше испытывают потребность в комплиментах. В отличие от женщин, для мужчин во всех культурных сообществах естественной и необходимой является организация специальных мужских групп, союзов, через участие в которых осуществляется социальное управление. Изучая проблемы пола, зарубежные ученые пользуются терминами: " sex", если речь идет о биологических основах поведения, и " gender", когда имеют в виду социокультурный смысл поведения.
Биологический, социальный и психологический пол
Пол — онтогенетически развивающийся комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину. Многообразие механизмов, обусловливающих этот процесс, вызывает необходимость использования различных методологических подходов, в которых квалифицируются генетический пол, гонадный, гормональный, морфологический, гражданский и психологический пол.
Биологический пол (sex) - совокупность генетически детерминированных гонадно-гистологической, анатомической и морфофункциональной характеристик организма, обобщающая все его разнообразные специфически репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола. Определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать ее как благо или наказание человек может под влиянием культурно-социальных факторов: ожиданий родителей, представлений о назначении собственного пола, ее ценности и тому подобное. Поэтому природные основы поведения можно усилить или затормозить, однако это может ослабить производительность человеческой деятельности и привести к возникновению неврозов. Гендер - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д. Это те аспекты мужского и женского, которые задаются в первую очередь обществом как некоторый социальный норматив. Психологический пол личности - системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности. Психологический пол - характеристика индивида по критерию соответствия его поведения маскулинной или фемининной половой роли.
Биологический пол и психологический составляющая связанные неоднозначно: человек может иметь женский характер, а женщина - вести себя по-мужски. Чтобы человек принял, осознала свой пол и научился использовать его ресурсы, необходимо полоролевая социализация - усвоение в онтогенезе связанных с полом ролей, ценностей, форм поведения и деятельности.
Полоролевая социализация - усвоение в онтогенезе связанных с полом ролей, ценностей, форм поведения и деятельности.
Структурными компонентами полоролевой социализации, по мнению исследователей, являются: - половая идентификация (причисления себя к определенному полу), - половое маркировки (распознавание пола других), - полоролевые представления (представления о присущих пола качества и поведение), - полоролевые ценности и преимущества (усвоение и принятие присущих пола форм поведения), - половые роли (усвоение социокультурных полоролевых атрибутов), - полоролевая ориентация (направленность на усвоение характерных пола ролей, - ценностей, форм поведения и т.д.), - полоролевая поведение (реализация половых ролей во всех формах жизнедеятельности).
|