Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЗамечанийСтр 1 из 11Следующая ⇒
Журавский А.В. Ж 91 Ислам. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. – 224 с.
ISBN 5-7777-0257-0
Книга посвящена самой «молодой» из трех монотеистических религий, второй в мире по числу последователей – исламу. Цель автора – дать читателю начальные представления о вероучении мусульман, их священной книге – Коране, священном предании – Сунне и пророке Мухаммаде, об особенностях мусульманского права, культа, вероучении и связанных с ними основных богословских положениях ислама. В основу изложения материала положен не традиционный обзорно-хронологический, а проблемно-аналитический принцип, позволяющий увидеть ислам в единстве его духовного содержания при всем многообразии его культурно-исторических проявлений. Книга снабжена словарем арабских терминов и списком рекомендуемой литературы.
УДК 297 ББК 86.38 ISBN 5-7777-0257-0 Ó Журавский А.В. Ó Издательство «Весь Мир», 2004 СОДЕРЖАНИЕ
Несколько предварительных замечаний…………………………………7 Введение. Ислам как авраамическая религия………………………….11
Глава 1. Коран……………………………………………………………….21 Богооткровенная природа Корана …………………………………......22 Структура Корана ………………………………………………………24 Хронология Корана ………………………………………………………28 Коранический текст …………………………………………………….31
Глава 2. Мухаммад………………………………………………………….35 Мекка в VI веке …………………………………………………………..36 Рождение Мухаммада …………………………………………………..37 Проповедь в Мекке ………………………………………………………42 Начало эпохи ислама …………………………………………………….44 Мухаммад в Коране ……………………………………………………..46
Глава 3. Сунна ………………………………………………………………49 Причины возникновения Cунны …………………………………………49 Структура и содержание хадисов……………………………………… …51 Изучение хадисов ………………………………………………………...54
Глава 4. Право……………………………………………………………….59 Шариат и фикх ………………………………………………………......59 Источники мусульманского права ………………………………………65 Богословско-правовые толки ……………………………………………69
Глава 5. Культ……………………………………………………………….75 Свидетельство …………………………………………………………..75 Молитва ………………………………………………………………….77 Мечеть ………………………………………………………………..80 Милостыня ………………………………………………………………83 Пост ……………………………………………………………………...84 Паломничество …………………………………………………….........88
Глава 6. Вероучение…………………………………………..……………95 Бог …………………………………………………………….………….97 Бог и человек ……………………………………………….………..103 Ангелы …………………………………………………………..………110 Книги откровения ……………………………………………….….….115 Пророки и посланники …………………………………..………….….119 Адам ……………………………………………………………….....120 Ной ……………………………………………………………….......126 Авраам …………………………………………………………..……129 Моисей ……………………………………………….………..……..133 Мария и Иисус ……………………………………………….……....137 Судный день …………………………………………………….……....152 Эсхатологическая миссия Иисуса ………………………….………156 Наказание и награда. Ад и рай …………………………………….165 Предопределение ……………………………………………………….168
Приложения…………………………………………………………………171 I. Сура ал-Фатиха ………………………………………………………173 II. Сура ал-Ихлас ………………………………………………………..181 III. Религиозные и богословские направления в исламе ………………………………………………………………….191 Фитна ………………………………………………………………..191 Калам …………………………………………………………………194
Словарь терминов………………………………………………………….205 Рекомендуемая литература……………………………………………….219
Несколько предварительных замечаний
слам - это не просто религия в том значении, какое мы придаем этому понятию сегодня. Об исламе можно писать как о цивилизации, как об истории мусульманской общины, как о социально-политической системе, как об образе жизни. Эта книга представляет собой краткое описание ислама как религии, и только как религии. Моя задача состояла лишь в том, чтобы дать читателю начальные представления о вероучении ислама, об общих принципах веры и культовой практике мусульман. Исламское вероучение основывается на Коране - священном писании и Сунне - священном предании. Сунна - это прежде всего - образ жизни Мухаммада как образец для подражания. Коран и Сунна являются также основными источниками мусуль-манского права, полномочия которого выходят далеко за пределы «чистого права», охватывая области догматики, культа и этики. Эти приоритеты и определили структуру книги. Первая глава посвящена Корану, вторая - основателю ислама Мухаммаду, третья - Cунне пророка, четвертая - культу и пятая - догматике. Некоторые дополнительные сведения о Коране и самая необходимая информация об основных направлениях и богословских школах в исламе даны в приложении. В книге читателю будут часто встречаться ссылки на Коран - например, (Коран 2: 127-129). Первые цифры указывают на суру - одну из 114 частей Корана; цифры, следующие за двоеточием - на айаты («стихи»). Буква С. после ссылки указывает на перевод Корана, выполненный Г.С. Саблуковым (1878), К. - на перевод И.Ю. Крачковского (1963), О. - на перевод М.-Н. О. Османова (1995). В тех случаях, когда указание отсутствует, перевод выполнен мною. Нумерация стихов дается по общепринятому сегодня каирскому изданию (1923-1928). В изданиях перевода И.Ю. Крачковского каирская нумерация дана в круглых скобках, а цифры до них следуют устаревшей нотации Г. Флюгеля, которой придерживался также Г.С. Саблуков. Нумерация М.-Н. О. Османова - каирская. Там, где речь идет о хронологическом порядке сур, я придерживаюсь (в упрощенном варианте) близких друг другу хронологий Т. Нёльдеке и Р. Блашера. В своем собственном тексте я перевожу понятие Аллах как Бог, придерживаясь точки зрения, что это слово образовано в результате стяжения арабского определенного артикля al и слова ilā h (божество), т.е. «вот этот Бог». Однако я сохраняю Аллах, цитируя тех авторов, которые по тем или иным соображениям оставляют это слово без перевода. Кроме того эта книга адресо-вана в основном немусульманской аудитории, поэтому, на мой взгляд, употребление более привычного понятия Бог или перевод на русский язык имен библейских пророков и патриархов (например, Авраам вместо Ибрахим) сделают для нее священные тексты мусульман более понятными и доступными. Не к христианам ли обращены в Коране слова:
Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся (Коран 29: 46 К.).
В цитатах из мусульманского предания сохраняются формулы величания Мухаммада (да ниспошлет ему Бог благословение и мир), его сподвижников (да будет доволен им Бог) и пророков (мир ему), которые мусульмане произносят каждый раз при упоминании их имен. Арабские термины я привожу только в самых необходимых случаях, следуя латинской транслитерации, которая принята Энциклопедией ислама (The Encyclopaedia of Islam, New Ed. Leiden). С тем, чтобы не утомлять читателя, сноски на цитируемую литературу даны постранично. А.В. Журавский
|