Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория структурации Э. Гидденса






- 1938 англ соц. «Конституирование общества: очерк теории структурации».Предлагает взглянуть на социальную реальность, ориентируясь на изучение конкретных социальных практик, которые воспроизводятся благодаря активному характеру действий социальных субъектов. Социальные практики как предмет исследования - ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга.

В соответствии с теорией структурации, предмет исследования - социальные практики, упорядоченные в пространстве и времени - неявляются раз и навсегда данными, разнятся в разных странах и своеобразны в 1 стране в разные периоды. Социальная практика не создается социальными акторами, а постоянно воспроизводится ими, имеет характер преемственности. Социальные практики одинаковы в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется как мониторинг течения социальной жизни. Индивиды, усваивая в ходе социализации законы и навыки социальной деятельности, обеспечивают повторение социальных практик, - делает возможным их типизацию и анализ.

Гидденс отмечает, что традиционно понятие структура использовалось в социологии для моделирования социальных отношений или явлений - порядок, позволяющий представлять воспроизводство социальных практик во времени и пространстве, что придает им систематическую форму. Язык - структура, состоящая из правил общения, кажется независимой от любого индивида. Чтобы языку сохраниться, на нем должны говорить и писать сообразно существующим правилам. Но, будучи в употреблении, начинает меняться, появляются новые слова, забываются и исчезают старые.

Благодаря действиям люди могут трансформировать и производить структуры, то есть социальные практики. Структура - образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве, предполагает соответствующие модели поведения. На этом основании социальные институты - партия, государство, бюрократия или семья рассматриваются как отношения людей и образцы поведения, существующие какой-то промежуток времени - конкретные социальные практики.

Применительно к социальной жизни различает 2 вида структур: правила и ресурсы. Под правилами - процедуры, которым индивиды могут следовать в жизни, обязательно вторгаются в рутинные социальные практики, обусловливают структурирование того, что происходит в нашей жизни. Для теории структурации особый интерес - правила, которые способствуют производству институализированных практик, характерных для определенного времени и пространства, свойственных конкретному институту. 2й вид структуры - ресурсы - также возникает только в результате человеческой деятельности, могут проявляться в 2х видах: в локализированной форме или в форме власти. Локализированные - полезные ископаемые, земля, становятся ресурсами только благодаря человеческой активности. Властные - нематериальные - 1и индивиды способны доминировать над другими, заставлять их выполнять свои желания - люди становятся ресурсами.

Структура обладает дуальностью, может проявляться: 1 в виде регулярно воспроизводящихсяправил и ресурсов, характерных для определенного времени и пространства; 2 ввиде отпечатков социальной практики в памяти индивидов, знания возможностей других людей и себя, что и позволяет продолжатьвоспроизводить социальную жизнь во всем многообразии.Структура влияет на человеческое поведениеблагодаря знанию об обществе, которым располагают индивиды. В своем поведении агенты используютзнания правил общества, которые существуют в его структуре. Согласно теорииструктурации, момент производства действия индивида является также моментом воспроизводства определенной социальной практики. При этом индивидывоспроизводят и условия, которые делают такие действия возможными. Представление о дуальности структуры - главной теоремытеории структурации - позволяет разрешить спор междудетерминистами, которые верят, что человеческое поведение зависит от внешних сил, и волюнтаристами, считающими, что люди, обладая свободной волей, действуют только в соответствии со своими желаниями. Поэтому необходима объединительная парадигма, а неполюсные подходы.

Гидденс предложил стратификационную модель действующей личности - подразумевает рассмотрение рефлексивного мониторинга, рационализации имотивации действия как устойчивой системы процессов. Повседневные действия индивида включают рефлексивный мониторинг, рационализацию действия и его мотивацию.Под рефлексивным мониторингом деятельности - сознательное отслеживание агентами не только своей деятельности, но ичто другие агенты поступают аналогичным образом. Рефлексивный мониторинг вместе с рационализацией позволяют, контролируя свою деятельность, соизмерять желания с возможностями вконтексте взаимодействия с другими.Социолог отделяет рефлексивный мониторинг и рационализацию действия от мотивации - желаний, которые к нему побуждают. Бессознательная мотивация - значительная черта поведения человека.Подобная 3хкомпонентная модель действующей личности, позволяет представлять социальные практики более гибко.

Он вводит понятие практическое сознание, рассматривая его как центральное в теории структурации. Нет жесткой границы между практическим сознание и сознаниемдискурсивным. Но есть различия между тем, что индивид действительно сделал итем, что он мысленно намеревался сделать. Практическое сознание связано с тем, что, как правило, делается. Понятиями дискурсивное сознание, практическое сознание ибессознательные мотивы предлагает заменить традиционнуюпсихоаналитическую триаду - " Оно", " Я" и " Сверх-Я".

Гидденс считает, что устоявшиеся, типичные образцы социального поведения детерминированы социальным воспроизводством, его рутиной. Рутина -социальные практики, основанные на бездумном характере повседневноговзаимодействия. Рутинизация социальных практик становится условиемсоциальной стабильности, обеспечивает адекватное взаимное восприятиепоступков индивидов и не требует приведение рациональных аргументов. Рутина является важным фактором непрерывностисоциального воспроизводства. Если рутинные социальные практики освящены традицией - ещё сильнее связывают прошлое и настоящее, обеспечивая преемственность в социальном воспроизводстве.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал