Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Несомненность мира повседневной жизни
Как отмечалось, естественная установка в мире повседневности свободна от сомнения. Повседневная реальность такова, какова она есть, и каждый допускает, что другие воспринимают ее точно так же. Наряду с этим допущением у нас имеется и другое, благодаря которому мы не сомневаемся в реальности мира повседневности, а именно: мы молчаливо исходим из того, что всякий человек компетентен в своих действиях. Взаимное признание людьми компетентности и ответственности за свои действия X. Г. Зефнер называет основным законом повседневной жизни.2 Признание компетентности означает, что каждый владеет общим запасом знания данного общества и использует базисные правила интерпретации социальной реальности.
Этнометодология о методах... Лишь благодаря такому допущению мы можем быть уверенными, что совместные действия не повлекут за собой сюрпризов. Сикурел говорит в этой связи о «самодостаточном практическом повседневном мышлении».1 На деле это означает, что наше мышление направлено на практику, типичная форма которой нам уже давно известна и результаты которой мы предвидим почти с полной уверенностью. При таком образе мышления любой человек считает мир повседневной жизни неизменным и доверяет практическому повседневному мышлению других людей.2 Тем самым постоянно конституируется реальность мира повседневности. Она является практической реальностью, Гарфинкель даже говорит в этой связи о «текущем исполнении» (ongoing accomplishment). Социальная реальность постоянно воспроизводится действиями членов данного общества. Она не имеет собственной объективности, а является конструкцией, которая постоянно вырабатывается в процессе социального взаимодействия и поддерживается рутиной, с которой мы постоянно имеем дело в повседневной жизни. Рутина повседневной жизни поддерживается двумя способами. Во-первых, она сохраняется благодаря тому, что возможность повторения прошлых действий убеждает нас в их правильности. Повторение действия доказывает его типичность или даже придает ему вид единственно возможного, по крайней мере до тех пор, пока мы не сталкиваемся с 1 Soeffner H.-G. Alltagsverstand und Wissenschaft. S. 14. 2 Ibid. S. 13. 1 Cicourel A. Sprache in der sozialen Interaktion. Miin-chen, 1975. S. 155. i Ibid. S. 114. 154 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация противным случаем. Во-вторых, рутина сохраняется постольку, поскольку она подтверждается реакциями других людей. Мы забываем, что всякое действие является результатом социального конструирования, которое мы совершили в прошлом, и само действие является новым актом конструирования. Вследствие реакции других людей на наши действия мы видим подтверждение их правильности, у нас складывается впечатление, что социальная реальность является объективной и одинаковой для всех людей. В своих «кризисных экспериментах» Гар-финкель показал, что бывает при разрушении иллюзии общей социальной реальности. Рассмотрим кратко результаты его экспериментов.
|