Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Игра – как метод воспитания
Игра – важнейшая потребность детей. В то же время, игра является универсальным способом воспитания. Суть воспитания состоит в совместной деятельности детей и взрослых по реализации вместе выработанных созидательных целей и задач. Только в творческом сотрудничестве с взрослым, ребенок не отторгает, а принимает педагогическое руководство как условие успешности достижения своих целей, решения своих проблем. Игра для ребенка – это выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников, во время купания и просто в свободное время поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков со стороны детей. В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на его развитие в нужном направлении. Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в отряде, он совершенно по-иному проявляет себя в игре. Через игру вожатый имеет возможность сдружить детей, сплотить их, привить им чувство коллективизма, выработать сознательную дисциплину. Игры должны соответствовать подготовленности детей к ним. Смысл игры в том, чтобы ее участник мог преодолеть препятствия на пути и достичь цель. Игра, в которой играющие не преодолевают трудностей, не прилагают усилий, не заинтересует детей и не будет имеет воспитательной ценности. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату. Для того чтобы правильно организовать игру, у вожатого должна быть соответствующая подготовка, и он всегда должен помнить, что такое игра. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, спорта. Игра – это очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет собой большую ценность в воспитательной работе с детьми. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразительно. Воспитатель дает представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один – два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Перед проведением многих игр необходимо выбрать водящих. Выделять водящих можно разными способами.Можно, чтобы водящего назначал вожатый, учитывая его роль в игре, но при использования такого выбора подавляется инициатива игроков. Этот способ удобен в начале смены, когда дети не знакомы друг с другом, когда мало времени или когда назначить водящим намеченного ребенка с воспитательной целью. Когда вожатый сам назначает водящего, он должен объяснить свой выбор, чтобы дети не заподозрили его в пристрастном отношении к отдельным игрокам. Также можно выделять водящих по выбору самих играющих, по произнесенной считалочке, например: Катился горох по блюду, Ты води, а я не буду. Я куплю себе дуду И по улице пойду, Громче, дудочка, дуди: Мы играем, ты води. Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети, Кукушата просят пить, Выходи – тебе водить. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды. Например, игроки выбирают путем считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают рядом. Остальные играющие друг за другом проходят к ним, а у игроков тихо спрашивают: Конь вороной остался под горой. Выбираешь какого коня: Сивого или златогривого? Играющий встает позади того, кого выбрал. Таким способом все дети делятся на две команды и начинается игра. В жеребьевке могут быть и более короткие загадки: «Красное яблочко или золотое блюдечко?», «Ниточка или иголочка?» и т. п. Вожатому следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Работая с детьми, вожатому надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
|