![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тревожно-неустойчивая группа
У в структуре Я-воспринимаемого подростков доминируют характеристики, соответствующие «прямолинейно-агрессивому», «властно-лидирующему», «независимо-доминирующему» и «недоверчиво-скептическому» типам отношений. Для них присущи такие личностные черты, как искренность, непосредственность, настойчивость в достижении цели, уверенность в себе, реалистичность базы суждений, скептицизм и не конформность. Актуальными проблемами подростков выступают: ● ощущение бессилия, вызывающее беспокойство, раздражение, делающее невыносимым дальнейшее возбуждение и причиняющее острую боль; ● тревожность, делающая невыносимым состояние возбуждения, провоцирующая нетерпимость к требованиям окружающих и ведущая к формированию убеждения, что он является жертвой; ● состояние собственной неполноценности и тревоги, вызванное попытками справиться с обстоятельствами, при отсутствии достаточных сил и способностей. Отличительной характеристикой подростков является высокий уровень личностной тревожности на фоне относительно невысокой выраженности состояний нервно-психического (эмоционального) напряжения, состояний фобического круга и субдепрессивных состояний. Переживание актуальных проблем сопровождается снижением общего эмоционального фона – пониженным настроением, дезорганизацией учебной деятельности. В психологическом времени личности подростки ориентированы на актуальное настоящее, что при чрезмерной выраженности приводит к сужению временной перспективы и деиндивидуализации самосознания. В качестве стратегий совладания с критической ситуацией подростки используют: 1) бегство в иллюзорный, искусственный мир, считая себя жертвой, требуют, что бы им дали поступать по-своему, 2) отказ от участия в происходящем, ограждение себя, 3) проявление сверхусердия, смещение локуса контроля на других людей. Исходя из этого в структуре Я-желаемого подростков преобладают стремление к дальнейшему развитию по «властно-лидирующему», «независимо-доминирующему», «сотрудничающе-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам отношений. Отмечается снижение показателей по «недоверчиво-скептическому» типу отношений. Имеется тенденция к переоценке собственных возможностей, самодовольству, чувству превосходства над окружающими, в сочетании с ответственностью и желанием сотрудничать, помогать окружающим. Неустойчивость подростков заключается в том, что при отсутствии положительного решения внутренних и внешних противоречий у них может проявиться: ● склонность к агрессивному поведению – при доминировании ориентации «вовне», активности, динамичности в сочетании с неустойчивостью личностного баланса; ● склонность к аутоагрессивному (суицидальному) поведению – при ориентации на свой внутренний мир, статичности, пассивности и слабом волевом контроле эмоциональных реакций.
|