Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение личных границ подростка как трудная жизненная ситуация






В словаре русского языка, слово «граница» - линия раздела между территориями, рубеж; предел, допустимая норма [73]. Нарушение границ, вплоть до их слияния, может восприниматься одним из партнеров как «посягательство» на его психологическое пространство. Слишком большие границы, говорят о том, что субъекты отношений держатся на «расстоянии» друг от друга, на дальней дистанции. Это явление наблюдается при переживании одиночества, отчужденности и социальной изоляции.

Как отмечает М.М.Бахтин - внутренней территории у человека нет, он целиком живет на границах. В этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ человек теряет почву, становится пустым, вырождается и умирает. Граница не только переживается, раздвигается, но и стягивается, уплотняется. В этом не только гносеологический, но и психологический смысл [10].

Что касается человеческого бытия, то конечно оно происходит на границах. Только здесь возможна полнота жизни человека, реализация его личности. Однако, с тем, что у человека отсутствует внутренняя территория, то с этим трудно согласиться. Суть в том, что такой территорией выступает внутренний, интимный мир человека, определяющий его уникальность, и который может тщательно скрываться, оберегаться при помощи установления границ, дистанций в отношениях с другими людьми.

А.С.Шаров (2000) в качестве функций границ выделяет:

● регулятивную;

● направляющую;

● энергетическую;

● рефлексивную.

«Система границ (мотивы, смыслы, ценности) модифицируются за счет подмены собственной рефлексивной функции психики, словами, мыслями, чувствами другого. Он задает новый ракурс смыслам и ценностям, а значит изменяет их. То, что раньше казалось несущественным и побочным приобретает фундаментальное значение. В культуре социально-психологические (ритуалы, традиции, мифология) и психологические механизмы направлены на создание, простраивание внешних и внутренних границ человека, которые есть ценностно-смысловая матрица его бытия» [101, с.260].

Граница предполагает «соединение» психологических территорий субъектов отношений, образуя тем самым дистанцию между ними. Поведение человека во многом определяется «конгруэнтностью – не конгруэнтностью» окружающего пространства. Благодаря дистанции человек может использовать свое персональное пространство и пространство другого человека и мира в целом.

Р.Соммер обозначал персональное пространство как площадь с невидимой границей, которая окружает тело человека и в которую может войти «чужой» [по 1]. Для того чтобы оградить, сохранить себя от «чужого» человек использует социально-психологическую дистанцию, которая может изменяться в зависимости от характера этого «чужого». Представитель средовой персонологии К.Левин (2000) определял жизненное пространство личности как систему всех реально существующих для человека фактов, причем существование заявляло о себе «демонстрируемым воздействием на индивида» [54]. Концепция жизненного пространства выражает постоянное, непрекращающееся взаимодействие внутренних и внешних сил (потребности, мотивация, настроения и условия среды, которые поддерживают либо препятствуют осуществлению целей человека в конкретной ситуации). Кроме этого, ученый выделяет понятие «пограничная зона» жизненного пространства, под которой понимается определенная часть физического и социального мира, которая влияет на жизненное пространство в данный момент времени.

Е.В.Емельянова (2004) выделяет составляющие психологической территории:

● система представлений о себе (какой Я, что во мне хорошо и что плохо, какими качествами Я обладаю, оценка своей вне­шности и т.д.);

● представления о своем месте в мире, социуме;

● система правил и принципов, по которым строится взаимо­действие с социальной средой;

● способы и стиль взаимодействия с другими людьми;

● потребности, желания, стремления, цели и представление о способах их достижения;

● система экзистенциальных установок, касающихся смысла жизни и смысла происходящих событий, ответственности и вины, любви и одиночества, зависимости и свободы, соб­ственной возможности (или невозможности) принимать ре­шения и делать выбор, творчества и ограничивающих должен­ствований;

● представление о собственных возможностях;

● право создавать идеи и выбирать способ их реализации;

● обладание некоторой физической территорией, то есть вещами, предметами, объектами, которые именуются словом «мой» [42].

Психологические территории разных людей могут являться в той или иной степени устойчивым образованием и иметь более или менее жесткие границы, нарушение которых всегда вызывает негативную реакцию.

Применительно к нашему исследованию будем опираться на подход С.К.Нартовой-Бочавер. В этом плане, «основой психологического пространства является «переживание Я» и личная идентичность человека» [69].

Психологическое пространство – «субъективно значимый фрагмент бытия, т.е. существенный, выделяемый из всего богатства проявлений мира и определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Психологическое пространство включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек отождествляет себя (территория, предметы, привязанности, установки). Они становятся значимыми для субъекта, когда приобретают личностный смысл и поэтому границы психологического пространства охраняются физическими и психологическими средствами» [69, с.30].

Как отмечает С.К.Нартова-Бочавер (2003) важным качеством психологического пространства является прочность его границ дающая человеку переживание суверенности собственного «Я», чувство уверенности, безопасности к миру. «Психологическое пространство, которое человек ощущает как свое, позволяет ему обособиться, отграничится от мира предметов, социальных и психологических связей, представляющих фон, среду его жизнедеятельности» [69, с.30].

Такая суверенность и безопасность возможна только при наличии определенной дистанции в отношениях с окружающим миром, в том числе и в отношениях с людьми.

Свойствами психологического пространства являются:

1. Человек ощущает пространство как свое, присвоенное или созданное им самим и поэтому представляющее ценность.

2. Человек имеет возможность контролировать и защищать все находящееся и возникающее внутри пространства, таким образом, реализуя свое чувство авторства (то, что не поддается контролю отторгается, становится объектом вне личного пространства субъекта). Человек дистанцируется отдаляется и в крайних формах отчуждается от окружающего природного, социального мира.

3. Психологическое пространство существует естественно и не рефлексируется без возникновения проблемных ситуаций, оно «прозрачно» и потому с трудом поддается описанию.

4. Важнейшей характеристикой пространства является сохранность его границ [69].

Как уже говорилось психологическое пространство, имеет свои границы, определяющие дистанцию с окружающим миром, в том числе и социальным. Изменение границ означает изменение дистанции, либо в сторону близости, либо отдаленности; может происходить в форме нарушения суверенности психологического пространства субъектов отношений. Согласно С.К. Нартовой-Бочавер (2004) суверенность психологического пространства предполагает:

● суверенность физического тела человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривирован­ность — в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в от­правлении его физиологических потребностей.

● суверенность территории озна­чает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность – отсутствие территориальных границ.

● суверенность ми­ра вещей подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность – непри­знание его права иметь личные вещи.

● суверенность привычек – это принятие временной формы организации жизни человека, а депривирован­ность – насильственные попытки изменить ком­фортный для субъекта распорядок.

● суве­ренность социальных связей выражает пра­во иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность –контроль над социальной жизнью человека.

● суверенность ценностей подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, а депривированность – насильственное принятие не близких ценностей.

Рассмотрев, что представляет собой трудная (критическая) жизненная ситуация, обратимся к анализу их переживания его влияния на личность и поведение подростков.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал