Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Выделение из предложения главных слов.
Представьте, что из предложения выпало первое слово. Что получилось? (Рисует картину.) Что мы не узнали? (Кто рисует.) Рисует картину — это предложение? (Нет.) Правильно, предложение не получилось. А теперь выпадает из предложения второе слово. Что получается? (Художник картину.) Что мы не узнали? (Что делает художник.) Художник картину — это предложение? (Нет.) Из предложения выпадает третье слово. Что получается? (Художник рисует.) Можно назвать это предложением? (Можно.) Это и есть предложение. Слова, которые входят в это предложение, называют главными. Без них, как вы убедились, предложениене получается. Логопед дает задания ученикам: 1) Прослушайте предложение, определите количество слов в нем, найдите главные слова, поставьте к ним вопросы. а) Мама несет сумку. Бабушка печет пироги. Маляр красит крышу. Дедушка читает газету. Зрители смотрят фильм. Поезд отправляется утром. Солнышко всходит рано. б) Одежду шьет портниха. Улицы подметает дворник. Кирпичикладет каменщик. Сети тянут рыбаки. Тихо шелестели листья. Раскатисто гремел гром. Непрерывно звучала музыка. Вдалеке показался автобус. Плавно кружились снежинки. 2) Рассмотрите картинки. Придумайте по ним предложения из трех слов. Назовите главные слова в предложении. Поставьте к ним вопросы. П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь с ю ж е т н ы х к а р т и нок: мальчик делает скворечник; девочка нашла гриб и т. п. IV. Итог занятия. Л о г о п е д. Что нового вы узнали на занятии? Тренировочные упражнения 1. Составить предложения из двух слов по схемам. (Логопед чертит на доске схемы предложений, состоящих из двух слов, разные по структуре.) 2. а) К словам, обозначающим предметы, подобрать слова, обозначающие действия. Произнести получившиеся предложения. Поставить вопрос к каждому слову в предложении. Весна. Почки.... Травка.... Ручеек.... Снег.... Подснежник.... б) К словам-действиям подобрать слова-предметы. Произнести получившиеся предложения целиком. Поставить вопросы к каждому слову в предложении. Осень. Моросит.... Жухнет.... Желтеют.... Пронизывает.... Наступает .... Зима. Ударили.... Бушует.... Замерзли.... Метут.... Лето. Светит.... Сохнет.... Загремел.... Хлещет.... 3. Графические диктанты. Логопед называет предложение. Ученики чертят в тетрадях схему предложения. Затем подсчитывают количество получившихся предложений. О б р а з е ц:
Оживают деревья. Почки набухают. Проталинки обнажаются. Пробивается травка. Журчат ручьи. Птицы щебечут. Ветер пронизывает. Моросит дождь. Трава жухнет. Желтеют листья. Птицы улетают. Наступают холода. Печет солнце. Стоит зной. Земля сохнет. Загремел гром. Сверкнула молния. Пошел дождь. Ударили морозы. Замерзли реки. Бушует ветер. Метут метели. 4. Отгадать загадки. Составить схемы первых трех предложений. Поставить вопрос к каждому слову в предложении. (Тает снежок. Солнце печет. Ожил лужок. Липа цветет. День прибывает. Рожь поспевает. Когда это бывает? Когда это бывает? Переставить слова в первой и второй строчках. Прочитать получившиеся предложения. Ученики должны ответить на вопрос: нравится ли вам такое звучание загадок? Почему? Снежок тает. Лужок ожил. День прибывает. Когда это бывает? Печет солнце. Цветет липа. Рожь поспевает. Когда это бывает? Затем ученикам предлагается еще раз прослушать загадку и сказать, какие слова рифмуются. (Снежок — лужок. Прибывает — бывает.) 5. Ответить на вопросы предложениями, состоящими из трех слов. Кто учит детей? Кто ведет поезд? Кто охраняет лес? Кто лечит животных? Кто стрижет волосы? Кого тащит лиса? Кого зовет курица? Кого поймали рыбаки? Кого везет поезд? Что несут туристы? Что разожгли пионеры? Что сушат колхозники? Что строят строители? Что слушали дети? Чем подметают пол? Чем моют руки? Чем вытаскивают гвозди? Чем едят котлеты? 6. Вставить в предложения подходящие по смыслу слова. Найти главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы. Мама шьет.... Ежик тащит.... Мама зовет.... Птица поймала.... Воробей клюет.... Муравей тащит.... Машинист ведет.... Ласточка вьет.... Курица несет.... Портниха шьет 7. Вставить пропущенные слова в предложения. Произнести предложения целиком. Назвать главные слова в предложении. Поставить к ним вопросы. а) Ветер... деревья. Дождь... землю. Град... огурцы. Оля... ватрушки. Марина... журнал. Рита... кур. Саша... козу. Верблюд ... колючки. Обезьяна... бананы. Снег... поля. б)... пасет стадо.... помогают малышам.... читает газету.... стирает белье.... взвешивает продукты.... выбивает чеки.... лечит больного.... пишет письмо.... разносит письма.... созывает цыплят. 8. Прослушать стихотворение. Определить, сколько предложений в стихотворении. В каждом предложении выделить главные слова, поставить к ним вопросы. Вот настала осень. Часто дождь идет. Солнце мало греет. Ветер листья рвет. 9. Прослушать предложения и, если надо, исправить их. Собака грызет капусту. Заяц грызет кость. Каменщик строит гнездо. Аист строит дом. Рыбак плетет паутину. Паук плетет сети. Корова дает щетину. Свинья дает молоко. Волк ищет нефть. Геолог ищет добычу. 10. Поднять карточку с точкой, если предложение закончено. Зрители смотрят.... Часы остановились. Поезд прибыл. Коршун схватил.... Космонавты приземлились. Дождик смочил.... Ветер сломал.... Вишни созрели. Журчит ручеек. Птицы собираются.... Почтальон принес.... Снег покрыл.... 11. Прослушать тексты, поднять карточку с точкой, если предложение закончено. (Логопед произносит предложения с правильной интонационной законченностью.)
|