Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Знание о социальной реальности
Бергер и Лукман, как видно из подзаголовка, являются представителями социологии знания, основной вопрос которой заключается в изучении того, как возникает социальный запас знания, который имеется у каждого из нас. Иными словами, вопрос не в том, откуда берется разнообразие индивидуальных знаний, а скорее речь идет о причинах нашей уверенности в присущем всем нам общем знании. А. Шюг£ пользовался в этой связи понятием запаса знания, Э. Дюркгейм — понятием коллективных представлений, а с точки зрения ориентации действий индивида в обществе здесь идет речь о здравом человеческом рассудке. Разумеется, что часть своих знаний люди вырабатывают сами и с удовлетворением отмечают, что они вполне соответствуют знаниям других людей. На этом основании логично предположить, что наше знание изначально не может быть целиком неправильным. Вместе с тем известно, что значительную часть знания мы создаем не сами, а получаем в готовом виде от других людей. Иногда мы с легкостью перенимаем чужое знание, так как оно является весьма убедительным, иногда мы воспринимаем его под Концепция социального конструирования реальности. 107 некоторым нажимом, но чаще всего мы даже не замечаем, как усваиваем знание, необходимое в повседневном обиходе. Тем не менее следует сразу же уяснить, что общественное знание не возникает каждый раз заново вместе с появлением человека на свет, оно существовало задолго до того, как отдельный человек появляется на общественной сцене. Далее, знание всегда является знанием о чем-либо, то есть о некоей «реальности», о чем еще пойдет речь ниже. Несмотря на постоянное изменение социального запаса знания, на первый взгляд кажется, что оно постоянно отвечает требованиям времени, и нам не приходит в голову, что наше обыденное знание может оказаться не соответствующим реальности. В этой связи Бергер и Лукман стремятся изучить, как «всякое человеческое " знание" развивается, передается и сохраняется в социальных ситуациях», пытаются «понять процессы, посредством которых это происходит, и в результате чего " знание" становится само собой разумеющейся «реальностью» для: рядового человека».1 Общим ответом авторов на поставленные вопросы является тезис о «социальном конструировании реальности», который восходит к идее К. Маркса (1818-1883) о том, что_ сознание^л.юд^й „определяйся их общественным бытием^2 Однако Бергер и Лукман, в отличие от критики политической экономии Маркса, не придают этому тезису чисто экономического содержания, а понимают его скорее буквально: все объективные условия жизни людей определяют их мыш- 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 13. 2 Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7. 108 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ление. С такой точки зрения даже субъективные условия, от которых, по мнению индивида (если он вообще когда-либо задумывается об этом), зависит его мышление и деятельность, являются на самом деле объективными условиями, потому что у них имеется общественно обусловленная предыстория которая входит в индивидуальную биографию человека и ограничивает действия и идентичность вполне определенными возможностями. Таким образом, общественное знание всегда имеется в наличии, оно постоянно воспроизводится и распространяется среди людей. Этот процесс и находится в центре внимания социологии Бергера и Лукмана. Их мало интересуют, например, знания, необходимые для решения кроссворда, или профессиональные знания итальянских мастеров скрипок, предметом их социологии являются те знания, которыми обладает каждый, то есть так называемое повседневное знание. Причина социологического интереса к повседневному знанию, а не к «идеям», очевидна: именно повседневное знание задает структуру смыслов и значений, является «фабрикой значений, без которого не может существовать ни одно общество».1 Такой предмет социологии связан с примечательной научной традицией, к которой принадлежит Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Дюркгейм объясняет социальный порядок через интернализацию «социальных фактов». Социальные факты представляют собой «твердое знание» об общественных явлениях и взаимоотношениях индивидов в обществе. 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 31.
социального конструирования реальности... 109 общеизвестное неосознанное знание о правилах сольного взаимодействия Дюркгейм называет кол-Активными привычками.1 Люди усваивают коллек-Ливные представления в обыденном повседневном течении жизни, они являются общими и само собой разумеющимися для всех. С другой стороны, очевидно, что во всех обществах процесс включения индивида в социальную жизнь не пущен на самотек. Напротив, во всех обществах имеет место целенаправленное обучение общественно значимому знанию, организована его постоянная передача. Дюркгейм называет такое обучение, например в школе, методической социализацией (socialisation methodique). Благодаря коллективным представлениям индивид самым непосредственным образом связывается с обществом. Вторым теоретиком, на идеи которого опираются Бергер и Лукман в свой социологии знания, является Карл Мангейм (1893-1947). Основную мысль социологии Мангейма можно сформулировать следующим образом: всякдме_мышление связано с ду-ховной^атмосферой своей 1шохи.2 Мышление всегда осуществляется с определенных позиций. В этом смысле Мангейм говорит о связанности мышления бытием, откуда следует, что общественные условия определяют конкретное содержание мышления. Когда Мангейм выдвинул свой тезис об обуслов- 1 Ср.: Дюркгейм Э. Метод социологии // О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990. С. 416. 2 См.: Mannheim К. Beitrage zur Theorie der Weltan-schauungs-Interpretation // Wissenssoziologie. Neuwied, 1974. 110 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация ленности мышления бытием1 на съезде немецких социологов в 1928 году в Цюрихе, слушатели возмутились, так как им показалось, что Мангейм выступает против веберовского принципа свободы социологии от оценочных суждений, причем возмущались как раз те, кто отличался наиболее либеральными взглядами. Когда Мангейм в сочинении «Идеология и утопия» разработал на основе этого тезиса свое «общее понятие идеологии» и противопоставил ему утопическое мышление, в полемику по этому поводу включился целый ряд немецких и американских философов, социологов и политологов — X. Арендт, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер и Р. Левенталь, Г. Плес-нер и Э. Шпрангер и другие видные представители социальной мысли.2 Возникает вопрос, что измени- 1 В социологии знания Мангейм различает понятие обусловленности мышления бытием (Seinsgebundenheit) и понятие связанности мышления бытием (Seinsver-bundenheit). Под обусловленностью мышления бытием он понимает объективную и относительно конкретную связь между социальными условиями и структурой мышления, а под связанностью мышления бытием — субъективное выражение этой обусловленности, представляющее собой общественно-политическую позицию определенных социальных групп — социальных субъектов мышления. Таким образом, понятие связанности мышления бытием означает его менее жесткую зависимость от объективных условий, чем это предполагается в понятии обусловленности мышления бытием. — Прим. перев. 2 По поводу мотивов дискуссии о социологии Мангей-ма см.: Abels H. Karl Mannheim «Es 1st also unsere Aufgabe, das Ideal der demokratischen Personlichkeit als Erziehungs-ziel unserer Gesellschaft zu bestimmen» // «Meinetwegen 1st die Welt erschaffen». Das intellektuelle Vermachtnis des deutschsprachigen Judentums. Frankfurt am Main, 1997. Концепция социального конструирования реальности... лось с тех пор? Мангейм утверждал лишь, что уче 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 41. 112 X Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация Мы можем и сами при желании обнаружить такое положение вещей. Однако, как правило, никто этого не делает, поскольку социальный порядок передается нам как само собой разумеющийся. Важнейшим средством этого выступает язык. «Язык, используемый в повседневной жизни, постоянно предоставляет мне необходимые объективации и устанавливает порядок, в рамках которого приобретают смысл и значение эти объективации и сама повседневная жизнь».1 В языке, которым «говорят», артикулирует себя здравый человеческий рассудок, или, выражаясь словами Шюца, содержится запас знания всех, так сказать, «благонадежных» членов общества. Наш здравый рассудок полагает существующее общество наилучшим. К обществу принадлежат все остальные люди, и мы предполагаем, что они смотрят на вещи точно так же, как и мы. Здравый пребывает в уверенности, что является естественным восприятием реальности такой, какова она есть на самом деле. У здравого рассудка редко бывают сомнения при размышлении о вещах, что они могут быть иными, нежели таковыми, каковы они есть. Именно здесь кроется проблема, конечно, не для здравого рассудка, а для социологии. Социологические размышления на эту тему берут свое начало не там, где кончаются пределы здравого рассудка, а гораздо раньше — там, где здравый рассудок пребывает в полной уверенности, что существует объективная реальность. Отсюда возникает вопрос: что такое социальная «реальность»? Ответ на этот вопрос не так прост, как показал в теории психоанализа врач Зигмунд Фрейд (1856- 1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 41 Концепция социального конструирования реальности. 113 1939). Фрейд столкнулся с тем, что многие его взрослые пациентки находятся под впечатлением потрясений, пережитых в юности. Однако углубленное исследование показало, что у некоторых истеричных пациенток никаких серьезных потрясений на самом деле не было, и они являются лишь плодом фантазии. Для характеристики такого душевного состояния Фрейд ввел понятие «психической реальности», под которым он понимал все, что оказывало сильное влияние на мышление и поведение человека, хотя и не имело места в действительности.1 До тех пор пока пациентки не задумывались над своим состоянием, их субъективная реальность имела для них объективный характер. В этой связи напомним, что всем нам хорошо известны менее драматичные случаи, когда люди живут в мире фантазии, находя в нем утешение или питая свои страхи. При критическом самонаблюдении, наверное, было бы лучше видно, что мы сами определяем свою реальность тем, что иногда просто закрываем глаза на некоторые проблемы или, наоборот, заранее готовимся к определенным событиям, чтобы отреагировать на них. Можно утверждать, что даже глоток вина является в какой-то мере уходом в иную реальность, более «легкую» по сравнению с обычной жизнью. Эти примеры поясняют два обстоятельства. Во-% первых, люди сами создают для себя социальную] реальность, а значит, создают ее для других. Следо-у 1 Фрейд 3. Очерк истории психоанализа // Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб., 1998. С. 30. Фрейд использовал это понятие и для толкования сновидений. См.: Его же. Толкование сновидений. Ереван, 1991. С. 448. 114 X Абельс Интеракция, идентичность, презентация вательно, всякая реальность отличается индивидуальными особенностями. Во-вторых, смысл, который мы приписываем вещам, является лишь одним из возможных вариантов интерпретации фактов, которые мы воспринимаем. Осмысление всегда представляет собой процесс производства значимого социального порядка. Поэтому когда Макс Вебер в своем знаменитом определении социального действия проводит различие между действием, которое характеризуется субъективно подразумеваемым смыслом, и социальным действием, которое не просто имеет смысл, но еще и направлено на поведение другого человека, 1 следует иметь в виду, что подразумеваемый смысл социального действия уже вносит в социальную реальность определенную упорядоченность. Поэтому в социальных действиях людей проявляются взаимно согласованные попытки упорядочения социальной реальности.2 В повседневной жизни мы взаимно гарантируем друг другу ее реальность. Бергер и Лукман следующим образом описывают процесс придания повседневной жизни характера несомненной реальности: «Реальность повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер. Она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует. Она существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность. Я знаю, что она реальна. Хотя у меня и могут возникнуть сомнения в ее реальности, я Концепция социального конструирования реальности 115 должен воздержаться от них, поскольку живу в повседневной жизни согласно заведенному порядку. Такое воздержание от сомнений настолько устойчиво, что, для того чтобы воздержаться от него, как мне хотелось бы, скажем, в процессе теоретического или религиозного размышления, я должен совершить резкий скачок. Мир повседневной жизни декларирует себя, и если я хочу бросить вызов этой декларации, то должен приложить немало усилий».1 Реальность повседневной жизни не является чем-то привнесенным извне, а представляет собой перманентный результат бессознательного поведения людей. Реальность повседневной жизни — это реальность par excellence: «Невозможно не заметить и трудно ослабить ее властное присутствие».2 Это есть реальность, в которой все упорядочено: «Так как привычный порядок повседневной жизни не прерывается, то и воспринимается как непроблематичный».3 Повседневное сознание всегда «в курсе дела» и пребывает в непоколебимой уверенности в себе. 1 Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. I Tubingen, 1947. Кар. I. § 1. 2 Это определение хорошо иллюстрирует связь вебе-ровской понимающей социологии, основных положений социологии знания и символического интеракционизма. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. С. 44. 2 Там же. С. 41. 3 Там же. С. 45. 116 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация
|