![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конфликт как трудная ситуация в жизни подростков
В Большой психологической энциклопедии конфликт – столкновение противоречивых и противоположных задач, мнений, точек зрения оппонентов или субъектов взаимодействия [18]. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: ● противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; ● противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; ● несовпадение интересов, желаний, способностей оппонентов и т.п. [18, с.187]. Как отмечает Б.И.Хасан (2003) в психологии сложилось представление о конфликте: ● как о явлении, возникающем у человека, между людьми, т.е. о таком феномене который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма; ● как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвержение, победа поражение, выигрыш-проигрыш). В психологической литературе можно найти такое определение конфликта. Конфликт – «такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения противоречия» [93, с.27]. Такое возможно, однако не всегда, в противном случае люди должны: во-первых, организовать, специально инициировать конфликт, во-вторых, получать при этом радость и удовольствие. Под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [17, с.81]. В конфликте, обязательными составляющими выступают: 1. Биполярность противостоящих тенденций (противоречивые позиции сторон по какому-то поводу, противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; несовпадение интересов, желаний и т.п.). 2. Активность, направленная на преодоление противоречия. 3. Субъектность – наличие носителей, выразителей конфликта [17; 18]. Следовательно, на дистанцию в отношениях влияет как характер возникающего противоречия, его значимость для субъектов отношений, так и активность противоборствующих сторон. «Серьезность» противоречий и разногласий – есть фактор, отдаляющий людей друг от друга, тогда как активность направленная на его снятие, преодоление способствует сближению людей, гармонизации отношений между ними. Конфликт психологически можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъекта одновременно воздействуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины. Он различает следующие типы конфликтных ситуаций: ● конфликт «стремление-стремление»: когда даны два объекта или цели, обладающие равным требовательным характером (валентностью); при этом необходимо сделать выбор между двумя возможностями; ● конфликт «избегание-избегание» возникает в ситуации, когда приходиться делать выбор между двумя негативными тенденциями; ● конфликт «стремление-избегание» представляет ситуации, в которых одно и тоже одновременно притягивает и отталкивает. В условиях такого конфликта приближение к объекту ведет к возрастанию отталкивающих сил. На определенном расстоянии от объекта есть точка равновесия между силами. На большем расстоянии притягивающие силы больше отталкивающих; ● конфликт «двойных стремления-избегания», выделенный Hovland C., Sears S. Это конфликт двойной амбивалентности проявляющийся в ситуации, когда нужно осуществить выбор между двумя равнозначными стимулами, обладающими одинаковыми положительными и отрицательными сторонами [94]. При описании конфликтности в межличностных отношениях будем придерживаться позиции Н.В. Гришиной (2004), согласно которой, конфликтная ситуация – «это ситуация, в которой имеет место противоречие между ее участниками, проявляющееся в их противодействии друг другу (противостоянии, противоборстве) и сопровождающаяся аффективными проявлениями» [33, с.175]. Участники конфликта переживают ее как значимую психологическую проблему, требующую своего разрешения. Такое противостояние вызывает активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия, и разрешения ситуации, в интересах обеих или одной из сторон. Было бы некорректно утверждать, что гармония возможна только при отсутствии конфликтов. При этом важно как разрешаются конфликты в отношениях, для этого выделяют конструктивный (продуктивный) и деструктивный конфликты. Конструктивный (продуктивный) конфликт – оказывает положительное действие на состав, движение и исход социально-психологических процессов, являющихся первопричиной улучшения и саморазвития личности [18] и отношений между взаимодействующими людьми. Деструктивный конфликт оказывает негативное влияние на личность и ее отношения с окружающими людьми. Это находит свои проявления в личностной напряженности, снижении самооценки, снижении эффективности деятельности, возникновении острых эмоциональных переживаний, ухудшении общения, снижении эффективности совместной деятельности [18]. Исследователи выделяют ряд фундаментальных факторов оказывающих влияние на конструктивный или деструктивный характер развития конфликта: а) характер проблем – сложность проблем снижает вероятность соглашения; б) характеристики конфликтующих сторон – такие индивидуальные характеристики атрибутивные тенденции, потребность власти, контроле, кооперативная или конкурентная ориентация, способность к генерации возможных альтернатив решения; в) степень сходства – различия между сторонами; г) факторы ситуации – включают в себя общий климат, ослабляющий или ужесточающий конфликт; д) навыки управления конфликтом: кооперативная ориентация, стимулирующая навыки конструктивного управления конфликтом (способность различения позиционных требований, базовых интересов, видения перспективы); е) стратегии управления конфликтом: соперничество (борьба, доминирование, конкуренция), приспособление (уступчивость), избегание (уход), разрешение конфликта (сотрудничество, кооперация, переговоры), компромисс [32]. Кроме этого, на конструктивное или деструктивное разрешение конфликта, оказывают влияние «мотивационная направленность на конфликт» противоборствующих сторон. М.Дейч выделяет три типа мотивационных направленностей на конфликт: 1. Кооперативная – ориентирована на удовлетворение интересов обеих сторон. 2. Индивидуалистическая – ориентирована на достижение собственных целей и ненаправленная на интересы другого. 3. Конкурентная – стремление добиться большего для себя, в ущерб другому [по 32].
|