Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несомненность мира повседневной жизни






Как отмечалось, естественная установка в мире повседневности свободна от сомнения. Повседнев­ная реальность такова, какова она есть, и каждый допускает, что другие воспринимают ее точно так же. Наряду с этим допущением у нас имеется и другое, благодаря которому мы не сомневаемся в реальности мира повседневности, а именно: мы молчаливо исходим из того, что всякий человек компетентен в своих действиях. Взаимное призна­ние людьми компетентности и ответственности за свои действия X. Г. Зефнер называет основным за­коном повседневной жизни.2 Признание компетент­ности означает, что каждый владеет общим запа­сом знания данного общества и использует базис­ные правила интерпретации социальной реальности.


 

 

Этнометодология о методах...

Лишь благодаря такому допущению мы можем быть уверенными, что совместные действия не повлекут за собой сюрпризов. Сикурел говорит в этой связи о «самодостаточном практическом повседневном мыш­лении».1

На деле это означает, что наше мышление на­правлено на практику, типичная форма которой нам уже давно известна и результаты которой мы пред­видим почти с полной уверенностью. При таком образе мышления любой человек считает мир по­вседневной жизни неизменным и доверяет практи­ческому повседневному мышлению других людей.2 Тем самым постоянно конституируется реальность мира повседневности. Она является практической реальностью, Гарфинкель даже говорит в этой свя­зи о «текущем исполнении» (ongoing accomplish­ment). Социальная реальность постоянно воспроиз­водится действиями членов данного общества. Она не имеет собственной объективности, а является конструкцией, которая постоянно вырабатывается в процессе социального взаимодействия и поддер­живается рутиной, с которой мы постоянно имеем дело в повседневной жизни.

Рутина повседневной жизни поддерживается двумя способами. Во-первых, она сохраняется бла­годаря тому, что возможность повторения прошлых действий убеждает нас в их правильности. Повто­рение действия доказывает его типичность или даже придает ему вид единственно возможного, по край­ней мере до тех пор, пока мы не сталкиваемся с


1 Soeffner H.-G. Alltagsverstand und Wissenschaft. S. 14.

2 Ibid. S. 13.


1 Cicourel A. Sprache in der sozialen Interaktion. Miin-chen, 1975. S. 155. i Ibid. S. 114.


154 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

противным случаем. Во-вторых, рутина сохраняет­ся постольку, поскольку она подтверждается реак­циями других людей. Мы забываем, что всякое дей­ствие является результатом социального конструи­рования, которое мы совершили в прошлом, и само действие является новым актом конструирования. Вследствие реакции других людей на наши действия мы видим подтверждение их правильности, у нас складывается впечатление, что социальная реаль­ность является объективной и одинаковой для всех людей. В своих «кризисных экспериментах» Гар-финкель показал, что бывает при разрушении ил­люзии общей социальной реальности. Рассмотрим кратко результаты его экспериментов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал