![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распределительная логистика и логистическое обслуживание
Распределительная логистика или дистрибьюция – это функциональная область логистики, задача которой – интегрированное управление логистическими функциями и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим логистическим сервисом от производителей или оптовых торговых компаний до конечных потребителей с оптимальными затратами. Основная задача дистрибьюции – максимальная экономия всех ресурсов в цепях поставок «производитель – потребитель» при обеспечении требуемого уровня качества готовой продукции и сервиса. Дистрибьюция охватывает: 1. Производителей с их складом готовой продукции. 2. Торговых посредников. 3. Логистических посредников. 4. Организации обеспечивающие информационное, финансовое, таможенное, страховое проведение материального потока. 5. Предприятия сферы обслуживания и розничной торговли. Фирма производитель заинтересована в том, чтобы контролировать позицию своей продукции на рынке, цены на товар вплоть до конечного потребителя. Для этого ей необходимо иметь собственную сбытовую сеть, распределительную инфраструктуру. Это может быть очень хлопотно и связано с большими затратами для производителя. Производитель может создать независимую сбытовую сеть, поставляя свою продукцию независимым торговым посредникам. Но в этом случае он теряет контроль над своей продукцией на рынке. Третьим вариантом является создание связанной сбытовой сети, когда в распределительную систему привлекаются логистические посредники, которые осуществляют все логистические операции вместо фирмы производителя. Избавляя себя от необходимости иметь дорогостоящую сбытовую инфраструктуру, производитель в тоже время в значительной степени контролирует позицию своей продукции на рынке. Основными функциями логистического менеджмента фирмы в дистрибьюции являются: - построение структуры распределительной сети (дистрибутивных каналов); - оптимальная дислокация дистрибутивных центров (баз, складов) и других звеньев логистической распределительной сети; - поддержание стандартов качества логистического сервиса; - экспедирование и транспортировка готовой продукции; - складирование, хранение и грузопереработка готовой продукции в складской системе; - управление запасами готовой продукции; - обеспечение сохранности груза, страхование рисков, таможенное оформление; - анализ логистических издержек и установление цен на логистические услуги; - мониторинг товарно-транспортных потоков и информационно-компьютерная поддержка логистики в дистрибьюции и т.д. В дистрибьюции на сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции: - значительное расширение розничной сети, появление сетевых магазинов и крупных компаний в этой сфере, работа в нескольких форматах и т.д.; - расширение ассортимента товарной продукции; - минимизация страховых запасов у конечных потребителей, что требует частых поставок мелкими партиями; - независимый спрос на товары, что усложняет управление, запасами; - повышение требований потребителей к гибкости обслуживания, связанных с выполнением незапланированных заказов; - появление разветвленной складской сети, максимально приближенной к конечному потребителю; - приоритет складской поставки перед транзитной для большинства видов готовой продукции; - значительное число посреднических структур и т.д. Одна из главных задач распределительной логистики – это построение и организация каналов распределения. Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретныйтовар или услугу на пути от производителя к потребителю. Решение о выборе каналов распределения — одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя, к конечному потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды: - экономию финансовых средств на распределение продукции; - возможность вложения сэкономленных средств в основное производство; - продажу продукции более эффективными способами; - высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков; - сокращение объема работ по распределению продукции. При этом организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд важных функций: - проводят исследовательскую работу по сбору информации, необходимой для планирования распределения продукции и услуг; - стимулируют сбыт путем создания и распространения информации о товарах; - устанавливают контакты-с потенциальными покупателями; - приспосабливают товар к требованиям покупателей; - проводят переговоры с потенциальными потребителями продукции; - организуют товародвижение (транспортировка и складирование); - финансируют движение товаров по каналу распределения; - принимают на себя риски, связанные с функционированием канала. Все или часть этих функций может быть взята на себя производителем. При этом издержки производителя возрастают. Из-за специализации посреднических организаций, они нередко выполняют перечисленные функции каналов распределения товаров эффективнее. Для покрытия своих издержек посредники взимают с производителя дополнительную плату. Таким образом, вопрос о том, кому следует выполнять различные функции канала распределения, — это вопрос относительной эффективности. Логистические каналы обладают многообразием, в силу этого актуальным является вопрос об их классификации. В основу классификация положены различные основания. Так по характеру связей между участниками выделяют следующие дистрибутивные каналы. 1. Каналы в корпоративной системе. В данном случае последовательные этапы производства распределения объединены в рамках одной организации. 2. Каналы в вертикальной системе. В этом случае каналы, состоящие из производителя и одного, или нескольких посредников, действуют как одна единая система. Это обусловлено тем, что один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компании-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким членом может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Они возникли как средство контроля за поведением канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала, выполняемых функций.
Каналы также принято различать по числу торговых точек. 1. Каналы интенсивного распределения, относятся к большому числу торговых точек, что позволяет наиболее интенсивно «наполнить» рынки например, товарами повседневного спроса. 2. Каналы эксклюзивного распределения, относятся к незначительному числу торговых точек, рассчитанных на обслуживание особых потребностей специального сегмента рынка; 3. Каналы селективного распределения, относятся к небольшому числу торговых точек. Это нечто среднее между интенсивными и эксклюзивными каналами. И наконец, каналы различают по признаку прямолинейности. 1. Каналы прямой дистрибьюции, когда производитель осуществляет продвижение и продажу готовой продукции в основном непосредственно потребителямчерезсвои структуры сбыта или отделы продаж. - Каналы не прямой дистрибьюции, когда товары поступают потребителям через систему посредников — оптовых торговцев, агентов, дилеров и т.п. При выявлении возможных вариантов каналов распределения крайне важно определиться с типом используемых посредников. Посредники отличаются большим разнообразием. Поэтому актуальной является проблема их классификации. Чаще всего в основу такой классификации кладется три основных признака: - наличие или отсутствие у посредника собственных складов; - от чьего имени работает посредник; - за чей счет посредник ведет свои операции. В связи с этим всех посредников принято делить на имеющие склады и не имеющие склады. В свою очередь среди посредников, имеющих склады, выделяют: - независимые оптовые предприятия, к которым принято относить дистрибьюторов, дилеров, оптовых торговцев, оптовиков-консигнантов, оптовиков посылочной торговли; - зависимые оптовые посредники, к которым относятся оптовые базы промышленных компаний; - агентов и брокеров, включающих агентов по закупкам и оптовиков-комиссионеров; - специализированных оптовиков, к которым принадлежат дистрибьюторы продуктов нефтепереработки и дистрибьюторы сельскохозяйственной продукции. В число посредников, не имеющих складов, как правило, входят: - независимые оптовые предприятия, включающие оптовиков-коммивояжеров и оптовиков-организаторов; - агенты и брокеры, включающие товарных брокеров, промышленных агентов и полномочных агентов; - зависимые оптовые предприятия, которые представлены оптовыми сбытовыми (дистрибьюторскими) конторами. Наиболее многочисленной и распространенной группой посредников являются независимые оптовые компании, имеющие собственные склады. Ниже представлена характеристика некоторых из них. Дистрибьюторы — это оптовые и розничные посредники, имеющие мощную складскую сеть и выполняющие полный цикл операций. Они ведут операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами. Дилеры — это оптовые (реже розничные) посредники, также имеющие собственную складскую сеть. Они ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. Однако взаимоотношения производителя с дилерами в последнее время приобретают разнообразные формы из-за желания производителей формировать вертикальные каналы распределения. При этом дилеры наделяются определенными привилегиями, объединяя в своих руках ряд последовательных этапов процесса производства и распределения. В логистической цепи дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям. Оптовые торговцы – это независимые компания на основе полной собственности. Они работают в основном с розничными предприятиями, предоставляя им полный пакет услуг. Торговцы делают крупные закупки у производителя, размещают продукцию на одном или нескольких своих складах. В соответствии с поступившими заказами, комплектуют партии небольших размеров, и направляют их потребителю. Кроме того они как правило оказывают клиентам и другие услуги, например, предоставляют торговый кредит, несут риски, связанные с содержанием запасов, оказывают консультационную помощь. Оптовые торговцы отличаются друг от друга главным образом широтой ассортиментного набора товаров. В физическом распределении, для обеспечения успеха, необходимо следовать некоторым правилам, которые принято называть «золотыми» правилами логистик. Правило 1. Для наиболее эффективного удовлетворения потребителей распределительная логистическая цепь должна обеспечивать максимальное приближение к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования грузовых единиц продукции и грузовых транспортных единиц максимально возможной вместимости. Правило 2. Для наиболее эффективного решения задачи физического распределения в логистической цепи необходимо использовать минимальное количество измерения продукции и минимальное количество условных дистрибутивных единиц транспорта (независимо от их вместимости). Правило 3. Если нельзя избежать создания стационарного склада, то он должен располагаться в логистической цепи в центре консолидации, который размещается возможно ближе к конечным торговым точкам (если это касается физического распределения в плане транспортировки) и в центре консолидации, расположенном возможно ближе к исходному производственному процессу (если это касается сортировки). Огромную роль в распределительной логистике для обеспечения успешной деятельности играет обслуживание клиентов, предоставление им различных услуг, которые принято называть логистическим сервисом. Логистический сервис – это совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Иначе говоря, это комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров, управление потоками услуг. Логистический сервис классифицируется: - по временному параметру - предпродажный, работы по оказанию логистических услуг, послепродажный; - в зависимости от формы оплаты - платный и бесплатный; - по содержанию работ - материальный и нематериальный; - по направленности - прямой и косвенный; - по степени адаптивности к потребностям - стандартизированный и индивидуальный; - по масштабу- локальный и региональный, национальный и международный. Для обеспечения успешной деятельности важно соблюдать некоторые принципы логистического сервиса. 1. Обязательность предложения, которая выражается зависимостью:
å å å Yijk> М
Где М – минимально допустимый уровень обслуживания; Yijk – логистическая услуга, опосредующая i-тый вид товаропотока, адресуемого в j-тый регион k-тому потребителю 2. Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. То есть потребитель в праве выбирать какой оббьем услуг ему необходим. Это может быть выражено следующими формулами:
S полн=Sm+Sn+Sэ S1=Sполн-(Sn+Sэ) S2=Sполн-Sэ
Где Sполн – полная стоимость потребления услуг, Sm – стоимость приобретения товара, Sn – стоимость поставки, Sэ – стоимость эксплуатации, S1 – стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от всего пакета S2 стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от послепродажного обслуживания; 3. Адекватность ценовой политики, которая выражается следующей зависимостью:
Y=f(SPZC)
где S – спрос на логистические услуги P – предложение логистических услуг Z – затраты, связанные с оказанием услуг С – ценовая стратегия предприятия.
4. Технико-технологическая адаптивность сервиса 5. Удобство сервиса 6. Максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий 7. Неразрывная связь сервиса с маркетингом В задачи логистического сервиса входит: - консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий; - подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники; - передача необходимой технической документации; - предпродажная подготовка изделия; - доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути; - приведение изделия в рабочее состояние; - обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации; - оперативная поставка запасных частей. В области логистического сервиса компании могут применять следующие стратегии: - широкая номенклатура логистических услуг; - значительный диапазон, в котором может меняться их качество; - влияние услуг на конкурентоспособность фирмы и величину издержек. Важным является вопрос о формировании системы логистического сервис. Он включает в себя следующие этапы: - сегментация потребительского рынка; - выбор значимых для покупателей услуг; - ранжирование услуг; - определение стандартов услуг; - оценка оказываемых услуг; - установление обратной связи. В логистическом сервисе трудно переоценить вопрос о параметрах качества сервиса. Такими параметрами могут служить: - расхождение между ожиданиями покупателя в качестве сервиса и восприятием предприятия этих ожиданий; - расхождение между восприятиями ожиданий потребителей и действительным качеством услуг; - расхождение между рекламируемым и реальным сервисом. Не менее важным вопросом является определение уровня логистического обслуживания. Для этого используется следующая формула:
где g - уровень логистического обслуживания; M - количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса; m - количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса. где N - количество услуг, которое теоретически может быть оказано n - фактическое количество оказываемых услуг; ti - время на выполнение i-той услуги.
График зависимости затрат на обслуживание от величины уровня обслуживания График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания, от величины уровня обслуживания График зависимости затрат и потерь от величины уровня обслуживания В современной логистике принято применять следующие критерии качества логистического сервиса: - надежность поставки; - полное время от получения заказа до поставки партии товаров; - гибкость поставки; - доступность; - безопасность; - взаимопонимание с покупателем; - наличие запасов на складе поставщика; - возможность предоставления кредитов, а также ряд других.
|