Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудные и проблемные ситуации в жизни подростков






Обратимся к анализу понятия трудная ситуация. Так, М. Тышкова (1987) считает, что трудная ситуация возникает, когда имеется неуравновешенность в системе отношений человека с окружающим миром; наблюдается несоответствие между стремлениями, ценностями, целями субъекта и возможностями их реализации. Она выделяет три группы трудных ситуаций:

1) трудные жизненные ситуации – болезнь, инвалидность, боязнь смерти;

2) трудные ситуации, связанные с выполнением задачи, деятельности – помехи, неудачи, противодействия;

3) трудные ситуации, связанные с социальным взаимодействием – оценка, критика, давление, конфликт [92].

В трудной ситуации (по Е.Е. Даниловой, 1990) достижение необходимого результата невозможно без восстановления равновесия внутри её структуры. Поэтому возникновение такой ситуации требует установления новой координации отношений субъекта с окружением. Нарушение равновесия – рассогласование, возникающее в трудной ситуации, приводит к перегрузке системы регуляции, ведет за собой повышение уровня активации эмоциональных процессов субъекта, выполняющих роль индикаторов трудности и оценивающих значимость ситуации для личности. Она отмечает, что при этом эмоции имеют отрицательный знак, так как деятельность по достижению цели затруднена. В то же время, Е.Е. Данилова (1990) считает, что трудной становится не просто ситуация, характеризующаяся несоответствием элементов, а такая ситуация, в которой это несоответствие превышает некоторый оптимальный уровень, необходимый для нормального функционирования субъекта [35].

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов (1999) определяют трудную ситуацию жизнедеятельности как «характеризующуюся разбалансированностью системы «задача – личные возможности и (или) мотивы – условия среды», вызывающей психическую напряженность у человека. Степень рассогласования определяет уровень трудности ситуации». Они выделяли следующие виды трудных ситуаций: трудные ситуации деятельности, ситуации социального взаимодействия и внутриличностного плана [9]. Позиция авторов сходна с концепцией Ф.Е. Василюка (1984), так как и в том и в другом случае идет депривация (блокирование) потребностей, мотивов или «жизненных необходимостей». Признаками трудной ситуации являются:

· осознание личностью наличия трудности, угрозы, препятствия на пути реализации каких либо целей, мотивов;

· состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

· заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения.

Трудные ситуации внутриличностного плана представляют собой психические состояния различной интенсивности, вызванные противоречивостью чувств, затянувшейся борьбой различных сторон внутреннего мира личности, которые задерживают принятие решения». «Критический» компонент в данных ситуациях возникает в результате фрустрации, которая порождает неуравновешенность в системе взаимоотношений человека и нарушает адаптированность субъекта.

И. Лингарт (1973) выделяет проблемные ситуации, которые также можно отнести к разряду критических. Проблемная ситуация определяется таким отношением к окружающей среде, которое отличается: а) противоречивостью между первичным и финальным состоянием (целью); б) неуравновешенностью, приводящей к мотивированному поведению. В проблемной ситуации различают: выявление проблемы – когда субъект констатирует расхождение (конфликт) в данной ситуации и процесс решения – когда субъект устанавливает цель и ищет средства для её решения. Причем процесс решения понимается как «структурная трансформация первичного состояния в конечное состояние». Человек поступает так, что создает гностические модели проблемных ситуаций, посредством которых он ускоряет процесс решения.

С точки зрения активности человека и его отношения к событиям выделяются проблемные ситуации следующих типов (И. Лингарт, 1973):

· человек не производит (не может производить) никакой деятельности, и ситуация, в которой он находится:

а) меняется – дело касается ситуации, когда человек вынужден под влиянием внутреннего занимаемого отношения, или же под влиянием внешних обстоятельств, пассивно наблюдать за изменяющейся ситуацией;

б) не изменяется – обозначает ситуацию беспомощности, когда человек под влиянием определенных обстоятельств не может производить вмешательство в ситуацию, которая не изменяется; при этих условиях не может также возникнуть решения проблемы;

· человек активен:

а) он может изменять ситуацию и развитие событий – обозначает продуктивную ситуацию с взаимодействием между средой и человеком;

б) он не может ничего изменить – дело касается ситуации, когда человек может творчески решать проблему, но это осуществляется не реально, а лишь мысленно (мысленная продуктивная ситуация).

Анализ основных подходов для определения ситуации как «критической» - несущей угрозу личностному развитию и нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить необходимые условия её возникновения. К ним относятся:

· эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, воздействующий на человека и представляющий определенную «значимость» для него;

· неблагоприятная социальная среда (семья, школа, сверстники). Происходит нарушение баланса межличностных отношений, возникает средовая изоляция, отчуждение. Это свидетельствует о наличии «трансординарного бытия» (М.Ш. Магомед-Эминов, 1998), не связанного с угрозой смерти;

· индивидуально-типологические особенности личности (особенности формирующегося характера и потребностно-мотивационной сферы). Они определяют внутриличностный компонент критической динамики. На феноменологическом уровне это представлено направленностью личности и может выражаться в активно или пассивно приспособительном типе поведения;

· индивидуальные восприятия ситуации, результатом которых выступает её субъективный образ. На феноменологическом уровне это проявляется в том, воспринимает ли человек ситуацию как критическую или нет. С учетом субъективного образа ситуации человек строит свое поведение [56].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал