![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бывают иные путиСтр 1 из 52Следующая ⇒
С.В. Духновский ПОДРОСТОК В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ Учебное пособие
Екатеринбург 2009 Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Факультет психологии Кафедра психологии развития
С.В. Духновский
ПОДРОСТОК В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ учебное пособие Екатеринбург 2009
Д 85 Печатается по решению кафедры психологии развития УрГПУ, протокол №9 от 07.05.09
Духновский С.В. Д 85 Подросток в трудной жизненной ситуации. Психологическое сопровождение и помощь [Текст]: учебное пособие / С.В.Духновский; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009 – 167 с.
В книге изложены теоретические подходы к определению понятия трудная (критическая) жизненная ситуация в современной отечественной и зарубежной психологии, показано влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков. Рассмотрены практические вопросы, связанные с диагностикой и коррекцией девиантного поведения подростков, в аспекте переживания трудных (критических) жизненных ситуаций. Книга предназначена для психологов-практиков, социальных педагогов, социальных работников работающих в области психологической помощи подросткам.
© С.В. Духновский, 2009 © Уральский государственный педагогический университет, 2009 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 7
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ... 9 Ситуации стресса. 10 Посттравматический стресс. 12 Ситуация жизненных перемен. 13 Конфликт как трудная ситуация в жизни подростков. 13 Аффектогенные жизненные ситуации. 16 Кризис, как трудная ситуация в жизни подростка. 17 Трудные и проблемные ситуации в жизни подростков. 18 Ситуация фрустрации. 21 Ситуация потрясения. 21 Ситуации утрат. 23 Нарушение личных границ подростка как трудная жизненная ситуация. 26
ВЛИЯНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ НА ЛИЧНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ.. 30 Общая характеристика подросткового возраста. 30 Взаимодействие подростка с реальностью: реакции на ситуацию.. 32 Эмоционально-информационная природа переживания подростками трудных жизненных ситуаций. 36
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПЕРЕЖИВАНИЯ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ ПОДРОСТКАМИ.. 40 Девиантное поведение: определение понятий. 40 Группы подростков с отклоняющимся поведением, в зависимости от характера переживания трудных ситуаций. 44 Суицидальное поведение подростков. 51 Проблема переживания одиночества в подростковом возрасте. 56 Психологическая зависимость подростков. 63 Любовное «помешательство». 70
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.. 73 Психологическая помощь. 73 Психологическое консультирование. 74 Психологическое сопроводение и психологическая коррекция: описание программы «Подросток в трудной ситуации». 77 Помощь подросткам в кризисной ситуации. 85 Психологическая самопомощь в преодолении депрессивного состояния. 86 Преодоление и профилактика одиночества у подростков. 89 Преодоление трудностей и неудач. 98 Помощь в ситуации утраты.. 101 Помощь в ситуации любовного «помешательства». 105 Преодоление зависимого поведения. 106 Личная психогигиена. 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 120
ЛИТЕРАТУРА.. 121 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 127 1. Динамическая модель переживания субъекта. 128 2. Механизм влияния переживания трудных жизненных ситуаций на личность и поведение подростков. 130 3. Группы подростков с отклоняющимся поведением 131 4. Семь шагов позитивного шаблона в психологическом консультировании подростков 132 5. Содержание тренинга «Подросток в трудной ситуации». 138 6. Качества личности и жизненные принципы, способствующие повышению удовлетворенности жизнью.. 149 7. Анкета «Причины эмоционального дискомфорта». 154 (для подростков и юношей) 154 8. Шкала субъективного благополучия. 155 9. Шкала субъективного переживания одиночества. 158 10. Опросник «Суверенность психологического пространства». 161 11. Шкала психологической устойчивости личности. 165
Не бывает неудач, бывают иные пути (Восточная мудрость)
|