![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идеализации непрерывности и повторяемости
Типизация мира повседневности влечет за собой два конститутивных ожидания, о которых уже шла речь выше, при рассмотрении феноменологической социологии. Одну из них А. Шюц вслед за Гуссерлем назвал идеализацией «И-так-далее», вторую — идеализацией «Я-могу-это-снова». До тех пор пока мир повседневной жизни не приносит сюрпризов, мы молчаливо уверены, что все в принципе будет продолжаться так, как и прежде, и что в будущем мы можем действовать как обычно. Согласно нашей типизации повседневная жизнь является «доверительной» реальностью. «Я доверяю тому, что мир, каким он мне до сих пор известен, останется таким же, и, следовательно, запас знаний, возникший из моего опыта и полученный от других людей, сохранит свою основополагающую пригодность». В этом состоит содержание идеализации «И-так-далее».1 1 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26.
Этнометодология о методах... Как уже отмечалось выше, американский социолог М. Натансон предложил для этой идеализации локальное название «непрерывность»1, подчеркивая тем самым очевидность для человека того, что переживаемая им ситуация и в дальнейшем пойдет в своей основе типичным образом. Из допущения «И-так-далее» следует «дальнейшее основополагающее допущение о том, что я могу повторить свои прошлые успешные действия. До тех пор пока структура мира считается постоянной, пока мой предшествующий опыт сохраняет свое значение, у меня остается принципиальная возможность влиять на мир тем или иным образом».2 Отсюда возникает вторая идеализация, которую, повторим, Гуссерль назвал «Я-могу-это-снова». Таким образом, к естественной установке относится возможность действовать в типичной ситуации по типу одного из прошлых успешных способов действия, для того чтобы воссоздать типичное положение вещей».3 Из обеих идеализации можно сделать вывод о повторяемости как «основополагающей конституирующей a priori опыта».4 Без таких идеализации было бы невозможно не только накопление опыта, но и само действие. Рассмотрим подробнее, почему 1 Natanson M. Das Problem der Anonymitat im Denken von Alfred Schutz. S. 83. 2 Schutz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26. 3 Schutz A. Wissenschaftliche Interpretation und All-tagsverstandnis menschlichen Handelns // Schutz A. Gesam-melte Aufsatze. Bd. I Den Haag, 1971. Ср. также: Schutz A, Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 26. 4 Natanson M. Das Problem der Anonymitat im Denken von Alfred Schutz S. 82. 148 X. Абелъс. Интеракция, идентичность, презентация в повседневной жизни мы не сомневаемся, что всегда поймем друг друга.
|