Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Подводя итог сказанному, отметим, что трудная (критическая) жизненная ситуация – вид социальных ситуаций






 

Подводя итог сказанному, отметим, что трудная (критическая) жизненная ситуация – вид социальных ситуаций, для нее характерно то, что она не всегда осознается человеком, так как иногда это – обычные условия существования человека. В ней нет прямой угрозы небытия – смерти. Критичность ситуации заключается в том, что её переживание несет потенциальную угрозу личностному развитию человека, его социальной адаптации. О переживании такой ситуации можно судить по изменениям в когнитивной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах, а также в психологическом времени личности.

Бытие в критической ситуации сопровождается появлением ситуационных защитных автоматизмов. Ситуационные защитные автоматизмы способны переходить в стереотипы поведения (стилевые защитные автоматизмы), характерные для переживания ситуации в целом. Необходимо дифференцировать подростковые и детские поведенческие реакции, входящие в состав «подросткового комплекса», и ситуационные защитные автоматизмы, проявляющиеся при переживании критических ситуаций. Однако и те, и другие могут проходить как в норме, так и на патологическом уровне.

Переживание критической ситуации протекает на двух уровнях – бессознательном и сознательном - в зависимости от осознанности поведенческих проявлений (ситуационных реакций и копинг-стратегий). Переживание проходит три формы: реактивную, совладающую и защитно-компенсаторную. На каждом из них возможно как конструктивное преодоление критической ситуации, так и наоборот.

Результаты проведенных автором психологических исследований позволили определить мишени цели и разработать программу коррекции девиантного поведения подростков.

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития // Вопросы психологии, 1995. - №2. – С.130-137

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 150с.

3. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида //Актуальные проблемы суицидологии. Тр. Моск. НИИ. Психиатрии; Т 82, 1981. – 239с.

4. Амбрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. – 1985. - №6. – С.107-115.

5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1980.

6. Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999

7. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. Методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с

8. Анциферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия // Психологический журнал. - 1993. - №3. – С.3-16.

9. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М..: Искусство, 1979

11. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. – 1969. - №2. – С.118-125.

12. Атватер И., Даффи К.Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человека наших дней: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 535 с.

13. Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности // Вопросы психологии. – 1972. - №3.

14. Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова Н.А. К современному состоянию психической травмы и общих принципах её психотерапии: Руководство по психотерапии. - М.: Медицина, 1974.

15. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. – 1988. - №3. – С.78-86.

16. Березин Ф.В., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности (в клинической медицине и гигиене). – М.: Медицина, 1976. – 176с.

17. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672с

18. Большая психологическая энциклопедия. – М.: Эксмо, 2007. – 544с

19. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.- Воронеж, 1995. – 352с.

20. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 120с.

21. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии. – 1988. - №5. – С.27-37.

22. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 200с.

23. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. – 195с.

24. Вербицкая С.Л. Социально-психологические факторы переживания одиночества: Дис. канд. психол. наук (19.00.05). СПб., 2002.

25. Видерман Н.С. Медико-психологические характеристики копинг-поведения больных с зависимостью от алкоголя.: Дис…канд. психол. наук. СПб. – 2000. – 198с.

26. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во «Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. – 1136 с.

27. Головатенко И. Лидерс А. Исследование влияния социально-психического тренинга на подростков с проблемой в сфере межличностного общения // Журнал практического психолога. – 1999. - №12. – С. 63-81.

28. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1998. – 331с.

29. Грининг Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально – гуманистической психологии // Вопросы психологии. – 1994. - №1. С.92-96.

30. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1989. – 318с.

31. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. //Вопросы психологии. – 1997. - №1. – С.121-132.

32. Гришина Н.В.Психология межличностного конфликта. Дисс.докт 1995

33. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2004. – 464с

34. Губачев Ю.М., Иовлев Б.Д., Карвасарский Б.Д., и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии. – Л.: Медицина, 1976. – 224с.

35. Данилова Е.Е. Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими у детей 9 – 11 лет. Дисс. канд психол наук. – М., 1990.

36. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом возрасте: Дис. канд.психол.наук (19.00.07). – СПб, 2002.

37. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев.: Наукова Думка, 1987. – 324с.

38. Духновский С.В. Влияние переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков // Диагностика и коррекция в подростковом возрасте: Материалы Российской научно-практической конференции: Уральский гуманитарный институт. – Екаетринбург, 2003. - С.95-101.

39. Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с

40. Духновский С.В. Шкала субъективного переживания одиночества. – Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 2008

41. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.Н., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. – Минск.: Издательство «Университетское», 1985.

42. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. – СПб.: Речь, 2004. – 368с.

43. Забродова Ю.А. Социально-психологическая презентация одиночества // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года: В 8 т. Т-3. – СПб.: Изд-во СПб., 2003. – С.344-347.

44. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. – 1988. - №5. – 121-128.

45. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. – 368с.

46. Ковалев В.В. Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. - М.: Медицина, 1973. – 336с.

47. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. – 286с.

48. Кочарян А.С. Преодоление эмоционально трудных ситуаций общения, в зависимости от сложности социальной перцепции: Автореф. дис… канд. психол. н. - Киев, 1986. – 23с.

49. Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 81с

50. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 464с.

51. Куликов Л.В. Ваш психологический советник. – СПб.: Ид-во СПбГУ, 2006. www.psy.pu.ru

52. Лабиринты одиночества. - М.: Прогресс, 1989. – 624с.

53. Леви В. Одинокий друг одиноких. – М.: Торобоан, 2006. – 356 с.

54. Левин К. Теория поля в социальных науках. – СПб., 2000

55. Лидерс А.Г. Группы личностного роста с подростками / Журнал практического психолога. - 1996. - №2. – С.61-68.

56. Лингарт И. К вопросу детерминации и направленности в моделях мыслительной деятельности // Психологические исследования посвященные 85 летию Д.Н. Узнадзе /Под ред. А.С. Прангишвили. – Тбилиси, 1973.

57. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. – 256с.

58. Логинова Н.А. Развитие личности и её жизненный путь. – В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – С.238-246.

59. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: Психоаналитическая ассоциация, 1998. – 496с.

60. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психологический журнал. – 1996. - №3. – С.149-152.

61. Мазур Е.С., Гельфанд В.Б., Качалов П.В. Смысловая регуляция негативных переживаний у пострадавших при землтресении в Армении // Психологический журнал. – 1992. - №2. – С.54-64.

62. Мамардашвили М.К. Философские чтения. – СПб.: Азбука-классика, 2002. – 832с.

63. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.

64. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 456с.

65. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. – М.; Воронеж: Институт практической психологии. МОДЭК, 1995. – 356с.

66. Наенко Н.И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. – 112с.

67. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств / Ред. Д.Вассерман. – М.: Смысл, 2005. – 310с

68. Нартова-Бочавер С.К. «Coping – Behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. - №5. - С.20-30.

69. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал, 2003. - №6. – С.27-36

70. Никольская И.М., Грановкая Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507с.

71. Овчарова Р.В. Технологии работы практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.

72. Овчарова Р.В., Духновский С.В. Психологическая коррекция девиантного поведения подростков как переживание-преодоление критических ситуаций // Образование и наука. – Екатеринбург, 2000. – С.93-112

73. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 57000 слов / Под ред. д-ра филолог. Наук проф. Н.Ю. Шведовой. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972. – 846с

74. Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания. – М.: Гиль-Эстель, 1993. – 240 с.

75. Петрушин С.В. Психологическая мастерская. – СПб.: Речь, 2005. – 196с.

76. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002. – 1024 с.

77. Пять шагов к собственному «Я» // Psychologies. – № 15. – 2007 – С.156-159.

78. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. / Под общ. ред. О.В. Овчинникова. - М.: Прогресс, 1979. – 392с.

79. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс Универс, 1994. – 479с.

80. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464с.

81. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. – 720с.

82. Семь способов перестать быть несчастным // Psychologies. – № 16. – 2007 – С.162-166.

83. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте / Дисс. докт. мед. наук. – Бишкек – СПб.: ПНИ, 1994.

84. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.

85. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М.: Медицина, 1995. – 335с.

86. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Второе издание. – НПЦ «Психодиагностика», Ярославль, 1996.

87. Справиться со своими фобиями // Psychologies – № 16. – 2007 – С.116-121

88. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. М.: «Медицина», 1974. – 320с.

89. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: «Медицина», Ленинградское отд-ние, 1984. – 191с.

90. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами. Пособие для врачей. – СПб.: СПб Ин-т усов. врачей, 1992. – с.157.

91. Тихонов Г.М. Феномен одиночества: теоретические и эмпирические аспекты. Автореф…дис.д-ра.философ.наук.- Нижний Новгород, 2006. – 47 с.

92. Тышкова М. Исследование устойчивости детей в трудных ситуациях // Вопросы психологии. – 1987. - №1. – С.27-34.

93. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 250с

94. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860 с.

95. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608с.

96. Фомин Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы. – М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. – 383с.

97. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368с.

98. Фромм Э.Душа человека. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзит книга», 2004. – 572с.

99. Шалютин Б.С. Душа и тело. – Курган: Изд-во Курганского университета, 1997. – 230с.

100. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. – Омск: Изд-во Омского государственного университета, 2000. – 358с

101. Шаров А.С. Психологические механизмы и приемы воздействия на человека // «В.М.Бехтерев и современная психология, психотерапия». Сборник статей к конференции. – Казань: Центр инновационных технологий, 2001. – С.258-263

102. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. – 192с.

103. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. – 560с.

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал