Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искренность и наигранность






Последняя стратегия исполнения роли связана с вопросом, который по мере описания поведения людей на житейской сцене все больше и больше выступает на первый план, а именно: является ли человеческое поведение искренним или наигран­ным? Для Гофмана этот вопрос сводится к искрен­ности или неискренности постановки. Ответом яв­ляется прежде всего оценка зрителей. Они считают поведение человека искренним только тогда, когда оно напоминает естественную, неосознанную реак-


 

 

Ирвинг Гофман: Техники презентации

цию. Чем более искусственной кажется постанов­ка, тем менее правдивой она считается: на спек­такль ходят как на спектакль. Но так ли это на самом деле? Известно, что хорошие ораторы упраж­няются в выступлении. Выше, при рассмотрении драматического образа мы видели, что проблемы порой искусственно обостряются, чтобы их реше­ние производило наиболее сильное впечатление. Там, где постановщик выходит за рамки своей роли, предстает перед зрителем просто как человек, мы готовы тотчас поверить в его искренность, хотя, может быть, имеем дело лишь с утонченной страте­гией поведения, например, когда продавец не сове­тует приобретать довольно «дорогой» радиоприем­ник, предлагая другой со словами, что сам купил бы себе такой. Все страховые компании постоянно используют такую же стратегию, когда их служа­щие обращаются к клиентам со словами «честно говоря...» или «лично я бы...». Это позволяет укре­пить веру зрителей в правдивость постановки.

Тем самым мы возвращаемся к ранее поставлен­ному вопросу об искренности или неискренности постановки. Согласно первому ответу, с точки зре­ния постановщика, такого вопроса вообще не суще­ствует, речь может идти лишь об успехе постанов­ки. На этом основании критики Гофмана обвиняют его в разработке социологии обмана 1 — ведь он весь­ма эффектно показал, как этого добиться. В этой связи охотно цитируют высказывание Гофмана о том, что в качестве постановщиков мы торгуем моралью.2


1 С точки зрения Гофмана (Ibid. S. 63f.)

2 Ср.: Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 64.

3 Ibid. S. 65.


1 Ср.: GouldnerA. Die westliche Soziologie in der Krise. S. 460.

2 Goffman E. Wir alle spielen Theater. S. 230.


240 X Абелъс Интеракция, идентичность, презентация

На фоне этого резкого обвинения, которое, правда, редко цитируют вместе с контекстом, вопрос об ис­кренности и неискренности постановки является трудноразрешимым. Тем не менее попытаемся от­ветить на него, сформулировав вопрос более рель­ефно: в какой степени вообще постановка является и должна быть реальной? Ответ Гофмана, который у него всегда наготове, вызывает удивление: такого вопроса, по его мнению, вообще не может быть! Он даже не собирается обсуждать, «какое из впечатле­ний является более реальным: то, которое сложи­лось у публики, или то, которое постановщик не желал вызвать».1 Однако в конечном итоге у Гоф­мана имеется ответ на вопрос, который решает ди­лемму обмана и нравственности.

Искомый ответ на него уже дан в начале его главного произведения «Представления себя дру­гим в повседневной жизни», где говорится, что «по­ведение человека в непосредственном присутствии другого можно правильно оценить только с точки зрения будущего».2 А это есть уже не что иное, как идея Шюца, что социальное действие можно мыс­лить только с точки зрения его результата. Соци­альное действие есть осуществление предвосхищае­мого будущего. Иначе социальное действие просто невозможно представить себе. Следовательно, вся­кое мыслимое будущее является реальным. С этим обстоятельством связан второй ответ на вопрос об искренности постановки, который, по сути дела, имеется у Гофмана, так как он все время апеллиру­ет к понятию «определение ситуации». Тем самым


 

 

Ирвинг Гофман Техники презентации

он солидаризируется с известным высказыванием У. Томаса (1863—1947), согласно которому «если си­туация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям».1 Определение ситуации явля­ется способом осуществления социального действия. С точки зрения антропологии морали этот закон объяс­няет многое, но Гофман разрабатывает не эту тему, а теорию социального действия, которая отрезвляет и помогает избавиться от иллюзий. Каждый познако­мившийся с ней, в том числе и социолог, чувствует себя слегка пристыженным. Однако по большому счету с проводимой здесь точки зрения на творчество Гофмана — проблемы сохранения индивидуальности личности, он пытается не компрометировать или сты­дить человека, а предостерегает от иллюзий. Это ка­сается и неосознанных стратегий поведения, которые позволяют человеку демонстрировать себя окружаю­щим одновременно как вполне нормального (как все) и в то же время в чем-то уникального.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал