Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование лидерского статуса в воинском коллективе
Что же определяет положение военнослужащего в коллективе? Почему один становится лидером, и сослуживцы следуют за ним, а другой в аналогичной ситуации не может оказывать существенного влияния на них? Достаточное число работ посвящено этим вопросам, и их анализ показывает, прежде всего, невозможность однозначного ответа. В одной из работ по проблеме формирования лидерского статуса Ю.В. Ковалевич [16] указывал, что слишком большая разница в уровне развития между одними и другими членами группы не благоприятствует процессу становления вожаком группы. Вожак (лидер) должен быть тесно связан с ее членами, быть им понятным и близким, а, следовательно, ему не следует чрезмерно отличаться от членов группы по каким-либо свойствам, например, ума, воли. Развивая это положение, можно заметить, что речь идет о чрезмерном отличии лидера от ведомых, но в пределах определенных границ это допустимо и в известном смысле необходимо, ведь лидер выдвигается на эту роль не только потому, что он похож на других, но и потому, что он чем-то отличается от других. Анализ литературы, фактов из практики воинской службы показывает, что на процесс выдвижения военнослужащего лидером в коллективе определенное влияние оказывает ряд факторов. Среди множества детерминант лидерского статуса заметную роль в этом процессе играют личностные свойства. Уровень их развития, особенности проявления в различной мере представлены у ведомых и лидеров. Общеизвестно, что лидер обладает более развитыми деятельностно-значимыми свойствами - умением организовывать работу, инициативностью, уверенностью в себе, требовательностью и некоторыми качествами интеллекта - быстротой ориентиентировки, сообразительностью. Следовательно, действительно личность лидера имеет определенные отличия от личности ведомого, но вряд ли можно утверждать, что именно это обстоятельство позволяет военнослужащему занимать позицию лидера. Существуют и другие причины, помогающие формированию лидера или тормозящие этот процесс. Распределение ролей в воинском коллективе в значительной степени зависит от особенности социальной перцепции - восприятия военнослужащим другого, других и себя. В работах многих психологов установлено, что лидер лучше и точнее других воспринимает мысли, переживания и стремления своих партнеров. В воинских подразделениях точность и эффективность социальной перцепции существенно зависит от уровня развития воинского коллектива. В коллективах более высокого уровня развития, с более выраженными лидерскими процессами (процессами самоорганизации) лидеры, как правило, более точно, правильно воспринимают и оценивают сослуживцев, их роль, активность и вклад в достижение общественно-значимых целей. Можно отметить некоторые особенности социальной перцепции у лидеров в связи с дифференциацией лидерских ролей в коллективе. Инструментальный лидер отличается от экспрессивного восприятием командира (начальника). Он более точно и адекватно оценивает его личность. В процессе социальной перцепции инструментальный лидер более тонко дифференцирует личностные особенности офицера, выделяя ряд качеств, характеризующих его, прежде всего, как военного специалиста, профессионала в своем деле, затем воспринимаются и оцениваются свойства, раскрывающие его достоинства и недостатки как руководителя воинского коллектива и, наконец, в третью очередь - качества, характеризующие командира как «хорошего» или «плохого» человека, т.е. его общечеловеческие качества. Эмоциональные лидеры и ведомые выделяют и оценивают при восприятии командира, прежде всего, его общечеловеческие качества, затем дифференцируют личностные свойства командира как офицера и в последнюю очередь воспринимают и анализируют его качества как организатора и руководителя воинского коллектива. На формирование лидерской позиции оказывает определенное влияние способность военнослужащего к эмпатии и персонификации. Традиционно под эмпатией понимают способность приобщаться к миру переживаний другого, к его эмоциональной жизни. Разные люди обладают разной мерой эмпатии; чем более расположен к ней субъект, тем легче ему познать, понять другого, т.е. эмпатия в этом случае может рассматриваться как специфическая форма эмоционального познания. В эмпатии доминируют эмоциональные характеристики субъекта. Эксперименты показывают, что лидеры обладают более высокими эмпатическими способностями, и это позволяет им точнее предсказать групповое мнение, групповую ориентацию. Специальных исследований в воинской деятельности по вопросам эмпатии нет, но отдельные работы по сплоченности, психологическому климату, диагностике воинских коллективов, а также собственные эмпирические данные показывают, что военнослужащие с высокой эмпатической способностью обладают более высоким статусом в коллективе и чаще, чем другие, выступают в роли лидеров. В сплоченных воинских коллективах с благоприятным психологическим климатом лидеры точнее предсказывают мнение коллектива по общественно-значимым вопросам, более тонко определяют настроение коллектива и точнее улавливают общий его настрой. Итак, высокий уровень эм-тической способности, благоприятно влияет на формирование лидерского статуса. Явление персонификации так же, как и эмпатии, в определенной мере влияет на формирование статуса лидера. Персонификация - значит представлять что-либо отвлеченное в образе другого человека, лица. В контексте данной работы персонификацию следует рассматривать как явление переноса «я-концепции» на другое лицо, других членов воинского коллектива. Способность к персонификации более четко прослеживается у лидеров. Причем одни лидеры, персонифицируя свойства «я-концепции» на сослуживцев, резко, категорично распределяют весь коллектив на «хороших» и на «плохих», другие же, наоборот, не разделяют коллектив так категорично, участники воинской деятельности получают от лидера как бы усредненные оценки. При этом следует отметить, что более четко и категорично оценивают своих сослуживцев инструментальные лидеры. Экспрессивные лидеры склонны к более «мягкому» оцениванию своих сослуживцев. Склонность к риску, отсутствие боязни при большой ответственности, иногда даже риск в безнадежной ситуации - все это способствует формированию высокого статуса военнослужащего в коллективе и выдвижению его на роль инструментального лидера. Как правило, тенденция к риску обнаруживается у военнослужащих с достаточно высоким уровнем притязаний, с выраженным стремлением к успеху, к достижению значимых целей, они уверены в себе, склонны к экспериментированию, не тревожны, очень инициативны. Именно такие военнослужащие пользуются в коллективе авторитетом, уважением, к их мнению прислушиваются. При этом следует отметить, что склонность к риску в известной мере может способствовать формированию лидерского статуса, но сама по себе еще не обеспечивает роли инструментального лидера. В заключение следует заметить, что процесс формирования лидерского статуса сложен, а подчас противоречив. Факторы, влияющие на этот процесс, разнородны и затрагивают разноуровневые характеристики, как в самом субъекте лидерства, так и в микросреде, командной организации военной деятельности.
|