![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кризис, как трудная ситуация в жизни подростка
Продолжая анализ детерминант трудных (критических) жизненных ситуаций, рассмотрим концепцию социально-психологической дезадаптации, разработанную А.Г. Амбрумовой (1981). Она считает, что в основе дезадаптации человека лежат конфликтные ситуации, ведущие к психологическому кризису. Необходимым условием возникновения кризиса является момент значительных эмоциональных нагрузок при фрустрации важнейших потребностей индивида и его специфическая личностная реакция на эту фрустрацию. Для психологического кризиса характерно его внутриличностное переживание, а также формирование ситуационных кризисных реакций. Muller F. – D. (1991) выделил три типа протекания психологического кризиса: 1.Кризис приводит к интеграции ранее вытесняемого и отвергаемого опыта осознания «Я-концепции» субъекта; 2.Кризис ведет за собой усиление старой «Я-концепции»; реальность и новый опыт не оказывают на нее никакого влияния; 3.Кризис ведет к распаду, дезорганизации представления о себе; к тотальной неспособности действовать [39]. Однако, как бы ни протекал психологический кризис, он связан с нарушением работы самосознания, что приводит к высокой степени напряжения, чувству угрозы, панике и страху. Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко (1987) определяли кризисные ситуации как частные проявления конфликтных ситуаций. При этом основной детерминантой кризисных ситуаций является наличие внутренних противоречий, вытекающих из множества смысложизненных тенденций людей. Развитие социально-психологического противоречия характеризуется степенью осознанности конфликта, а также степенью нарушения социального взаимодействия. Конечным этапом в развитии конфликта (социально-психологического противоречия) выступает «жизненный кризис» [37]. Основную опасность острые кризисные состояния представляют из-за нередкого возникновения суицидных намерений. Кризис — состояние, возникающее, когда решение жизненно важных проблем при помощи привычных методов оказывается невозможным. Кризис характеризуется довольно острым течением, изменением поведения, субъективным переживанием отсутствия помощи, угрозы и опасности. При благоприятном исходе кризиса субъект приобретает новый жизненный опыт, продвигается в личностом росте. При неблагоприятном исходе кризиса происходит фиксация на неадекватных способах разрешения ситуации или возникает заболевание. Л.В.Куликов выделяет следующие переживания при острых кризисных состояниях [50]. ● Безнадежность, бесцельность, опустошенность, ощущение тупика. На таком эмоциональном фоне человек не способен самостоятельно справиться со своими проблемами, находить пути их решения и действовать. ● Беспомощность. Человек ощущает, что лишен какой-либо возможности управлять своей жизнью. Это чувство чаще возникает у молодых людей, которые ощущают, что другие все делают за них и от них самих ничего не зависит. ● Чувство собственной неполноценности (когда человек, себя низко оценивает, считает никчемным и т. д.). ● Чувство одиночества (никто тобой не интересуется, не понимает тебя). ● Быстрая смена чувств, изменчивость настроения. Надежды быстро вспыхивают и гаснут.
|