![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Примерная схема занятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В начале занятия преподаватель кратко характеризует актуальность изучаемой темы, знакомит с главными задачами и напоминает план проведения практического занятия. Далее проводится тестирование базового уровня знаний студентов с применением тематических тестов. Студенты, неправильно решившие большинство этих заданий, получают неудовлетворительную оценку с последующей отработкой темы этого занятия. Студенты под контролем преподавателя курируют больных по теме занятия, поэтому при подготовке к занятию студенты должны продумать методику сбора анамнеза и особенности объективного исследования больных. При разборе курируемых больных необходимо кратко охарактеризовать основные клинические признаки заболевания, при сборе анамнеза обратить внимание на значение предрасполагающих факторов в развитии заболевания, длительность заболевания, его течение и т.д. Следует подчеркнуть важность лабораторных исследований, динамического наблюдения в стационаре. При объективном исследовании обращается внимание студентов на общее состояние больного, наличие местных признаков заболевания. Особое внимание уделяется проведению специальных диагностических и инструментальных методов исследования: осмотр и пальпация молочных желез, маммография, УЗИ молочных желез, биопсия. Проводится опрос в соответствии со списком тематических вопросов для подготовки к занятию. После опроса обсуждаются недостаточно ясные и наиболее сложные вопросы. Просмотр учебных видеофильмов, наборов рентгенограмм, сонограмм и др. Для контроля усвоения изученного материала предлагается решить следующие контролирующие задания.
№1 Больная 50 лет обратилась к хирургу поликлиники с жалобами на выделение крови из соска при надавливании на него. Месяц назад заметила на бюстгальтере в зоне прилегания соска бурые пятна. В анамнезе две беременности, которые закончились абортами. В настоящее время менопауза. Объективно: при осмотре молочная железа обычной формы, пальпаторно мягкая. При надавливании на нижневнутренний квадрант ближе к соску появляются кровянистые выделения из соска. Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика? №2 Женщина 32 лет обратилась к хирургу с жалобами на боли в молочных железах, их набухание перед месячными. Боли в молочных железах беспокоят около 5 лет. В последний год заметила появление выделений из соска зеленоватого цвета. После месячных боли в железах исчезают. Беременностей не было. Объективно: при осмотре определяется грубая дольчатость желез, их тяжистость. Подмышечные лимфоузлы плотные болезненные, спаянные между собой. Температура тела держится в течение недели до 380С. Ваш диагноз? Дополнительные методы исследования для уточнения диагноза? Лечебная тактика? №3 Больная 20 лет обратилась к хирургу по поводу округлого образования в правой молочной железе, которое она сама прощупала два года назад, за медицинской помощью не обращалась. В детском возрасте болела туберкулезом легких, по поводу которого проходила лечение в противотуберкулезном диспансере. В настоящее время снята с учета. Объективно: у больной беременность 30 недель. При пальпации в правой молочной железе определяется узел размером 2х2 см, плотный, подвижный, безболезненный. В положении лежа узел определяется менее четко(симптом Кенига отрицательный), выделений из соска нет, подмышечные лимфоузлы не увеличены. Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика? №4 Больная 30 лет обратилась к хирургу с жалобами на наличие в левой молочной железе плотного болезненного образования, которое в последние две недели стало быстро увеличиваться. Впервые больная обнаружила узел в этой железе 3 года назад, но к врачу не обращалась. В настоящее время у больной беременность 35 недель. Объективно: в верхнем квадранте левой молочной железы определяется опухоль 5х5 см плотная, слегка болезненная, без четких границ. Подмышечные лимфоузлы увеличены и болезненны. Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика? №5 Женщина 28 лет жалуется на наличие опухолевидного образования в левой подмышечной области, которое перед месячными становится более плотным и слегка болезненным. Заметила его около 10 лет назад, но к врачу не обращалась. Объективно: образование округлой формы диаметром 4 см, мягкоэластической консистенции, дольчатое. Ваш диагноз? Методы обследования? Лечебная тактика?
Ответы: №1 Диагноз: Необходимо думать о внутрипротоковой аденоме – болезни Минца. Методы обследования: УЗИ, цитология мазка, дуктография, МРТ. Тактика: консультация онколога, оперативное лечение. №2 Диагноз: клинически больше данных за фиброзно-кистозную мастопатию молочных желез, подмышечный лимфаденит. Методы обследования: УЗИ, цитология мазка, дуктография, МРТ. Тактика: консервативное лечение мастопатии у мамолога, лечения лимфаденита у хирурга, при необходимости консультация онколога. №3 Диагноз: фиброаденома молочной железы. Беременность 30 недель. Методы обследования: УЗИ молочной железы, тонкоигольная биопсия, МРТ. Тактика: консультация онколога, секторальная резекция молочной железы в онкодиспансере. №4 Диагноз: подозрение на рак молочной железы. Беременность 35 недель. Методы обследования: УЗИ молочной железы, маммография, МРТ, тонкоигольная биопсия, рентгенография грудной клетки. Тактика: консультация онколога. При подтверждении диагноза лечение в онкодиспансере после родоразрешения. Предполагаются хирургическое лечение, химио- и лучевая терапия. №5 Диагноз: Добавочная молочная железа. Дообследование – УЗИ. Тактика: удаление добавочной молочной железы, т.к. возможна ее малигнизация.
Преподаватель подводит итог проведенного занятия, выставляет оценки и дает задание на самоподготовку к следующему занятию.
Основная литература 1. Хирургические болезни: учебник для студ. мед. вузов / М. И. Кузин [и др.]; ред. М. И. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 779 с. Хирургические болезни: учебник / под ред. М. И. Кузина; [М. И. Кузин, О. С. Шкроб, Н. М. Кузин и др.], 2000. - 640 с. 2. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. Ф. Черноусов [и др.]; под ред. А. Ф. Черноусова. - М.: Гэотар Медиа, 2010. - 664 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970412787.html Дополнительная литература. 1. Хирургические болезни [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А. И. Кириенко [и др.]. - М.: Гэотар Медиа, 2011. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420393.html 2. Руководство по факультетской хирургии [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов / А. В. Бельков. - М.: Медицина, 2009. - 494 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034403.html 3. Избранные лекции по клинической хирургии: курс лекций / [Н. Г. Гатауллин, Н. Г. Сибагатуллин, Р. П. Козленко и др.]; Под ред.: В. В. Плечева, В. М. Тимербулатова; Башк. гос. мед. ун-т. - Уфа: БГМУ, 1996. - 183 с.
Автор методической разработки Л.Р.Аитова
|