Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиантное поведение: определение понятий






 

Под отклоняющимся поведением понимаем такие его особенности и проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (учителей, родителей, общественность). Это такие особенности поведения, которые не только свидетельствуют об отклонении от общепринятых норм и требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом (Р.В. Овчарова, 2000).

Под девиантным поведением понимается «система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» (В.Д. Менделевич, 2001). В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества В.Д. Менделевич (2001) разделяет девиантное поведение на пять типов: делинквентное, патохарактерологическое, аддиктивное, психопатологическое и отклонения в поведении на базе гиперспособностей.

Делинквентнтный тип – отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее уголовно наказуемое деяние. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений и выраженности их антиобщественного характера.

Аддиктивный тип - поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема психоактивных веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Патохарактерологический тип девиантного поведения – поведение, обусловленное патологическими изменениями характера, сформировавшимися в процессе воспитания. К ним относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера.

Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Основанный на гиперспособностях тип девиантного поведения заключается в том, что выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические. Отклонение в сторону одаренности в одной области человеческой деятельности часто сопровождается девиациями в обыденной жизни.

Кроме этого выделяются следующие клинические формы девиантного поведения: агрессия; аутоагрессия (суицидальное поведение); злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности; нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», гемблинг, коллекционирование, все разновидности фанатизма, «паранойя здоровья»); коммуникативные девиации; сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», все виды маний, кверулянство); характерологические и патохарактерологические реакции; безнравственное и аморальное поведение; неэстетическое поведение, или девиации стиля поведения. Частота проявлений клинических форм отклоняющегося поведения при различных его типах представлена в таблице 1.

В книге девиантное поведение подростков рассматриваем как бессознательно выработанный и используемый конкретным человеком неадекватный способ переживания критических ситуаций. «Защитно-компенсаторные» образования в виде отклонений в поведении, таким образом, не только выступают как следствия имевших место однажды в прошлом причин, но они также есть попытки некоторого нового синтеза жизни, к чему, однако, надо прибавить неудавшиеся попытки, которые все же остаются попытками, не лишенными внутренней ценности и смысла. Это – зародыши, неудавшиеся в силу неблагоприятных условий внешней и внутренней природы. В этом случае «защита», выступая как псевдопреодоление, псевдоразрешение ситуации, сама становится источником новых переживаний подростка.

Таблица 1

Частота представленности клинических форм девиантного поведения при различных его типах (В.Д. Менделевич, 2001)

 

  Делинквент- ный тип Аддиктив- ный тип Пато- характе- рологический тип Психопато- логический тип На базе гиперспособ- ностей
Агрессия *** * **** **  
Аутоагрессия   * **** **  
Злоупотребелнение веществами   **** *** ** *
Нарушения пищевого поведения   * *** **  
Аномалии сексуального поведения * ** **** *** *
Сверхценные психологические увлечения   ** ***   ***
Сверхценные психопатологические увлечения     *** ****  
Характерологические реакции * * **** ** *
Коммуникативные девиации * ** *** *** *
Безнравственное и аморальное поведение **** * * *  
Неэстетическое поведение *   *** ** **

ОБОЗНАЧЕНИЯ: **** - данная форма всегда или почти всегда обусловлена данным типом девиантного поведения, *** - часто, ** - иногда, * - редко.

 

Объяснение отклоняющегося поведения как «защитно-компенсаторного» образования необходимо строить с учетом личности подростков в отношении устойчивости к средовым (социальным) ситуационным воздействиям. Обоснованием этого служит то, что травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, то есть от «личностного смысла» воздействующего стимула. Без учета личностных особенностей, детерминирующих образование смысла, мы не можем адекватно определить не только интенсивность воздействия, его характер, но и сам факт существования критической ситуации. Однако роль личности не должна ограничиваться выполнением функции смыслового опосредования, так как переживание критической ситуации может трансформировать буквально все психические структуры и процессы личности, вплоть до ядерных - глубинных образований и самого «Я» субъекта.

Девиантное поведение подростков, как результат их «выхода» из критической ситуации, приобретает для них определенный смысл; подростки ищут смысл в искусственном возбуждении себя, вступают в различные группировки или становятся «независимыми и самостоятельными», демонстрируя реакции оппозиции, протеста, эмансипации и т.п.

Возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается как переживанием его самого, так и ситуации в целом, что приводит к трансформации личности. Таким образом, психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы трансформацией его личности, коренящейся в критической ситуации существования, посредством её переживания.

В качестве основных сфер возникновения критических ситуаций у подростков с девиантным поведением были выявлены: сверстники, семья, школа, внутренний мир, милиция [72]. Каждая из этих сфер содержит критические события, входящие в её состав.

«Семья»: противоречия, ссоры с родителями; конфликты с братом или сестрой; ссоры между родителями, между родителями и родственниками.

«Школа»: неуспеваемость в школе характерна; неприятности с учителями; разногласия между родителями и учителями.

«Внутренний мир»: переживание (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать; неприятные внутренние переживания.

«Милиция»: характерны конфликты с милицией.

Наиболее характерными для подростков с девиантным поведением являются следующие проблемы:

● разочарование, что не сбылись надежды, и уверенность в неизбежности новых неудач, делающие невыносимым дальнейшее возбуждение и требования со стороны окружающих; вызывают ощущение бессилия, сопровождающиеся беспокойством, раздражением, причиняющие острую боль;

● неудовлетворенность эмоционально значимых потребностей, сопровождающаяся тревогой, недовольством, ведущая к стрессу;

● недостаток близости и сочувствия в отношениях с людьми, сопровождающийся упадком жизненных сил, возбуждением и нетерпимостью к любым требованиям окружающих, вызывает тревогу;

● ощущение бессилия, причиняющее острую душевную боль, вызывает беспокойство и раздражение к любым требованиям в отношении своих возможностей;

● проблема, связанная с деятельностью подростка, за достижения в которой он хочет, чтобы его ценили и уважали;

● разочарование в своих возможностях управлять ходом событий, приводящее к тому, что подросток чувствует себя непонятым, «сбитым с толку». Это вызывает ощущение бессилия, беспокойства, тревоги.

В качестве копинг-стратегий, используемых подростками с отклоняющимся поведением, выступают: отказ от участия в происходящем, ограждение себя, замыкание в себе, осмотрительность; высокомерное, вызывающее отношение к окружающим; бегство в иллюзорный, искусственный мир, в котором все приближается к тому, что хотелось бы видеть; отказ от борьбы и поиск устойчивой и безопасной обстановки.

Анализ стратегий совладающего поведения подростков - девиантов позволяет выделить ряд защитных интрапсихических механизмов, лежащих в их основе. Ими являются механизмы замещения и / или сублимации; защитная поведенческая стратегия отдаления (отделения), сущность которой составляют защитные автоматизмы изоляции и отрицания; перцептивная защита, в основе которой заключена парциальная перцепция и компенсация; а также отказ, отступление, уход, избегание.

Копинг-стратегии подростков с отклоняющимся поведением можно охарактеризовать как псевдоадаптивное дисфункциональное и пассивное дезадаптивное копинг-поведение (по Н.А. Сироте, 1994). При этом используются пассивные и активные копинг-стратегии с преобладанием первых, а также предполагается исход в виде дезадаптации и социальной изоляции.

Стратегии совладающего поведения, закрепляясь в виде одного из возможных способов реализации копинг-поведения, могут выступать как стилевые защитные автоматизмы психологической защиты. Стилевые защитные автоматизмы представляют собой относительно постоянную на длительных отрезках времени и индивидуально очерченную у каждого человека систему внешних и внутренних «психотехнических действий», нацеленных на «снятие» конфликта в сфере самосознания, для обеспечения позитивного отношения к своему «Я» (Е.Т. Соколова, В.В. Николаева, 1995).

В основе стилевых защитных автоматизмов лежит индивидуальный «стиль переживания», определяемый как часто повторяющиеся и постепенно отрабатываемые способы помощи себе при конфликтах. Внутри них лежат специфические приемы переработки информации, соответствующие возможностям личности, предохраняющие от наиболее серьезных для неё последствий. Индивидуальный стиль переживания приводит к субъективному ощущению ослабления конфликтов (И.М. Никольская, Р.М. Грановская, 2000). Однако необходимо отметить, что субъективное ослабление конфликта может не означать его позитивного разрешения или элиминирования вообще. Неадаптивные пассивные дисфункциональные копинг-стратегии, закрепляясь в виде стилевых защитных автоматизмов, могут представлять защитно-компенсаторные образования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал