Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВЕРОУЧЕНИЕ 3 страница






 

Ной пытался спасти своего сына, взывал о нем к своему Господу. Но вердикт Бога: «Oн нe из твoeй ceмьи» (Коран 11: 46). Кара постигла и жену Ноя за то, что она не уверовала и была враждебна своему мужу:

 

Неверным Бог предлагает в пример жену Ноя и жену Лота: обе они были за рабами из добродетельных рабов Наших, и обе они были вероломны против них; но это нисколько не защитило их от Бога, и сказано было: войдите обе в огонь вместе с входящими в него

(Коран 66: 10 С.).

 

Рассказ о Ное стал в Коране образцом для других историй о народах, не послушавших своих пророков. Вслед за народом Ноя обвиняли во лжи тех, кого Бог посылал к ним, адиты и самудяне, народы Авраама и Лота, жители Мадйана. Был объявлен лжецом Моисей. Бог давал отсрочку неверным, а потом наказывал их, и кара Его была страшна (Коран 22: 42-44). Эти поучения − угроза аравийским язычникам, которые также называли Мухаммада лжецом.

 

Авраам

О том, какую важную роль отводят Коран и предание Аврааму, говорилось уже во Введении. К уже сказанному остается добавить, что коранический образ Авраама дает нам возможность глубже осмыслить важнейшие моменты мусульманского вероучения, лучше увидеть дихотомию близости и особости ислама в его отношении к библейской традиции.

Авраам (Ibrā hī m) − отец верующих, праведник, пророк и посланник, сердцем беспорочный (Коран 37: 84), кроткий, сострадательный и жалостливый (Коран 11: 75), которого Бог поставил имамом (предстоятелем) для людей (Коран 2: 124).

Важнейшая авраамическая тема в Коране - исключительный статус отношений Бога с Авраамом, которого Он «избрал Себе другом»(Коран 4: 125). Kh alī l − друг − так принято переводить этот коранический эпитет, но его допустимо переводить и как возлюбленный. Так именуется Авраам в молитве Азарии в греческой версии Книги пророка Даниила: «Ради Авраама, возлюбленного Тобою» (Дан 3: 35). Статус друга Божьего определяет особые отношения Авраама с Богом:

 

Мы избрали его в сем мире; действительно, он и в будущей жизни будет в числе праведных (Коран 2: 130 С.).

 

Как друг Божий Авраам принимает вестников Господних, являя образец гостеприимства, и получает от них обетование о потомстве (Коран 11: 69-73). Как друг Божий Авраам дерзает «спорить за народ Лота» с Самим Богом, когда Тот приговаривает его к «неотразимой казни» (Коран 11: 74-76). И как друг Божий он просит у Господа доказательств Его всемогущества:

 

И когда Авраам сказал: «Господи, покажи мне, как оживляешь Ты мертвых!» Он сказал: «Ужели ты не веришь?» Он сказал: «Напротив, а только для того, чтобы успокоить сердце мое». Он сказал: «Так возьми четырех птиц, рассеки их на части, какие ты хочешь, и части их разложи по горам; потом позови их: они быстро прилетят к тебе; из этого узнай, что Бог силен, мудр»

(Коран 2: 260 С.).

 

Согласно Корану, Авраам рано понял бессмысленность веры в идолов, которым поклонялись его соплеменники. Он долго искал истинного Бога, обратившись сначала к астральным культам:

 

Когда покрыла его ночь, он увидел звезду; он сказал: «Это Господь мой!» Но когда она закатилась, то он сказал: «Не люблю закатывающихся». Потом, когда увидел он восходящую луну, сказал: «Это Господь мой!» А когда она закатилась, он сказал: «Если бы Господь мой не вывел меня, я был бы из людей заблудших». Когда же он увидел солнце восходящим, он сказал: «Вот Господь мой; этот самый великий!» Когда же и оно зашло, он сказал: «Народ мой! Я чист от тех, кого вы признаете соучаст-никами Богу» (Коран 6: 76-78 К.).

 

Тогда Аврааму открылась вера в единого и единственного Бога:

 

Я обращаю лицо свое к Тому, кто сотворил небеса и землю, истинно поклоняясь Ему; я не из многобожников (Коран 6: 79).

 

Авраам начал проповедовать эту истинную веру своему народу, но соплеменники не поверили ему, как не поверили в свое время Ною, не поняли и не приняли его, посчитав хулителем. Тогда Авраам, пробравшись в языческое святилище, разбил в куски всех идолов (Коран 21: 58). Его приговорили к смерти и бросили в огонь, но Бог чудесным образом спас его [Ср. историю трех отроков в печи огненной в Книге пророка Даниила (3: 49-50)]:

 

Они сказали: «Сожгите его! Заступитесь за богов ваших, если вы хотите что сделать». Мы сказали: «Огонь будь хладен! мир Аврааму!» (Коран 21: 68-69 С.).

 

Авраам предпринимает попытку убедить хотя бы своего отца:

 

Вот сказал Авраам отцу своему Азару: «Ужели ты кумиры принимаешь за богов? Вижу, что ты и народ твой в очевидном заблуждении» (Коран 6: 74 С.).

 

Но и здесь он отвергнут:

 

Ужели ты, Авраам, испытываешь отвращение к моим богам. Если ты не удержишься от этого, я побью тебя камнями. Уйди от меня надолго (Коран 19: 46 С.).

 

Тогда Авраам принимает решение уйти от своего народа: «Я отделюсь от вас и от того, что вы призываете помимо Аллаха» (Коран 19: 48 К.). Во время своих скитаний Авраам остановился в Мекке. Здесь он, получив заповедь от Бога, восстановил дом Господу, ставший много веков спустя главнейшим духовным центром мусульман, средоточием ислама.:

 

И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющихся, и падающих ниц» (Коран 2: 125 К.).

 

И вот Авраам, вместе с Измаилом, положил основание этому дому (Коран 2: 127 С.).

 

В главе Культ говорилось, что во время хаджа паломник молится у места стояния Авраама. В суфизме понятие Место Авраамово (makā m Ibrā hī m) постепенно приобретает значение близкое к Лону Авраамову. Этот образ лишь однажды встречается в Новом Завете (см. Лк 16: 22). В позднеиудейских и христианских представлениях он понимается как потустороннее место блаженного упокоения умерших праведников и страдальцев; символ защищенности людей, доверившихся Богу под покровительством Авраама как отца верующих, интимно соединенных с ним подобно малым детям, сидящим на коленях отца или укрывающимся у него за пазухой. В Коране о месте в Мекке, где молился Авраам, говорится:

 

В нем есть ясные знамения: место Авраама, и кто входит в него, тот безопасен (Коран 3: 97 С.).

 

Среди всех посланников Бога, согласно Корану и мусульманскому вероучению, именно Авраам своей верой-доверием и своими делами лучше других символизирует подобное отношение к Богу. По молитвам своим он уже в преклонных годах получил от Бога «кроткого сына» (Коран 37: 101). И вот, едва только сын подрос и стал трудиться вместе с ним, как Авраам получил во сне повеление принести его в жертву. Повеление безо всякого объяснения и мотивации. Однако ни Авраам, ни его сын (в Коране имя сына не названо, но мусульманская традиция единодушно указывает на Измаила) не протестуют и не возмущаются:

 

Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Бог, терпеливым (Коран 37: 102 К.).

 

В решающий момент, когда нож был уже занесен, рука Авраама была остановлена и юношу «искупили... великой жертвой» (Коран 37: 107). Согласно мусульманским толкованиям этого события, Бог подвергает нас тяжелым испытаниям, но в конечном счете всегда избавляет. Мы не понимаем смысла тех испытаний, через которые проходим. Человеку не под силу понять природу зла. Единственное, что ему доступно, – принять ее в доверии творения к своему Творцу, даже в том случае, если разум наш отказывается понимать и возмущается. Современный мусульманский автор Мохамед Талби так комментирует готовность Авраама принести своего возлюбленного сына в жертву:

 

В символе жертвоприношения, совершенного Авраамом, заключен глубочайший смысл ислама. А именно – доверчивое предание всего своего существа Богу. Богу Всемогущему, чьи пути столь часто непонятны и таинственны для нас, – но также и Богу бесконечно Благому и Мудрому[53].

 

 

Моисей

Mы дaли Myce пpямoй пyть и ocтaвили в нacлeдcтвo cынaм Иcpaилa книгy в pyкoвoдcтвo и нaпoминaниe для oблaдaющиx yмoм (Коран 40: 53-54 К.).

 

Моисей (Mū sā), которому говорил Бог (Коран 4: 164), и которого Он избрал среди людей для Своих посланий и Своего слова (Коран 7: 144), одаренный мудростью избранник Божий, пророк и посланник, которого Господь приблизил к Себе, осенил его Своей любовью и даровал ему пророком брата его Аарона (Коран 19: 51-53; 20: 39). О Моисее в Коране повествуется больше и подробней, чем о других пророках. Это можно объяснит тем, что многое из его истории было внове для аравийских арабов, но также и тем, что Моисей был во многом прототипом пророческой миссии для Мухаммада. Когда Моисей ночью подошел в священной долине Тува к горящему кусту, чтобы зажечь факел, из огня к нему воззвал Бог:

 

Моисей! Я Господь твой; сними же свою обувь, потому что ты на святой долине Това. Я избрал тебя; будь послушен тому, что будет открыто. Истинно, Я Бог, кроме Меня нет никакого бога. Потому, покланяйся Мне, совершай молитву во имя Мое (Коран 20: 10-14 С.).

 

Этот опыт встречи Божественного с человеческим близок Мухаммаду, которому явился Бог, возможно, во время его ночного перенесения в Иерусалим, у «древа крайнего предела (sidra al-muntahā), там, где райская обитель» (см. Коран 53: 13-18).

В целом коранические рассказы о Моисее следуют библейской сюжетной линии: чудесное спасение младенца Моисея, воспитание при дворе фараона, убийство египтянина и бегство в Мидиан, заступничество за женщин у колодца и женитьба на одной из них, возвращение с семьей в Египет и пророческое призвание, Бог наделяет Моисея способностью чудотворства (например, его жезл, превратившись в змею, поглощает жезлы магов фараона) и избирает Аарона в помощь косноязычному Моисею, требование отпустить народ и казни египетские, исход и чудесный переход через море, гибель фараона и его войска, сорокалетние странствие, ропот израильтян, манна и перепела в пропитание, золотой телец и гнев Моисея, синайский Завет и скрижали (подробно см. Коран 20: 9-73, 77-98; 26: 10-67; 28: 3-46; 7: 103-160; 2: 49-74).

В Коране есть ряд второстепенных расхождений с библейской версией: маленького Моисея спасает не дочь, а жена фараона; в эпизоде убийства египтянина появляется мотив наущения сатаны; у колодца в Мидиане Моисей встречает не семь, а двух девушек (Коран 28: 9, 15, 23); в эпизоде соперничества с магами фараона речь идет о жезле самого Моисея, а не Аарона (Коран 7: 117); за Моисея заступается верующий в тайне человек из рода фараона (Коран 40: 28-30); во время скитаний по пустыне Моисей жезлом высекает из скалы не один, а двенадцать водных источников − по числу колен Израилевых (Коран 7: 160); священную землю народ Моисея обретает еще до его смерти (Коран 4: 21).

Однако некоторые моменты существенно отличают кораническую трактовку миссии Моисея от библейской. И продиктованы они самой внутренней логикой Корана. Моисей послан пророком не только к своему народу, но еще прежде − к народу фараона:

 

Иди к Фир‘ауну, он ведь уклонился, и скажи ему: «Не следует ли тебе очиститься? И я поведу тебя к твоему Господу, и ты будешь богобоязнен». И показал он ему знамение величайшее, но тот счел это ложью и ослушался... (Коран 79: 17-21 К.).

 

Фараон не просто ослушался, но, собрав знать, возгласил: «Я − господь ваш высочайший!» (Коран 79: 24). И на этом не успокоился, но велел своему министру Хаману построить достигающую небес башню из глины, поднявшись на которую можно было бы доказать, что нет там Бога, о котором говорит Моисей (Коран 28: 38). Наряду с фараоном и Хаманом в Коране трижды упоминается Карун (Корей) из народа Моисея, против которого он злочинствовал. Несмотря на это Бог даровал ему несметные сокровища. Однако Карун счел их делом только рук и знаний своих, не признавая тем самым верховной собственности Бога на любое имущество (Коран 28: 76-82). Коран со всей очевидностью указывает на то, что вина всех троих в их гордыне, что «они превознеслись на земле» (Коран 29: 39). По вине и кара. Поглотила земля Каруна со всем его богатством, поглотило море фараона со всем его войском. Фараон за мгновение до своей гибели раскаялся:

 

Верую, что нет Бога кроме Того, в которого веруют сыны Исраилевы, и я один из покорных Ему (Коран 10: 90 С.).

 

Но раскаяние было запоздалым. Бог спас лишь тело фараона, сохранив его в назидание потомкам. Не все из народа фараона оказались столь безрассудны. Уверовала его жена, и Бог поставил ее примером для верующих наряду с праведной Марией (Коран 66: 11-12). Уверовали в Господа миров и побежденные Моисеем египетские волхвы, которых за это жестоко казнил фараон (Коран 7: 120-126).

В связи с Моисеем в Коране приводится один рассказ, в основе которого лежит бродячий сюжет, известный и в иудейской и в христианской традициях. Но внимания заслуживает его кораническое переосмысление. В этом рассказе повествуется о путешествии Моисея с безымянным рабом из рабов Наших, которому Бог даровал милосердие и научил Своему знанию (Коран 18: 65-82). Мусульманская традиция обычно идентифицируют его с Хидром (al- Kh iḍ r), одним из четырех бессмертных наряду с Иисусом, Илией и Идрисом. Моисей, согласно Корану, встречает этого раба и просит сопровождать его, чтобы учиться у него мудрости. Раб Божий соглашается, но ставит условие не спрашивать о причине его поступков и не осуждать их, а также предупреждает Моисея, что тот не выдержит испытания. Они плывут на рыбачьей лодке, и раб делает в ней пробоину; затем он убивает встреченного ими мальчика; а в деревне, жители которой плохо встретили путников, вдруг чинит ветхую стену одного из домов. Моисей не выдерживает и осуждает своего спутника. Тот расстается с ним, предварительно объяснив благую цель своих поступков, не укладывающихся в обыденную мораль: потопив лодку, он спас рыбаков от горшей доли − пленения царем-тираном; убил в младенчестве человека, который должен был стать злодеем, и дал возможность родителям родить другого, добродетельного сына; в стене же был спрятан клад, который нужно было до времени сохранить, чтобы подросшие сироты, живущие в этом доме, со временем нашли его и жили безбедно.

Человеческий разум бессилен в одиночку постигнуть истинную природу добра и зла. Необходимо вмешательство высшего знания, чтобы разъяснить ее человеку. Моисей встречает раба Божьего в поисках «места слияния двух морей» (ma dj ma‘ al-baḥ rayn, Коран 18: 60). В аллегорических толкованиях эта встреча символизирует слияние двух потоков знания − человеческого и Божественного.

 

 

Мария и Иисус

В Коране Мария (Maryam), подобно пророкам и посланникам, − избранная Богом (Коран 3: 42). Мусульманские богословы обсуждали вопрос, обладает ли Мария пророческим достоинством, является ли Она nabiyya (ж.р. от nabī ’ − пророк). Большинство авторов, правда, на этот вопрос отвечали отрицательно, хотя примечателен уже сам факт его постановки, и признавали Ее в статусе waliyya − близкой Богу, святой. Из крупных богословов только Ибн Хазм (XI в.) занимал особую позицию, считая, что женщины могут получать пророческую харизму, и Мария ею была наделена в полной мере[54].

Maryam − единственное женское имя в Коране, все остальные женщины − безымянны: жена Адама, лишь в традиции обретшая имя H·awā ’; жена фараона, лишь в традиции получившая имя Ā siya; жену отца Марии только традиция наделяет именем H·anna; а мать Исмаила Агарь, известная еще доисламским арабам как dj ar, вообще не упоминается в Коране.

И вот: «В этом Писании вспомяни о Марии...» (Коран 19: 16).Этими словами в Коране открывается мариологический цикл.Ее имя упоминается в Коране 34 раза в 32 айатах, в 12 сурах, и еще − в самом названии 19 суры, которую исследователи относят к рахманскому, второму мекканскому, периоду. Согласно мусульманской традиции, эта сура была ниспослана Мухаммаду перед тем, как он отправил в 615 г. в малую хиджру в христианскую Эфиопию наиболее незащищенных мусульман, спасая их тем самым от гонений со стороны курайшитской знати. Cура была прочитана эмигрировшими мусульманами эфиопскому негусу с тем, чтобы убедить его в том, что Мухаммад послан подтвердить учение Иисуса.

В одном из хадисов, который приводят в своих сборниках и ал-Бухари и Муслим, говорится:

 

‘Убада бин ас-Самит, да будет доволен им Господь, поведал: Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословенье и мир, сказал: «Тот, кто утверждает, что нет божества, кроме Бога, что Он − единственный, и нет Ему сопричастника; и что Мухаммад − слуга Его и Его посланник; и что Иисус − слуга Божий и сын рабы Его и слово Его, низведенное Им в Марию, и дух от Него; и что рай существует подлинно, и ад существует подлинно, − того введет Бог в рай через любые из восьми врат, в которые он пожелает войти»[55].

 

В этом хадисе, следующему жанру ‘aḳ ī da (изложение основ веры), наряду с исповеданием единобожия и пророческой миссии Мухаммада вера в особо привилегированный статус Марии и Иисуса предписывается мусульманину как условие спасения.

Мария, согласно Корану, праведница, совершенный образец благочестия. Само имя Maryam, согласно мусульманским комментаторам, означает благочестивая, набожная (‘ā bida). В Коране также говорится, что история Марии − это рассказ об одном из сокровенных событий (Коран 3: 44).

Наиболее подробно повествуется о Марии в 19 суре и в значительно более поздней − 3-й. Согласно этим двум кораническим рассказам, жена ‘Имрана (‘Imrā n), зачав ребенка, посвящает его Богу; а когда у нее рождается девочка, она нарекает ее Марией и отдает ее и ее потомство Господу «под защиту от сатаны, побиваемого камнями» (Коран 3: 35). Бог принял Марию и благоволил ей, «возрастил ее прекрасным растением» и поручил ее на воспитание Захарии (Коран 3: 37). Несколькими айатами дальше говорится, что они (без уточнения кто) «бросали свои письменные трости, кому достанется попечение о Марии» (Коран 3: 44). В апокрифической Истории Иакова о рождении Марии (известной также как Протоевангелие Иакова) рассказывается о том, что ангел Господень, когда Марии исполнилось 12 лет, повелел Захарии созвать вдовцов из народа и велеть им принести посохи. Среди прочих пришел и Иосиф и только из его посоха вылетела голубка − знамение, давшее ему право «принять к себе и блюсти деву Господа».[56]

Вообще большинство коранических сюжетов, связанных с Марией, восходят к апокрифическим Евангелиям рождества и детства, которые судя по всему имели широкое хождение (преимущественно в устном предании) в Аравии эпохи Мухаммада. Так, в Коране рассказывает о том, что всякий раз, когда Захария входил в обитель (miḥ rā b) Марии, он находил у нее пищу (согласно уже преданию, всегда не соответствующую сезону). На вопрос, откуда эта пища, Мария отвечает:

 

Это от Бога; ибо Бог, кого хочет, питает без счета

(Коран 3: 37 C.).

 

В Истории Иакова о Марии говорится, что Она жила в Святая святых и принимала пищу от ангела[57]. В той же Истории Иакова говорится, что Мария выпал жребий прясть пурпурную завесу для Храма[58]. По всей видимости, именно этот сюжет нашел отражение и в Коране в двух загадочных айатах:

 

Вот она устранилась от своих домашних в место восточное и закрылась от них завесой... (Коран 19: 16-17 С.).

 

Примечательно, что обоим наиболее подробным повествованиям о Марии в Коране непосредственно предшествует рассказ о молитве уже старого Захарии (Zakariyyā ’) к Богу о потомстве благом и об ответном Божьем обетовании Захарии отрока, имя которому будет Иоанн (Yaḥ yā) и который станет пророком из числа праведных. Захария не верит, он слишком стар, а жена его неплодна, и просит Бога о знамении. Такое знамение ему дается: Захария будет нем три дня и три ночи (Коран 3: 38-41; 19: 1-15). И вслед за этим обетованием ангелы сообщают Марии:

 

Вот, Ангелы сказали: Мария! Бог благовествует тебе о Слове Своем: имя ему Мессия Иисус, сын Марии; он будет славен в сей жизни и будущей (Коран 3: 45 С.).

 

Мария также не верит благовестию ангелов о слове Божьем (Коран 3: 47) или не верит благовестию духа Господня, принявшего пред Ней образ совершенного человека (Коран 19: 17), но не верит Мария по другой причине, нежели Захария:

 

Как будет у меня отрок, когда ни один человек не касался меня, и я не причастна пороку (Коран 19: 20 С.).

 

Когда Мария понесла, она удалилась в «место отдаленное» и вернулась к своему народу уже с Младенцем. Народ стал обвинять Ее в распутстве, тогда Она молча указала на Младенца, и Он заговорил в колыбели:

 

Я раб Бога: Он дал мне Писание и поставил меня пророком. Он сделал меня благословенным везде, где бы я ни был; Он заповедал мне молитву, очистительную милостыню, покуда буду жив, и быть послушным моей родительнице; и не сделал меня упрямым упорным (Коран 19: 30-32 С.).

 

Коран со всей определенностью утверждает главенство Марии над всеми женщинами:

 

Вот сказали ангелы: «Мария! Бог избрал тебя, и очистил тебя. Он избрал тебя пред женщинами миров»

(Коран 3: 42).

 

Мусульманская традиция, принимая этот статус Марии, в то же время стремилась примирить его с теми преференциями, которые отдавал Мухаммад своей первой жене Хадидже, своей самой юной жене ‘Аише и своей любимой дочери Фатиме, единственной от своего мужа ‘Али давшей Мухаммаду мужское потомство:

 

Жены пророка! Вы не такие, как все другие жены

(Коран 33: 32).

 

Мария, согласно мусульманскому преданию, − глава, владычица женщин в раю. В мусульманском предании «соперницами» Марии в этом статусе иногда выступают Хадиджа, Фатима и ‘Аиша. О Хадидже говорится в одном из хадисов:

 

‘Али, да будет доволен им Господь, поведал: Я слышал, как Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «Лучшая среди женщин своего времени − Мария, дочь ‘Имрана, а среди женщин своего времени лучшая Хадиджа, дочь Хувайлида»[59].

 

Фатима, в свою очередь, приводит слова своего отца перед смертью: «Ты будешь владычицей женщин в раю вслед за Марией». ‘Аиша говорит: «Я превосхожу всех женщин во всем за исключением того, что было даровано Марии»[60]. В предании прослеживается также стремление утвердить равенство в высоком достоинстве Марии и Фатимы. Мария и Фатима в равной степени превосходят друг друга. Фатима превосходит Марию, поскольку она более всех других похожа на своего отца. Мария же превосходит Фатиму, поскольку она чудесным образом зачала и родила Иисуса без разрушения Своей девственности. Согласно шиитской и, отчасти, суфийской традиции, если Мария есть мать Слова, то Фатима − дочь Слова, которое, в свою очередь, через брак Фатимы и ‘Али манифестировалось в имамах[61].

В мусульманской традиции складывается предание о четырех совершенных женщинах. Как правило, это Асия, Мария, Хадиджа и Фатима. Хотя имена и число варьируются. Согласно хадису:

 

Абу Муса, да будет доволен им Бог, поведал: Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословенье и мир, сказал: «Многие среди мужчин совершенны, но нет совершенных среди женщин, кроме Марии, дочери ‘Имрана, и Асии, жены фараона, а ‘Аиша превосходит других женщин, как сарид* другие яства»[62].

 

Кораническое слово все же сдерживало вполне объяснимое стремление комментаторов и богословов, вытекавшее к тому же из последующего доктринального развития ислама, отдать предпочтение женщинам дома посланника. И в традиции и в богословии коранические привилегии Марии неизменно сохранялись. Говоря или взывая в молитвах к Марии, мусульмане часто называют Ее sayyidatunаЇ (наша госпожа, наша владычица), наделяя тем же титулом, что и пророков, к которым принято обращаться sayyidunā. И сегодня мусульмане, наряду с христианами, посещают дом Марии под Эфесом, где по некоторым преданиям завершились ее земные дни.

Крайне интересен и связанный с Марией мотив финиковой пальмы. Когда Мария удалилась от людей, родовые муки привели Ее к стволу пальмы. На Ее плач: «О, если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною» (Коран 19: 23 К.) из утробы Ей ответил Иисус, сказав, что Бог дарует Ей для успокоения и отдыха источник воды и свежие финики. Этот мотив, получивший развитие в традиции, сближает Марию и Фатиму прежде всего в утверждении их особого райского статуса. Мария, как уже говорилось, «Владычица женщин в раю». И вот хадис повествующий о необыкновенном зачатии Фатимы:

 

Посланник Божий, да ниспошлет ему Бог благословение и мир, сказал: «В ночь Ми‘радж, когда достиг я шестого неба, Гавриил взял меня за руку и привел в Рай. Там увидел я древо света и двух ангелов, стоящих перед ним. На древе заметил я несколько свежих и благоухающих фиников. Я съел один из этих фиников, и стал он спермой в чреслах моих. Вернувшись на землю, я в ту же ночь был близок с Хадиджой, и она забеременела Фатимой. Поэтому Фатима есть земная гурия, поскольку она имеет облик земной женщины и обладает чертами и нравственными качествами гурии. И теперь всегда, когда рядом со мной Фатима, я ощущаю исходящее от нее райское благоухание»[63].

 

В Коране Иисус в утробе утешает Марию, а затем в колыбели говорит в Ее защиту. И здесь прослеживаются параллели с тем сюжетом в мусульманском предании, где Фатима, еще находясь в чреве своей матери, утешала Хадиджу в ее страданиях, которые она претерпевала от враждебно настроенных женщин Мекки. В одном хадисе, описывающем обстоятельства рождения Фатимы, «присутствие» Марии ощутимо еще сильнее. Из-за отчуждения, возникшего между Хадиджой и женщинами Курайша, они отказались помочь ей, когда она начала рожать. Глубоко огорченная и страдающая, она внезапно увидела перед собой четырех высоких женщин и взволновалась и испугалась еще больше. Тогда сказала одна из них, говоря: «Не бойся, Хадиджа; мы посланы Богом помочь тебе». Затем они назвали себя Сара, жена Авраама, Асия, дочь Музахима и жена фараона, Мария, дочь ‘Имрана, и Культум, сестра Мусы, сына ‘Имрана. Они расположились вокруг Хадиджи как акушерки, приняли роды, омыли и одели новорожденного младенца и поздравили Хадиджу с рождением благословенной дочери Фатимы[64].

Коран утверждает девственное зачатие и рождение Иисуса. Ряд исследователей начала ХХ в., когда в моде был гиперкритический подход не только к Библии, но и к Корану, ссылаясь на несколько темноватый айат, в котором благовествующий Марии посланник Господа, явившийся Ей в облике совершенного человека, говорит: «Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе отрока чистого» (Коран 19: 19), сомневались в том, действительно ли Мухаммад признавал непорочное зачатие, и различал ли он между благовещением и зачатием. Подобные сомнения представляются надуманными. Во-первых, два коранических айата со всей определенностью указывают на девство Марии:

 

И Марию, дочерь ‘Имрана, которая сохранила свое девство и Мы вдохнули в нее от духа Нашего: она верила словам Господа ее и Его Писанию и была из благого-вейных (Коран 66: 12 С., см. также 21: 91).

 

На тот факт, что Коран признает чудесное рождение Иисуса, указывает и вся мусульманская комментаторская традиция. В этой связи примечательно встречающееся в мусульманской литературе именование Фатимы Девой (bat·ū l) или ее величание Великой Марией (Maryam al-kubra).

В Коране мать Марии названа женой ‘Имрана (Коран 3: 35), которого часто отождествляют с библейским Амрамом − отцом Моисея, Аарона и Мириам; а сама Мария названа сестрой Аарона (Коран 19: 28). Это дало основания сначала христианским полемистам, а потом и ряду исследователей упрекать Мухаммада в слабых и путанных знаниях библейского материала. Однако слова жена и сестра вовсе не обязательно должны указывать на прямое родство. Ряд мест в Коране со всей очевидностью указывают на то, что Мухаммад четко осознавал большую историческую дистанцию между Моисеем и Иисусом. Другое дело, что Корану в большей мере свойственно оперировать понятиями родов, а не индивидов. И выражение сестра Аарона могло означать соплеменница, принадлежащая роду Моисея и Аарона. Так, в греческом Евангелии от Луки (1: 5) о Елисавете, жене Захарии, говорится, что она «из дочерей Аароновых» (ἐ κ τ ῶ ν θ υ γ α τ έ ρ ω ν Ἀ α ρ ώ ν), и также в церковно-славянском переводе: «И жена его от дщерей Аароновехъ»; в синодальном же переводе: «и жена его из рода Ааронова». Следует также отметить, что многие Отцы Церкви сближали двух Марий − Марию ветхозаветную и Марию новозаветную. Такое сближение мы находим, в частности, у Григория Нисского, чьи проповеди были очень популярны в среде ближневосточных христиан.

Самих мусульманских комментаторов это сближение явно смущало. Ряд авторов писали о двух Имранах и соответственно двух Мариях. И из Корана никак не следует, что отец Моисея был отцом Марии, матери Иисуса. Редко, но встречались и более «радикальные» точки зрения. Например, указывая на тот факт, что в арабском языке ветхозаветная Мириам и новозаветная Мариам одинаково именуются Марйам, некоторые авторы утверждали, что «Марйам, сестра Моисея, была чудесным образом сохранена Богом живой от своих времен до времен Христа с тем, чтобы стать матерью Иисуса»[65].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал