Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Индейский вопрос
Шайенн, 18 ноября Позвольте мне сказать ещё несколько слов о краснокожих. Великий совет в форте Ларами ясно и чётко описывает их существующую ситуацию в отношении с белыми. Последние всегда признали право индейцев на владение землей; но, повинуясь непреклонному закону, который толкает колонистов на запад, они всегда знали, что они должны лишить индейцев этих прерий, которые дикари так глубоко любят. Без сомнения, соглашения санкционировали и узаконили лишение права собственности, и за землю индейцам платят подарками и деньгами. Но, не трудно признать, что агенты Соединенных Штатов крадут эти подарки в пути. Если необходимо, можно легко процитировать имена, и оценить благосостояние некоторых агентов, которые были назначены на Запад, и накопили всего за несколько лет. Верно, что им плохо платят, так как они получают только тысячу - тысячу пятьсот долларов в год (пять - восемь тысяч франков), в стране, где всего недостаточно, и проживание очень дорого. Вместо того чтобы требовать лучшую оплату от центрального правительства, они предпочитают грабить Штаты и индейцев. Когда подарки доходят до краснокожих, часто они почти непригодны, или состоят из испорченных товаров. Неужели у краснокожих нет причин для жалоб и мести из-за такого неуважения? [131] Но это только одна из причин жестокой войны между дикарями и белыми иммигрантами. Они говорят краснокожим: " Колонизация толкает нас на Запад; мы нуждаемся в части вашей земли, а вы останетесь на оставшейся, строго ограниченной территории. Там вы сможете возделывать почву”. Каждый дикарь, как вы можете видеть, в гневе отвечает, что прерии принадлежат ему, что он родился, чтобы охотиться на бизонов, и что работа на земле, как ему советуют, совершенно не его дело. Среди индейских народов сохранилось предание, что они исчезнут, когда не останется ни одного бизона. Таким образом, когда им предлагают поселиться в резервации, в то же самое время угрожая загнать их туда силой, некоторые из них отвечают: " Мы предпочитаем умереть от пули, чем от голода”. Однако ошибочно полагать, что все индейцы – мятежники. Быстрый Медведь, вождь сиу, сказал, что этой зимой вместе со своими мужчинами будет пахать, и вы слышали Гнедого Коня, арапахо, просившего специальных уполномоченных построить ему ферму около Платт. Вы знаете, как пять больших народов Юга приняли резервации, которые были недавно выделены для них; но, с другой стороны, вы помните, с каким презрением кроу ответили на предложение специальных уполномоченных, которые предложили ограничить их в части территории, где они смогут возделывать почву. Большинство общин, на которые делится народ сиу, внушают ужас кроу мирному и тяжелому сельскохозяйственному труду. Молодые краснокожие и юные воины представляют яркую оппозицию предложениям белых. Старые вожди часто говорят в советах, поддержанные специальными уполномоченными Соединенных Штатов, " Мы хотим идти в резервацию и жить в мире с вами, но мы не можем отвечать за наших молодых людей". Странный народ, эти краснокожие, которым природа выделила самую прекрасную страну на земле, богатую золотыми россыпями и множеством рек и ручьёв; и все же, этот народ всё еще находится на примитивном уровне, который человечество прошло в самом начале своего развития, что охота и кочевье – возраст древних [132] каменей! Если бы белые не принесли им железо, индейцы все еще были вооружены кремнем, подобно древнему человеку, который населял Европу сто тысяч лет назад и жил в пещерах. Индейцы бегут от работы, предпочитая охоту и войну; женщины выполняют всю работу. Какой контраст окружает их, настолько трудолюбивых, настолько занятых, и с таким глубоким уважением относящихся к женщинам. Эти традиции сохранились и сегодня, и дни краснокожих сочтены, если он не согласятся обосноваться в резервациях. Но даже в резервациях, неужели появится промышленность и искусства? Краснокожая раса совершенно не обеспечена музыкой и песнями. Их искусства всё ещё находятся в состоянии младенчестве. Письмо, кроме грубых пиктограмм, полностью неизвестно. Они только знают, как создать несколько рисунков, расшитых на коже бисером. Эти рисунки, несомненно, часто удачно сгруппированы, и цвета гармонично подобраны, но, это все. Кроме элементарной подготовки мяса, дубления кож и мехов, их промышленность незначительна. Индеец менее цивилизован, чем африканский негр, который, по крайней мере, знает, как ткать и окрашивать ткань. Навахо из Нью-Мексико – единственные краснокожие, которые ткут шерстяные одеяла. Считается, что приблизительно сто тысяч свободных индейцев живут в прериях, рассеянных между Миссури и Скалистыми горами. Число всех индейцев Северной Америки (то есть, в Соединенных Штатах), от Атлантики до Тихого океана, оценено в четыреста тысяч. Возможно, это число немного занижено. Статистические данные, точная информация, полностью недоступна. Сами индейцы никогда не дают больше, чем число своих палаток, но палатка может содержать множество различных индивидуумов; следовательно, невозможно сделать точную оценку. На северных прериях мы особенно должны обратить внимание на большой народ сиу, который насчитывает тридцать пять тысяч. Кроу, гро-вантры, черноногие и т.д., которые занимают территории Айдахо и Монтаны, все вместе составляют население меньше, чем сиу, возможно, двадцать тысяч. В центре и на юге, пауни, арапахо, шайенны, юты, кайова, команчи, апачи и т.д., все вместе насчитывают более сорока тысяч. Эти племена бродят по территориям [133] Небраски, Канзаса, Колорадо, Техаса, и Нью-Мексико. Пауни находится в резервации Небраски, по соседству с Тихоокеанской железной дорогой, а юты – в высокогорных " парках" Колорадо. Все эти племена имеют некоторые общие характеристики; все они являются кочевыми, то есть, не живут в каком-то установленном месте, существуя за счёт ловли рыбы и, особенно, охоты, следуя в своих перемещениях за бизонами. Абсолютно демократичный и своего рода коммунальный образ жизни определяет все отношения между членами племени друг к другу. Вождей выбирают на определённый отрезок времени. Однако, иногда этот пост становится наследственными. Самый храбрый, кто захватил больше скальпов или добыл больше бизонов, или совершил какой-то выдающийся поступок, или самый красноречивый, имеет право стать вождём. Пока вождь поддерживает свою репутацию, он сохраняет свой статус; если он утрачивает уважение, выбирают другого вождя. Вожди возглавляют военные отряды и проводят советы в трудные времена; так же, как и старики. Лейтенанты вождей, " храбрецы", вторые по значению во время войны. В племени нет никаких судей; каждый вершит своё собственное правосудие и применяет закон, как сам понимает его. Все племена охотятся и ведут войну одинаковым способом, верхом, с копьем и луком, когда испытывают недостаток в револьверах и винтовках. Они носят щиты, чтобы защититься от ударов врага. Они полностью живут за счёт бизонов, и одеваются в кожу этого животного, которую они выделывают его мозгами. Они скальпируют мертвых врагов. Они грабят и опустошают фермы, захватывают в плен женщин и детей, и часто подвергают тех, кто попал в их руки, ужасным пыткам. Скво, которым они предают пленников, демонстрируют ужасающую жестокость. Вы слышали, как они вырывали глаза, язык и ногти своей жертвы; жгли его, отрезали руки и ноги. Когда они совершенно замучили пленника, то разжигают огонь в его животе и танцуют, воя вокруг него. Почти все краснокожие совершают злодеяния по отношению к белым, как только выходят на войну против них. Племена часто ведут войну по малейшему предлогу, из-за стада бизонов, за которым они следуют, или из-за участка в прерии, где они хотят установить лагерь. Это верно, что они не имеют никаких зарезервированных мест, но, иногда хотят [134] удержать для себя определённую территорию, исключая всех других. Не удивительно, что одно племя может разбиться на два враждебных клана. Несколько лет назад оглала, опьянённые виски, сцепились между собой, и с тех пор разделились на две общины: Плохие Лица, возглавляемые Красным Облаком, другое подразделение возглавляет Большой Рот и Убийца Пауни. Языки этих племен весьма различны, хотя квалифицированный лингвист может определить среди них общие корни, которые в своё время были обнаружены среди языков Европы и Индии. Индейские языки подчиняются тем же самым грамматическим правилам: они являются агглютинативными или многосинтетическими и не аналитическими и не склоняются (простите меня за использовать этих терминов), то есть, например, в их языке слова могут объединиться друг с другом, чтобы сформировать единственное слово, выражающее полную идею, в которую каждое слово вносит свой вклад; но вопросы родства, полов, числа, не показывают никакой модификации, особенно существительные. Эти языки не имеют никакой близости в различных терминах, которые, в этом отношении, часто весьма ограничены. Чтобы объясняться друг с другом, племена применяют язык жестов, который я уже описал. При помощи этого средства все индейцы понимают друг друга, например, юты могут легко беседовать с арапахо, а арапахо с сиу, и т.д. Помимо языка жестов, индейцы могут передавать сигналы на большие расстояния, о чём вы также знаете. Многие обычаи подобны для всех краснокожих. Они практикуют многобрачие и обычно бьют своих женщин, и все же, все они демонстрируют самую большую привязанность к своим детям. Однажды шахтёр из Колорадо спросил индейца юта, продаст ли он свою дочь, маленького смышлёного ребенка, свободно говорившего по-испански. " Ваши люди продают своих детей? " гордо ответил юта. " Нет", сказал белый, немного удивленный. " Ну, и мы не продаём; забери свои деньги". Некий дух галантности, подобно любви к детям, является одной из отличительных черт краснокожих. Дикарь может не сдержать своё слово, обокрасть вас или убить в случае необходимости, чтобы взять то, что [135] вы имеете. Но он демонстрирует большую храбрость на войне, он любит сражаться, и он не должен смешивать войну и запах пороха, или военную музыку с крепкими напитками. Повсюду его подстерегает опасность. Кроме того, материальные ценности никогда не заботили его; он не беспокоится о том, что есть у меня или у вас, и, как вы уже видели, он не ценит золото и не имеет в нём никакой потребности. И при этом я не могу забыть среди многих черт, обычных для всех индейцев, искусство красноречия. Я так же не могу забыть его глубокую ненависть к белому человеку, которая характеризует даже женщин. Первые племена, с которыми встретились белые на Атлантическом побережье, едва любили их больше, как вы можете судить из следующего инцидента: однажды в Нью-Йорке я встретил делаварскую принцессу, одновременно носившую одежду белых и индейцев, что ей очень шло. Ее черты были чисто индейскими, но она настолько хорошо говорила по-английски, что я позволил себе спросить её, была ли она полукровкой. Она гордо посмотрела на меня: " Я делавар", сказала она, " и горжусь этим. Ни капли чужой крови нет среди моих людей. Белые захватили наши земли и не заплатили и сотую часть их стоимости. Я ненавижу белых, которые украли мою страну”. Откинув свой платок, скрывавший лиф, на котором был вышит волк, она сказала, " Волк – эмблема делаваров, и я никогда не забуду это. Великий Дух наказал нас, прислав к нам белых, но я никогда не забуду мою страну и моих предков". Все краснокожие верят в высшее существо, Маниту, или Великого Духа, который создал и управляет всеми вещами. Они также верят в бессмертие души и в награду за добродетели и наказание за зло в загробной жизни. " Там, за восходящим солнцем, находятся счастливые прерии", однажды сказал мне один сиу. " Дорога, которая ведет туда, длинна и трудна. Если в этой жизни человек творил только добро, он последует этой тропой. Злой человек последует другой тропой. Начало обеих дорог находится в одном месте, но дальше они идут обособленно". Согласно индейской мифологии, которая, как вы можете предположить, является очень неясной, Великий Дух проявляется различными способами и в двух различных ипостасях. Есть даже несколько различных духов, например, Гром, Ветер; наконец, даже некоторые животные, подобно бизону [136], служат местом жительства этого духа и имеют душу, как у людей. Легенды и традиции, которые краснокожие сохранили о своём появлении в Америке, едва ли более точны, чем Теогония. Легенды гласят, что они прибыли с севера или с запада, морским путем, но часто они говорят не о себе; эти легенды были помещены в их уста. Вы знаете, как лингвисты и антропологи обычно связывают Североамериканские народы с народами Азии – антропологи – в соответствии с некоторыми характеристиками черепа, лингвисты – в соответствии с некоторыми терминами в языке. Некоторые даже клянутся на Библии, книге, которая хранит тайну в таких вопросах, утверждая, что краснокожие произошли от евреев и думают, что могут доказать это. 1. Во время своего исхода евреи должны были пересечь всю Среднюю Азию и перепрыгнуть Берингов пролив. В то время как некоторые этнологи связывают краснокожих с азиатскими народами, другие относят, по крайней мере, некоторые племена, к европейским народам. На сей раз, краснокожие должны были прибыть с востока, и опять, морским путем. Немногие даже утверждают, что манданы, следы которых можно найти от устья Миссисипи до верхней Миссури, где началось их исчезновение, являются, не больше, не меньше, галлами. Они должны были эмигрировать из галльских земель в восьмом столетии нашей эры под руководством одного из их вождей, Мадока. 2. Несколько общих корней [137] в языке манданов и галлов подтверждают эту идею — не говоря уже о переходе через море? Это доказано не только песнями и легендами, но и подлинными записями скандинавов, которые обнаружил Северную Америку в девятом или десятом столетии нашей эры – и которые теперь не имеют большого значения. Независимо от всех этих недоказанных теорий, которые ни лингвисты, ни этнологи, ни антропологи не распутали, ясно одно, что все краснокожие разделяют некоторые общие характеристики, даже в облике. В то же самое время, нельзя забывать, что в ряде пунктов есть существенные различия. Таким образом, индейцы прерий, конечно, более воинственны, чем индейцы Калифорнии, а арапахо совершенно не похожи на сиу или кроу. Все индейцы строят жилье различным способом, и их форма часто служит, чтобы идентифицировать племя. Я хочу сказать, что предания краснокожих о прибытии в Америку были забыты, и что на этот вопрос они могут сказать только то, чему научили их ученые. Позвольте мне представить вам одну из самых убедительных иллюстраций: Несколько дней назад я вместе со специальным уполномоченным Тэйлором беседовал с Быстрым Медведем. Наш караван разбил лагерь на ручье Одинокого Дерева, на пути к Ларами. Огни были разведены, и все мы, под звездным небом, участвовали в общей беседе. Быстрый Медведь, конечно, один из самых разумных индейцев прерий; кроме того, он добр и гуманен, и однажды, когда его племя было в состоянии войны с белыми, лично вынес раненного солдата к форту Ларами и спас ему жизнь. Этот акт великодушия, который мог удивить моралистов древней Греции и Рима, завершает портрет Быстрого Медведя и заслуживает особой оценки [138]. Это был человек, первый среди многих уважаемых сиу, мнение которого я хотел узнать по вопросу происхождения его племени. Я присоединялся к беседе с президентом Тэйлором, и попросил переводчика Поллардия, расспросить Быстрого Медведя о том, что я хотел узнать. Медведь ответил, что он ничего не знает о происхождении сиу, и что его деды ничего не говорили ему об этом. Тот же самый ответ дали мне другие вожди племени; все торговцы и трапперы — чьё мнение заслуживает внимания, поскольку торговцы не забивают свои головы происхождением племени — сказали мне, что индейцы не сохранили никаких легенд или преданий своей ранней истории. К изучению предполагаемой космогонии краснокожих нужно отнестись без лишнего недоверия, и всего, что было выяснено о великом наводнении. Некоторые племена сохранили неопределенные легенды, относящиеся к частичным наводнениям, сохранившимся в греческой мифологии. Здесь, снова, авторы, кажется, очень часто пишут о фактах, возникших в их воображении. Я приведу один пример из тысячи. Специальный уполномоченный Тэйлор, как методист, в форме вопросов и ответов, беседовал с индейцами о создания мира, падение Адама, искуплении человеческих грехов Христом, и о многих других тайнах, изложенных в Библии и Евангелие, из которых индейцы поняли малую толику. На днях преподобный джентльмен, разговаривая о сотворении мира, сказал сиу, что это событие произошло шесть тысяч лет назад. Быстрый Медведь, самый мудрый среди сиу, на мгновение задумавшись, ответил ему самым невинным тоном: " Согласно моим вычислениям, это было шесть тысяч девяносто лет назад”. Очевидно, он пошутил. Как мог он, считая только лунами, произвести такие вычисления, и что он подразумевал, добавив девяносто лет к шести тысячам преподобного Тэйлора? Если бы какой-то ученый услышал это, то, конечно, отметил бы этот факт, и написал в академию, что хронология сиу представляет замечательное подобие Библии. Остальное вы можете предположить сами. Это можно представить в той же самой степени, что история индейцев прерий. Их языки до сих пор не известны, [139] или слабо изучены; невозможно писать их характерами звуками. Часто встречается всего один переводчик для данного языка, весьма скудный, и не понятный в разговоре. Многие не знают, как писать на языке, который они переводят. Ни доктор Мэттьюс, ни Джон Ричард, ни Пьер Чейн не могли написать для меня имена вождей кроу на английском языке. Как тогда быть с арапахо или апачами, чей язык очень гортанный? Конечно, я говорю только о племенах прерий, а не о тех, кто прежде жил на побережье Атлантики или на берегах Миссисипи. Большинство этих племен, как вы знаете, являются исчезающими – алгонкины, гуроны, ирокезы, натчезы, могикане. Нужно признать, что Франция приложила руку к их исчезновению. Остатки этих племен, которые я называю Атлантическими – делавары, чероки, семинолы, оседжи, крики и чокто, сегодня заключены в резервации, особенно на Индейской Территории, где краснокожие постепенно теряют свои отличительные черты. 3 [140] Но истории и документы обо всех этих племенах доступны, тогда как очень немного известно о племенах прерий. Большинство легенд и преданий, приписанных им, были придуманы путешественниками. Вы слышали, что специальные уполномоченные недавно отправили пять больших народов Юга на новую территорию. Они предлагают подобные резервации на севере Дакоты для кроу и сиу, если посчитают их расположение удобным, как было в июне 1868г. Вы можете спросить, что случится с индейцами потом? Такой вопрос может задать каждый, пока остаются краснокожие. Если индейцы пойдут в резервации, то с ними случится то, что произошло с такими же индейцами с Атлантического побережья: они постепенно утратят свои обычаи, свои дикие привычки, и равнодушно примут осёдлый, сельскохозяйственный образ жизни; последняя стадия, которой мы являемся свидетелями, их страна, постепенно перейдет из статуса территории в полноценные штаты. После того, как это случится, индейцы полностью сольются с белыми; возможно, через несколько поколений не останется никаких различий, как это случилось между франками в Галлии, или норманами и саксами в Англии. Но что, если индейцы не согласятся жить в резервациях? Тогда будет война, смертельная война между двумя расами различного цвета кожи и образа жизни, безжалостная война видов, которую мы, к несчастью, наблюдали на Американском континенте. Где сегодня гуроны, ирокезы, натчезы, которые так поразил наших отцов? Где и сколько осталось алгонкинов, которые не знали пределов своей империи? Все они постепенно исчезли от болезней и войн. Война, которая вспыхнула на сей раз, будет краткой и последней, поскольку индейцы неизбежно уступят. Они не владеют ни науками, ни превосходят числом. Без сомнения, они затянут войну своим засадами, своими набегами, своей изолированностью и неожиданными нападениями; самые квалифицированные стратеги Соединенных Штатов, с генералом Шерманом во главе, были биты индейцами. Индейцы заслужили славу, сражаясь против белых. Но, на сей раз, это будет война [141] добровольцев, а не регулярных войск. Пионеры территорий будут вооружаться, и если индейцы требуют зуб за зуб, глаз за глаз, белые, в свою очередь, наложат на них несгибаемый закон когтистой лапы. Племена или кланы, подобно сардинцам, корсиканцам и шотландцам, будут мстить за свои оскорбления члену другого клана. Именно поэтому индейцы нападают на каждого белого, независимо от того, кто он, когда оскорблены белыми. То же самое будет с добровольцами. Как они сделали на Сэнд-Крик в Колорадо, они будут преследовать индейцев, выслеживать их, пока не уничтожат их полностью или не подчинят. Так я вижу проблему. Можно сказать, что она достигла своей последней стадии, и, в историческом плане, индейцы прекратят своё существование. Через несколько лет цивилизация сделает то, чего не сделали оспа и другие болезни, виски и огненная вода, не говоря уже о том, что творили белые варвары, стремясь достичь своих интересов, а именно, сократить индейское население в половину, население, которое сократилось с миллиона в семнадцатом столетии до менее пятисот тысяч к девятнадцатому столетию. В следующем поколении больше не будет никаких индейцев. Бизоны исчезают и вместе с ними индейцы – примитивные люди и примитивные животные. 4 Тихоокеанская железная дорога продвигается через прерии. Через два года она соединит два океана; через два года все штаты, все территории Великого Запада будут полностью заселены. Сцены, которые описали путешественники и писатели, будут существовать только в книгах. Сами индейцы сольются с белыми или будут уничтожены. Странная судьба у этих детей прерий. Не желая сгибаться перед законом, навязанным им, они исчезнут, не оставив ни следа в истории человечества. Странная судьба этих варваров, которые будут уничтожены цивилизацией, в то время как в других странах – цивилизация была уничтожена варварами. [142]
|