Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий совет с кроу






Форт Ларами, Дакота, 14 ноября

Я подробно опишу совет краснокожих с мирными специальными уполномоченными. 1. Он может представлять интерес. Это поможет мне представить время и сам форт.

Вы помните тот день, когда великих вождей кроу пригласили на торжественную конференцию со специальными уполномоченными. В тот день солнце ярко сияло, небо было безоблачно, погода – исключительная. Сравнивая температуру предыдущих дней, когда они сильно пострадали, продвигаясь с окраин Дакоты, старый сахем, должно быть, думал, что Великий Дух, наконец, показал свою благосклонность. Если бы солнце было одним из его благословений, и согласилось улыбаться, несомненно, они должны получить выгоду от великого пау-вау с белыми.

Время открытия совета было назначено на десять утра. Индейцы, которые никогда не спешат, и которые определяют время только по солнцу, немного опоздали; возможно, они заканчивали свои магические церемонии. Наконец, они показались, разодетые в свои самые прекрасные наряды. Некоторые были верхом. Они вброд пересекли реку Ларами, в то время как другие прошли по мосту, сопровождаемые своими женщинами и детьми. Жена Медвежьего Зуба, одного из главных ораторов, была [100] верхом, как и ее муж, которого она никогда не покидала. Индийские женщины ездили верхом, как и их мужчины.

Великий вождь Черная Нога, спешившись, сделал знак своим воинам, чтобы они выстроились в линию. Каждый имел свой наряд – один набросил бизонью шкуру поверх льняной рубашки, другой носил шерстяное одеяло и жакет из оленьей кожи, украшенный по краям, но без скальпов, которые индейцы не смеют показывать белым. Скальпы в этот день остались дома. Третий носил офицерский плащ и панталоны без седалища; к счастью, полы плаща были достаточно длинны.

Некоторые носили чёрные фетровые шляпы, как у американских генералов. Шляпы были украшены лентами различных цветов. Некоторые вожди носили леггины и кожаные мокасины. У всех в ушах и на шее были ожерелья и серьги из зубов животных или раковин. Не удовлетворенный этими украшениями, один кроу добавил к своим волосам искусственные локоны, напоминающие хвост, достигающий его ног. Этот хвост не был таким пёстрым, как у великого вождя брюле, и усыпан серебряными дисками, не слишком толстыми, и сделанными из американских долларов и других монет меньшей ценности. Диски регулярно уменьшились в размере от головы к ногам. Гордость, с которой сахем носил этот наряд, предполагала, что он ни за что не расстанется с ним. Индейцы высоко ценят это украшение, поскольку подобные украшения встречаются среди всех племен.

Вождь в длинном головном уборе был не единственным, кто привлекал внимание. Один кроу с гордостью носил большой медальон, который он недавно получил в Вашингтоне из рук президента. Другой, испытывая недостаток в таком официальном медальоне, использовал мексиканский доллар. В свою очередь, Белая Лошадь не забыл украсить себя серебряной лошадью, которая дала ему это имя, и которая висела на груди, словно медаль. Рядом висел квадратный мешочек из серого холста, очень грязный, в котором он тщательно хранил своё зеркало. Подобно большинству краснокожих, он был очень обеспокоен своим одеянием и фигурой.

Следом за ним выступали Тонкий Палаточный Шест, Человек, Который Был Застрелен в Лицо, и Птица в Гнезде – три вождя или воина, имевшие самую высокую репутацию среди [101] кроу. Большинство их лиц были раскрашены ярко-красной, желтой или синей краской. Среди этой группы можно было заметить раненого мужчину, упомянутого выше. Старый вождь хотел явиться на совет, несмотря на опасности; он был усажен на лошадь и спустился вниз с большой трудностью. Он шёл, сильно хромая.

Выстроившись в линию, сахемы запели песню своего народа, торжественно и мрачно, смешав её с отчаянными криками и визгом. Басы, баритоны и тенора не соблюдали никакого темпа в этом хоре, и все же, эта примитивная, дикая музыка подходит к типу певцов и обстановке.

Таки образом вожди продвигались к одному месту, медленно, в совершенном порядке, игнорируя толпу, которая окружала их. Никто в мире не имел такого спортивного телосложения и таких величественных фигур, как кроу. Затем они смешали свои ряды и вошли в комнату, где находились переводчики. Там им сообщали, что комиссия ожидала их, чтобы начать встречу.

Комната, где проводился совет, была значительного размера. Она была построена из дерева, и могла легко вместить 250 - 500 человек; прежде это был склад квартирмейстера форта.

Вожди кроу, рассевшись на скамьях, в соответствии со своим положением, сформировали такой круг, что можно было сказать, что цивилизация оказалось перед лицом полного варварства. Место оратора было в центре круга. На одной стороне были переводчики и индейские агенты; на другой – клерки, секретарь комиссии, газетные репортеры, и т.д. Женщины и дети вождей также были там; несколько женщин, самые старые матроны, сидели на скамьях с вождями. Среди них были Бегущая Вода, Желтая Кобыла и Женщина, Которая Убила Медведя. Дети, даже грудные, часто нарушали покой собрания своим криком и слезами, но никто не обращал на них никакого внимания, особенно сами кроу.

Бездельники Ларами, три великих вождя сиу, в сопровождении Поллардия, офицеров, солдат и служащих форта, были свидетелями встречи. Комиссия, как щедрый отец, открыла двери для всех желающих. [102]

Когда наступила тишина, доктор Мэттьюс, (2) агент кроу, встал и сказал по-английски: " Я имею честь представить мирную делегацию народа кроу", и, повернувшись к вождям, сказал: " Это специальные уполномоченные, посланные из Вашингтона, чтобы заключить с вами мир, и вы увидите, что я сказал правду".

Переводчик кроу, Пьер Чейн, канадец франко-ирландского происхождения, перевел эти слова с английского языка. Ему помогал Джон Ричард, наполовину сиу, сын того самого француза, Пьера Ричарда, который временно установил свою палатку со всем своим семейством посреди Бездельников Ларами, и которого вы теперь знаете так же, как и я.

Пьер Чейн и Ричард не самые лучшие переводчики. Они переводят красноречивые речи на плохой английский, не принимая во внимание гениальности языка кроу, и они заставляют специальных уполномоченных сожалеть о достойных представителях, которых они только что оставили на совете с пятью народами Юга. 3

Представление кроу о комиссии, и комиссии о кроу, соответствует американской традиции, которая происходит от англичан. В Соединенных Штатах, перед беседой или разговором, нужно представиться.

Во время этой процедуры, кроу издавали низкий крик, " А' хау! " который служит приветствием и знаком одобрения. В то же самое время трубка переходила по кругу, а сахемы, тихие и неподвижные, казалось, были весьма безразличны.

Наконец, встал Медвежий Зуб, сделал три затяжки и предал трубку доктору Мэттьюсу, заявив: " Кури и запомни, что сегодня я спрошу"; затем, обращаясь к генералу Харни, он сказал: [103] " Кури, отец, и пожалей меня"; и к президенту Тэйлору: " Отец, кури и помни меня и моих людей, поскольку мы бедны"; и снова, предлагая трубку мира генералам Авгуру, Тэрри, Санборну и полковнику Таппану, " И вам также, отцы”. Каждый из специальных уполномоченных, прикоснувшись губами к трубке и затянувшись, возвратили её Медвежьему Зубу, который склонял голову в знак согласия, или издавал гортанный крик " А' хау! " Сделав это, Медвежий Зуб сел и сказал, что он и его народ готовы выслушать слова белых. Затем, среди полной тишины, встал президент Тэйлор и зачитал следующую речь, каждая фраза которой была переведена на язык кроу переводчиком Чейном. Я воспроизведу её здесь, для вас, буквально, по-французски:

" Друзья мои, вожди, капитаны и воины кроу, Великий Дух создал всех мужчин, и именно поэтому мы братья. По нашему приглашению вы совершили длительную поездку, преодолев тяжёлые трудности, чтобы увидеть нас. Мы также преодолели длинное расстояние, чтобы увидеть вас и пожать вам руку. Ваш Великий Отец в Вашингтоне, даже притом, что он далеко от вас, информирован о вашей доброй воле. Он знает вашу дружбу с его белыми детьми. Он также знает, сколько раз вы подтверждали мирные отношения, которые вы обещали правительству. Он знает о неприятностях, которые окружают вас. Он послал нас, чтобы увидеть и услышать из ваших собственных уст ваше состояние. Таким образом, мы сможем принять необходимые меры, чтобы исключить все неприятности для вас, и путешествовать вместе хорошей дорогой. Мы знаем, что богатые шахты были найдены в вашей стране, и что в некоторых случаях белые овладели ими. Мы также знаем, что несколько дорог были открыты через вашу территорию, что были основаны поселения, что бизоны, на которых вы охотитесь, были рассеяны и быстро сокращаются. Наконец, мы знаем, что белых вокруг вас становится все больше и больше, которые овладевают вашими лучшими землями, чтобы занять их постоянно.

Поскольку это произошло, нас послал к вам ваш Великий Отец из Вашингтона. Мы были посланы, чтобы принять меры, которые исправят эту позорную ситуацию в максимально возможной степени, и в то же самое время защитят вас от будущих неудобств. Мы хотим оставить часть вашей территории для вашего народа, где вы и ваши дети смогут жить вечно, и где ваш Великий Отец в Вашингтоне не позволит селиться ни одному белому. Мы хотим, чтобы вы указали участок [104] вашей территории, который больше всего удовлетворяет вас. И когда вы отметите эту территорию, которую мы никогда не сможем занять, мы хотим купить у вас оставшуюся часть вашей земли, оставляя вам право охотиться там, пока существуют бизоны. На сохранившейся земле, которую вы оставите себе, мы намереваемся построить дом для вашего агента, лесопилку для переработки вашей древесину, мельницу, чтобы молоть ваше зерно, кузню, дом для вашего фермера, и другие здания, которые могут быть необходимы. На этих сохранившихся землях мы будем снабжать вас лошадьми и другими животными, которые смогут поддержать ваши семьи, когда бизоны исчезнут. Мы также хотим каждый год посылать вам теплую и удобную одежду, и сельскохозяйственные инструменты, которые помогут вам стать самостоятельными, работая на земля. Чтобы ваши дети могли стать столь же образованными, как белые, мы хотим послать вам учителей, которые будут обучать их. Вы сделали наши сердца счастливыми, прибыв сюда, чтобы увидеть нас, и вы не уйдёте с пустыми руками. У нас есть для вас подарки. Вскоре они прибудут сюда. Мы всегда будем благодарны вам за мирные чувства, которые вы никогда не прекращали демонстрировать нашим людям, и в будущем мы ожидаем показывать вам нашу дружбу нашими действиями. Теперь мы хотим услышать от вас все, что вы должны сказать нам. Мы уделим особое внимание вашим словам, и ответим вам в лучшем духе. Я всё сказал".

Первая часть этой беседы была одобрена кроу, и прервана теми гортанными звуками, которые являются индейской параллелью наших " Хорошо! Очень хорошо! Браво! " в наших законодательных органах. Вторую часть, напротив, они слушали с вызовом, среди леденящей тишины.

Когда президент закончил, трубка мира продолжала переходить по кругу, и индейцы, казалось, совещались друг с другом. Один из специальных уполномоченных, генерала Санборн, чтобы рассеять облако сомнения и восстановить спокойствие в умах кроу, попросил переводчика дать им понять, что белые не желают занимать всю их территорию, а только часть, которая уже была занята поселениями. Казалось, это не убедило сахемов.

Тем временем поднялся Медвежий Зуб: " Всё, что вы сказали мне, я понял. Я прибыл, чтобы увидеть вас, и я скажу вам [105], что я думаю”. Затем, пожав руку президенту Тэйлору, он сказал: " Отец, я прибыл издалека, чтобы увидеть вас, и искать справедливости"; затем генералу Харни: " Отец, вы послали за мной; слушайте меня хорошо"; затем генералу Авгуру: " Отец, я счастлив видеть вас и пожать вашу руку; сделайте кое-что для меня"; и генералу Тэрри: " Отец, я очень утомлен; я бедный человек; я прибыл издалека, чтобы увидеть вас"; и генералу Санборну: " Отец, сделайте кое-что для меня; на пути сюда я разбивал лагерь, где деревьев и травы недостаточно, и где было очень холодно; мои лошади утомлены"; и наконец, обращаясь к полковнику Таппану: " Отец, взгляните на меня; я беден; любите меня, как я люблю вас, и позвольте мне спросить вас".

Четыре раза Медвежий Зуб обошёл часть круга, занятого комиссией, повторяя те же самые слова, которые он едва изменял, каждый раз пожимая руки специальных уполномоченных. Каждый задавался вопросом, когда это предварительное обращение закончится, но доктор Мэттьюс изо всех сил старался предупредить собравшихся, что такова была традиция кроу – повторять церемонию рукопожатия четыре раза с теми, кого они желают больше всего удостоить. Наконец, Медвежий Зуб, взяв бизонью шкуру из рук своей жены, передал её генералу Харни, сказав: " Отец, у вас белые волосы, завернитесь в эту шкуру; она защитит вас от холода”. Затем оратор вышел в центр круга, с одной стороны занятого индейцами, с другой – специальными уполномоченными, и спросил у сидящих разрешение говорить. Переводчик перевел его просьбу на английский язык; и то, что он сказал, поскольку я записал это лично, если можно так выразиться, было сказано под диктовку переводчика:

" Отцы, прошлой весной я пешком отправился в горы, чтобы поохотиться на толсторогов, и один из ваших молодых людей сказал мне, что вы собираетесь навестить нас. Мой белый отец просил меня проделать часть пути. Я колебался, поскольку был далеко, очень далеко; но, наконец, я согласился. Этой осенью, когда листья с деревьев начали опадать, кроу были на берегах реки Йеллоустон. Ваш посыльный принес мне десять свёртков табака, и сообщал ваше желание, что мы должны прибыть к Ларами. В ответ я сказал – да, да. Я хотел, чтобы мой белый отец прибыл в форт Филип Керни, а не в Ларами, и я сказал, что, если он хочет, чтобы я отправился так далеко, я должен ответить утвердительно [106] на все, что он попросит; но, тем временем наступили плохие дни, и я должен был прибыть к Ларами. Было холодно, и мои лошади выглядели очень худыми. Поэтому – мой белый отец должен ответить " Да, да", на все вопросы, которые я скажу”.

" Отцы, я совершил долгую поездку, чтобы увидеть вас. Я выехал из форта Смит; я очень беден; я хочу есть, мне холодно. В пути мы не встретили ни бизонов, ни деревьев, ни воду. Посмотрите на меня все, кто слышит меня. Я такой же человек, как и вы. У меня есть голова и лицо, как и у вас. Мы все – одни и те же люди. Я хочу, чтобы мои дети и мой народ процветал и жил долгие годы".

Затем Медвежий Зуб подошел к специальным уполномоченным Тэйлору и Харни, судорожно схватил их за руки, и трижды прокричал: " Отцы, отцы, отцы, слушайте меня хорошо. Отзовите ваших молодых людей из гор толсторога. Они ездят через нашу страну; они уничтожают живые деревья и зеленую траву; они подожгли наши земли. Отцы, ваши молодые люди опустошили нашу страну и убили моих животных, лосей, оленей, антилоп, моих бизонов. Они убивают их не для того, чтобы есть; они оставляют их гнить, где они пали. Отцы, если бы я пришел в вашу страну, чтобы убивать ваши животных, что бы вы сказали? Разве я был бы неправ, и разве вы не начали бы войну со мной? Ладно, сиу предложили мне сотни мулов и лошадей, чтобы выступить на войну вместе с ними, но я не сделал этого”.

" Давным-давно вы заключили соглашение с народом кроу; тогда вы взяли с собой одного из наших вождей. Вы хорошо понимаете, о чём я говорю. Этот вождь не возвратился. Где он? Мы больше не видели его, и мы утомлены ожиданием. Верните нам то, что он оставил. Мы – его друзья, его родственники, и мы хотим знать его последние пожелания".

" Я знаю, что вы также послали посыльных к сиу. Вы послали им, как и нам, табак; но сиу сказали мне, что они не пойдут, поскольку вы всегда обманывали их. Сиу сказал нам: " Ах! Белые отцы послали за вами, и вы собираетесь увидеть их. Они отнесутся к вам, так же как и к нам. Навестите их, возвратитесь и скажите нам, что вы услышали. Белые отцы совратят ваши уши прекрасными словами и мягкими обещаниями, которые они никогда не исполняют. Навестите их, и они посмеются над вами! [107]"

" Я выслушал слова сиу и навестил вас. Когда я отправлюсь назад, в пути я могу потерять половину моих лошадей".

" Отцы, отцы, я нисколько не стыжусь говорить прежде вас. Великий Дух создал нас всех, но он поместил краснокожего в центре, а белых на краю. Сделайте меня разумным индейцем. Ах! Мое сердце разрывается от горя. Все кроу, старые вожди прошлых дней, наши предки, наши дедушки, наши бабушки, часто говорили нам: 'Будьте друзья с белолицыми, поскольку они сильны! ' Мы, их дети, повиновались, и видим то, что случилось".

" Давно, больше сорока лет назад, кроу разбили лагерь на Миссури. Наш вождь был убит в голову белым человеком”. (Здесь генерал Харни прервал оратора и сказал, " Белый вождь был безумен, я был там, и видел это".)

" Однажды, на реке Йеллоустон, три фургона разбили лагерь. Там были трое белых мужчин и одна белая женщина. Четверо кроу прибыли к ним и попросили кусок хлеба. Один из белых мужчин взял винтовку и выстрелил. Гнедой Конь, вождь, был ранен и умер. Мы забыли это преступление. И я говорю вам это, чтобы показать вам, что бледнолицые поступают неправильно, так же, как и индейцы".

" Некоторое время назад я отправился в форт Бентон, поскольку мы также поступили неправильно. Мои молодые люди стреляли в белых по ошибке. Я попросил прощения у белого вождя. Я дал ему девять мулов и шестьдесят бизоньих шкур за неправильный поступок, который мы совершили. Так я плачу за наши заблуждения".

" Оттуда, я пошел в форт Смит, который находится на берегах Бигхорн, и там я нашел белых. Я представился им, чтобы обменяться рукопожатием с офицерами, но они ответили, приложив кулак к моему лицу, и бросив меня на землю. Вот так к нам относятся ваши молодые люди".

" Отцы, вы говорили со мной об обработке земли и разведении животных. Я не хочу слушать такие речи. Я вырос с бизонами, и люблю их. С самого рождения я узнал, как и ваши вожди, как быть сильным, как устанавливать палатку и бродить по прериям в своё удовольствие. Пожалейте меня, я утомлен разговорами".

" И вы, отец", обращаясь к президенту Тэйлору и передав ему мокасины, " возьмите эти мокасины и держите ноги в тепле". [108]

Речь Медвежьего Зуба прерывалась индейцами частыми возгласами согласия, а сами специальные уполномоченные, слушая его слова, выказывали своё одобрение некоторыми выражениями уверенным тоном. Оратор, не прерываемый аплодисментами, медленно продолжал свою речь, останавливаясь после каждого предложения, чтобы переводчик мог перевести его слова, затем без труда сохраняя нить беседы, как будто он заготовил её. Однако он импровизировал.

Язык кроу продемонстрировал обаяние речи Медвежьего Зуба, язык, настолько гармоничный и музыкальный, и все же несколько гортанный, несколько напоминающий язык сиу частыми гласными и придыханием, как это делают испанцы. Он сопровождал свою речь умеренными, ритмичными жестами, благородными и изящными, гармонирующими с идеями, которые он желал выразить. Жесты представляют универсальный язык среди краснокожих, подобно языку глухонемых.

" Я понял все, что сказал кроу", сказал Поллардию Быстрый Медведь, один из вождей сиу, поскольку они присутствовали на конференции, " только по одним жестам, которые он сделал".

Когда Медвежий Зуб закончил говорить, Черная Нога, другой великий оратор кроу, поднялся и обменялся рукопожатием с каждым из специальных уполномоченных, поблагодарив белых отцов за то, что они прибыли, чтобы увидеть краснокожих, и подтвердил, как сказал Медвежий Зуб, что кроу были бедны и утомлены; что в пути они пострадали от холода, голода и недостатка воды; что на их лошадей было грустно глядеть. Он попросил каждого специального уполномоченного слушать его с терпением, со вниманием, и воздать должное его просьбам.

Наконец, сбросив свою бизонью накидку, он набросил её на плечи президента Тэйлора, сказав: " Возьмите эту шкуру, и, принимая её, вы признаете, что вы – мой брат".

Затем, выйдя на середину круга совета, руками отбросив назад свои длинные, черные пряди, которые доходили ему до пояса, он сказал:

" Когда кроу нуждаются в стрелах, они делают их из кусков железа; когда они нуждаются в огне, они ударяют камнем о камень и разводят огонь, чтобы согреться; когда они хотят отрезать мясо, они делают ножи из камня, и используют их на животных, которых они убили на охоте. Все эти вещи кроу знают, как сделать; но если они пойдут в резервацию, которую белые выбрали для них, [109] они не будут знать, как запрягать волов или как обрабатывать землю плугом. Именно поэтому они не хотят слышать эти речи. Вместо этого пусть белые отцы дадут им лошадей, чтобы охотиться на бизонов, и ружья, чтобы убивать их, и все будет хорошо. Великий Дух создал мужчину и женщину, чтобы они жили вместе, мужчину – чтобы охотиться, и женщину – чтобы работать. Мы не хотим что-то менять в этом порядке вещей”.

" Отцы, я всегда был другом белых, и я хочу продолжить быть им. Я вырос дикарём, но никогда не делал никому плохо. Несколько лет назад белые прибыли к кроу, чтобы купить дорогу в Калифорнию, которая проходила через форт Ларами. За эту дорогу они согласились заплатить, пятьдесят лет выплачивая компенсацию. Кроу получали эту компенсацию в течение всего двух или трех лет. После того, как мы подписали это соглашение, один из наших великих вождей отправился в вашу страну. С тех пор мы больше его не видели. Мы хотим знать, что случилось с ним, поднялся ли он в облака или опустился под землю... "

Затем Черная Нога пересказал прошлую историю своего народа. Раньше они были мощным народом, сегодня они бедны, словно Великий Дух отвернулся от них. " Зачем заключать соглашение, если белые не соблюдают его? "

" Не говорите с нами о заключении нас в одном углу нашей территории; прежде всего, откажитесь от маршрута по реке Паудер. 4. Отзовите ваших молодых людей, которые разбили лагеря по всей этой дороге, и всех, кто ищет золото. Они – причина всех наших войн и всех наших неудач". Здесь голос оратора дрогнул, его тело задрожало, пот большими каплями выступил на его лице, а его глаза засияли необычным светом. Должно быть, так старые пророки Израиля появлялись перед королями Азии, когда приходили, чтобы сообщить жалобы еврейского народа.

На мгновение, сделав паузу, Черная Нога еще раз отбросил назад свои длинные волосы; затем, проведя рукой по лбу, словно собираясь с мыслями, он вспоминал, как и Медвежий Зуб, среди ропота одобрения индейцев, все плохие обращения белых с кроу, которые не сделали ничего хорошего. Он указал мошенничества агентов, которые продавали им плохую муку, от которой однажды умерли пять или шесть индейцев, или давали им бесполезные товары за хорошие бизоньи шкуры. Затем, выпрямившись и гордо подняв руку, он крикнул: [110]

" Из-за всего этого мое сердце стало каменным; я не стану жаловаться”. Затем он перечислил, как они обманом были лишены своих земель: " Хотя я беден, я не умру, моя рука тверда, и я все еще могу охотиться на бизонов, как охотились мои отцы... Ваши молодые люди безумны, отзовите их. Они – словно дети; они не знают, чего хотят; они убивают бизонов только ради удовольствия и развлечения, в то время как мы страдаем от голода и становимся бедными. Если вы хотите мира, отправьте ваших солдат назад, на восток; пусть они живут там, а не среди нас, где они приносят неприятности и войну". Затем он ударил руками по своей широкой, обнажённой груди: " Мои деды советовали народу кроу быть хорошими. Как мы можем быть хорошими, когда вы забираете наши земли, взамен обещая много вещей, которые вы никогда не даете нам? Мы не рабы, и не собаки. Однажды, в форте Смит, когда я попросил у солдат немного продовольствия, они ударили меня по голове дубинкой. Я помню, что стал плохим и диким. Разве в вашей стране нет ни одного мужчины, что вы посылаете к нам этих хорошо-одетых детей, которые вызывают неприятности? " Его губы искривились в презрении, и он протянул к одному из специальных уполномоченных руку, дрожащую в конвульсиях.

" Мы хотим жить так, как были воспитаны, охотясь на животных в прерии. Не говорите с нами о поселении в резервацию, и не заставляйте нас возделывать землю. Мы хотим следовать за бизонами. Пошлите ваших фермеров подальше – они не для нас. Кроу перемещают свои лагери на равнинах и охотятся на бизонов и антилоп. Именно это мы любим. Отцы, взгляните на меня и на всех кроу; все они имеют те же самые мысли, как и я. Если вы даете нам белого человека в агенты и торговцы, я хочу, чтобы это были Джон Ричард, Пьер Чейн и доктором Мэттьюс. Они честны и не лгут" (все кроу согласились с этим). " Посмотрите на меня и на моих людей. Я не стыжусь говорить с вами". Затем, снова пожав руки специальным уполномоченным, он заговорил более спокойным тоном: " Отец, сделай кое-что для меня; я утомлен, я говорил слишком долго". В полной тишине он занял своё место и взял трубку, которую передали ему, его голова опустилась, его лицо стало задумчивым.

Когда Черная Нога занял своё место, поднялся старый кроу, который с самого начала совета держал в руке длинный прут, который он принес с собой утром. Этот третий оратор, носивший имя Волк, известный в своей [111] общине рассказчик басен. После церемонии рукопожатия, он занял место в центре круга, продолжая держать в руке свой длинный прут. Он был сделан из твердой древесины гикори, с прикреплёнными шестью кнопками. Волк назвал каждую из этих кнопок поколением мужчин, и продемонстрировал, как каждое поколение рождалось, развивалось и умирало, уступая место другому. Каждое из этих поколений Волк сравнил с поколением кроу. Его народ всегда был другом белых. " Так, чтобы нынешнее поколение продолжило то же самое", прокричал оратор, конец басни которого нетерпеливо ожидали специальные уполномоченные, " не посылайте больше фургоны по маршруту реки Паудер, особенно не посылайте солдат. Отзовите ваших молодых людей из нашей страны, и тогда мы будем счастливы, и будем жить в гармонии с вами, как жили другие наши поколения".

Эта юмористическая речь была столь же серьёзной, как и другие, доказывая специальным уполномоченным, что принцип объединения приятного с полезным существует даже среди индейцев. Но время не стоит на месте. Был час после полудня; конференция продолжалась более трех часов. Клерк, репортеры и специальные уполномоченные не могли выдержать больше. Что касается индейцев, всё время куривших трубку мира – они с безразличием сидели на скамьях, и, конечно, могли оставаться там до вечера. Однако пришло время прекратить встречу, которую президент Тэйлор отложил до следующего утра.

Вожди, один за другим, в сопровождении своих скво, медленно покинули совет. Каждый подошёл пожать руку специальных уполномоченных. Старики и матроны обнимали президента и генерала Харни, вытирая свои щеки и носы о белых, оставив на их белой коже немного красной краски. Американцы не беспокоятся таким ничтожным вопросом, и любезно принимают объятия краснокожих, как и церемонию пожатия руки, и курение трубки мира.

Ораторы и их общины не возвратились к своим палаткам без еды. Покидая совет, они отправились в квартал переводчиков и разделили с ними пищу, предложенную специальными уполномоченными, хотя [112] последние обедали в другом месте. Без ножей и вилок, разместившись на полу или на кроватях, индейцы хватали большие куски говядины и жареной баранины. Когда они набивали полные рты, то по-братски передавали мясо следующему. Их напитком был черный кофе, который циркулировал в огромных глиняных чашках. Они часто наполняли их из огромного котла, который испускал ароматный запах в центре зала. Кроу оказали честь каждому блюду. Их банкет был спокоен и тих, никто не спорил с соседом за места или лучшего куска. Во время банкета несколько любопытных женщины сиу из лагеря Бездельников Ларами пришли и уселись перед дверью зала. Чтобы убить время, они оказывали друг другу те же самые услуги, что и крестьянки Неаполя, исследуя волосы соседки; но пирующие не обращали на них никакого внимания и продолжали еду.

Вечером, перед палаткой Пьера Ричарда, были проведены танцы. Снова кофе свободно циркулировал по кругу. Огонь был разложен посреди круга танцующих, которые начали свой военный танец и пение, сопровождаемый женщинами. Сначала движения были очень медленными, и, наконец, неистовыми. Их ноги всегда были в движении, мужчины издавали завывания. Все это выглядело настолько пугающим, словно это была прелюдия к какому-то бою, или, как будто они танцевали вокруг пленника, которого они собирались казнить после пытки. Но перед палаткой старого Ричарда танец кроу не выглядел так зловеще; действительно, это скоро утомило зрителей, которым надоедали эти монотонные движения и песни, указывающие некое сходство между краснокожими и азиатами, от которых, как утверждают, они произошли. Краснокожие народы, как и чернокожие, не обладают талантом танца и песни. Даже кроу, наконец, утомились своей музыкой и ритмичным шагом. В начале первого они отправились спать и готовиться к следующему совету.

На следующий день, в назначенные десять часов, кроу не появлялись. Встреча предыдущего дня прошла не совсем дружественно, и нам было интересно, возвратятся ли индейцы на совет. Наконец, они появились, но отдельно, а не в компании, как прежде. Медвежий Зуб отсутствовал; он послал известие, что был болен и чувствовал потребность возвратиться домой и поесть свежего бизоньего мяса. Правда заключалась в том, что [113] предыдущим вечером возник спор между арапахо и кроу. Последние, как предполагалось, разделили со своими красными братьями говядину, выданную им комиссией, но, без особой любезности. Однако вскоре Медвежий Зуб обнаружился, и, как всегда, в сопровождении своей жены, занял своё место в совете, который уже начался.

На сей раз все заняли свои места без церемоний предыдущего дня; были произнесены вступительные речи, которые, в некоторой степени, были продолжением предыдущей встречи.

Президент Тэйлор открыл совет, отвечая на речи кроу. Следуя традиции, он спокойно произнёс свою речь, хорошо обдумав каждое слово. Официальные речи всегда были одинаковыми, подготовленные и зачитанные без воодушевления и энергии. Мистер Тэйлор мог добиться большего успеха, произнеся несколько теплых слов перед этими вождями, чьи предыдущие речи были такими красноречивыми и, в некоторой степени, демонстрировали способ, с которым белые ораторы всегда должны были подражать индейцам на пау-вау.

Президент поблагодарил кроу за то, что они не отомстили тем, кто плохо обращался с ними, и сказал, что сообщит Великому Отцу об их хорошем поведении и преступлениях белых, которые будут наказаны. " В будущем", сказал он, " немедленно сообщайте об этом своему агенту, и он проследит, чтобы вы добились правосудия... На сей раз вы не уйдёте с пустыми руками, и мы заменим лошадей, которых вы потеряли... Вождь, которого вы послали в Соединенные Штаты, был хорошо принят и получил подарки. Мы сопровождали его до Миссури. Там он внезапно исчез – был убит или утонул в реке, упав с парохода. Мы очень огорчены этим несчастным случаем, и предлагаем семье этого вождя двух лошадей в качестве компенсации". Здесь переводчик отметил, что на совете присутствовали два человека из его семьи – Белая Лошадь и другой старый сахем, который выразил удовольствие от такого неожиданного подарка.

" Вы говорите", продолжал президент, " что предпочитаете жить так, как жили всегда, вместо того, чтобы получить резервацию. Именно для вашей пользы мы выбираем эту резервацию; численность бизонов быстро сокращается, и через несколько лет они полностью исчезнут... Белые уже находятся на Великих равнинах, и построили города даже на берегах [114] западного моря... Мы хотим, пока ещё есть время, гарантировать вам территорию, которая навсегда будет вашей. Вы не обязаны идти туда сразу. Продолжайте охотиться там, где вам нравиться, но на эту территории, которая будет выбрана для вас, не сможет войти ни один белый; Великий Отец прогонит их выстрелами из ружей". Индейцы выказали признаки энтузиазма и одобрения. Белая Лошадь поднялся и подошел, чтобы обменяться рукопожатием со специальными уполномоченными.

" Следующей весной мы примем решение об отказе от дороги по реке Паудер. Сезон подходит к концу, и мы не можем оставить форты, которые построили по этому маршруту... 5. Если сиу прекратят войну с нами, возможно, мы возвратим вам часть захваченной вашей территории. Вы просили сделать Пьера Чейна и Джона Ричарда вашими торговцами, а доктора Мэттьюса агентом. Мы согласны... Запомните хорошо, что я сказал вам. Сообщите об этом всем, когда возвратитесь к своим домам, и сохраните память об этом. Я всё сказал".

Речь закончилась, и президент спросил, имел ли кто-нибудь из вождей какие-нибудь замечания. Черная Нога поднялся и сказал, что вождь северных сиу, его шурин, Человек, Боящийся Своих Лошадей, однажды сказал ему, что сиу ведут войну с белыми из-за маршрута по реке Паудер; поэтому будет лучше, если белые оставят этот маршрут как можно скорее.

" Вы говорите об исчезновении бизонов и других животных в прериях", добавил Черная Нога, " но в моей стране изобилие бизонов, оленей, лосей и антилоп, в маленьких ручьях много бобров и рыбы, много хорошей рыбы во всех наших реках. Вы хотите получить нашу страну ни за что; это несправедливый контракт. Я прибыл сюда, чтобы спросить вас об оплате за часть моей земли, на которой вы живете. И вы говорите о заключении соглашения! Вы не соблюдаете то, что подписали на Лошадином ручье. Сначала заплатите то, что вы должны нам, а затем можете говорить о заключении нового соглашения! " Здесь специальный уполномоченный Тэйлор и генералы Харни и Санборн не смогли удержаться от заявления, что в течение десяти лет индейцам регулярно посылали компенсацию [115] из Вашингтона; если эти товары не прибыли, то только потому, что агенты украли их. 6. " Мы стыдимся этого", сказали специальные уполномоченные индейцам, " но правосудие будет восстановлено".

Однако, следом за Чёрной Ногой поднялся Волк и сказал, что будет гораздо проще оставить маршрут по реке Паудер, потому что поселенцы, которые используют этот путь в поисках золота на территории Монтаны, могут подняться по Миссури или пройти по маршрут с другой стороны реки, на левом берегу". Я предлагаю вам эти два маршрута", сказал Волк, " но не другие. В моей стране есть много золота. Я знаю, где оно, но я никогда не выражал никакого опасения, что белые вторгнуться в эту область. Мы не нуждаемся ни в золоте, ни в серебре, мы не используем это при обмене. Те, кто нуждается в этом, могут выбрать один из двух маршрутов, которые я указал. Я даю их вам. Я хочу есть, и я должен идти домой, чтобы есть мясо бизонов... Дайте мне подарки, которые вы хотите предложить мне, чтобы я мог возвратиться. Я люблю мою страну, я люблю моих бизонов. Я люблю мою жену и детей, и я хочу увидеть их снова... Вы говорите, что дадите лошадей семье вождя, который исчез; я действительно надеюсь, что вы дадите лошадей всем нам, чтобы мы могли возвратиться верхом. Я всё сказал".

Едва Волк закончил, как поднялся старый сахем, подошёл к специальным уполномоченным, пожал каждому из них руку и сказал, что совершил длительную поездку, и не хочет уезжать без хороших пожеланий своих белых отцов. Специальные уполномоченные пожелали ему счастливого пути.

Затем был продемонстрирован мирный договор и представлен кроу для подписания, но, ни один из них не хотел подписывать его. 7. Некоторые говорили, что [116] не могли сделать этого без согласия сиу, которые не присутствовали; другие заявили, что не подпишут его, пока маршрут и форты на реке Паудер не будут оставлены. Волк добавил, что не все вожди кроу присутствовали, и они не сообщали свои пожелания. Короче говоря, отказ был полным, хотя результат был гораздо лучше с пятью большими народами на юге; специальные уполномоченные были вынуждены отложить соглашение до более благоприятного времени и более благоприятного сезона. Они договаривались о новой встрече " на седьмую луну, когда трава будет зелёной", что по календарю цивилизованных людей соответствует пятому июня 1868г. Местом встречи на сей раз был форт Фил Керни, а не Ларами. Это удовлетворило кроу, которые сократили несколько сотен миль пути. Наконец, вождям было объявлено, что подарки прибыли, на что кроу ответили удовлетворённым ворчанием; встреча была отложена.

Прошлым вечером специальные уполномоченные также проводили пау-вау с двумя вождями арапахо, Гнедым Конём и Черным Углем. Переводчиком был Пятница, арапахо, которого ребёнком обнаружил в прериях майор Фитцпатрик, один из самых известных торговцев Запада. 8. Мальчик был найден в пятницу, следовательно, имя, данное ему, было взято у слуги Робинзона Крузо. Майор воспитал ребенка; затем, когда его приёмный сын достиг двадцати лет, он возвратил его племени. Пятница свободно говорил по-английски, но не умел писать. Сегодня он живет с арапахо, для которых является переводчиком и агентом. Он типичный представитель своего племени, его неискренний взгляд, его обманчивый внешний вид не имеет никакого сравнения с [117] широкими, открытыми, величественными физиономиями кроу. В последние годы арапахо, наряду с шайеннами, самыми кровожадными индейцами прерий, были очень похожи друг на друга, и подтверждали свою ужасную репутацию. С этими людьми не желательно встречаться одинокому путнику где-нибудь в лесу. Такая антипатия, даже отвращение белых к этой пугающей общине краснокожих, не является результатом языка арапахо – языка непонятного и настолько гортанного, что белому невозможно воспроизвести ни единого звука.

Гнедой Конь говорил перед специальными уполномоченными от имени всего своего племени, которое разбило лагерь между Норт-Платт и Саут-Платт. Маленький Щит, великий вождь, сделал его своим представителем. Внешность оратора, казалось, предлагала, что его речь будет усыпана оскорблениями и наполнена преступными намерениями. Но ничего подобного не было. Его выступление было спокойным. Гнедой Конь говорил сидя, и обсуждал со специальными уполномоченными потребности своего племени, поскольку о делах можно было поговорить после обеда, вместе с его семейством:

" Сегодня", сказал он, " я сделал то, что хотел сделать в течение долгого времени – я пожал руки моих белых отцов, которых я люблю... Как только я узнал, что вы спрашивали обо мне, я поспешил. Наши старые сахемы послали меня к вам, и они с нетерпением ждут сообщение, которое я принесу им... К югу от Платт есть превосходные земли, хорошо увлажнённые; там мы желаем обосноваться и начать возделывать землю. Именно поэтому я прибыл к вам. Постройте мне дом, где я смогу прожить всю жизнь. Научите меня выращивать пшеницу и маис... Всё, что вы сделали для южных арапахо – хорош, и я думаю, что вы сделаете то же самое для северных арапахо... Маленький Волк и Старый Медведь, вожди северных шайеннов, и Человек, Боящийся Своих Лошадей, который руководит общиной сиу, прибыли, чтобы увидеть меня, и поздравили меня с поездкой, которую я собирался совершить, и сказали, что они, также, хотят навестить вас... В следующую луну я хочу отправиться с некоторыми из моих мужчин, чтобы установить свою палатку к югу от Платт, около форта Сандерс. 9. Я могу опоздать, если снег будет слишком глубок. Мое племя [118] присоединится ко мне весной... Я буду нуждаться в некоторых товарах, когда перемещу свой лагерь... Я должен охотиться, чтобы жить. У меня очень мало пороха, и вы должны дать мне немного... Наши старые сахемы также спросят у меня табак, когда я вернусь. Я закончил".

Комиссионеры ответили на слова Гнедого Коня, дав ему всё, что он просил. Арапахо были удовлетворены. Специальные уполномоченные были удовлетворены не меньше, обнаружив столь умиротворённых индейцев.

Северные сиу и шайенны, ожидаемые каждый день, не появившись. Комиссия собиралась прекратить советы. Несколько из них останутся в Ларами получить прибывшие подарки, и распределить их среди индейцев; остальные возвратятся в Шайенн, а оттуда к Норт-Платт. Те, кто остается в Ларами, должны возвратиться самостоятельно. [119]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал