Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критериями эффективности лечения больных туберкулезом
n исчезновение клинических и лабораторных признаков туберкулезного воспаления;
n стойкое прекращение бактериовыделения, подтвержденное микроскопическим и культуральным исследованиями;
n регрессия рентгенологических проявлений туберкулеза (очаговых, инфильтративных, деструктивных);
n восстановление функциональных возможностей и трудоспособности.
Лечение туберкулезной интоксикации
Лечение пациента проводится дома, в туберкулезном санатории или стационаре.
В течении 4-6 месяцев назначают изониазид в комбинации с этамбутолом или пиразинамидом. Одновременно обязательно назначение витаминов группы В.
Большое значение при ведении пациента с туберкулезной интоксикацией имеет полноценное питание (богатая белками пища) и рациональная физическая нагрузка (сначала щадящий режим, а затем – тренирующий режим).
Если больной ТБ остался дома, то должны строго соблюдаться правила личной гигиены:
• изоляция больного (он должен находиться в отдельной комнате или ее части, отгорожен ной ширмой);
• наличие отдельных предметов личного пользования (кружка, ложка, тарелка, полотенце, мыло, бритвенные принадлежности, зубная щетка и т. д.);
• обеспечение больного индивидуальной плевательницей для сбора мокроты;
• соблюдение правил дезинфекции в очаге ТБ.
Как помочь больному соблюдать режим
Причины, мешающие соблюдать режим
| Действия, которые может предпринять работник ПМСП
| Злоупотребление алкоголем или наркомания
| • Если есть возможность, направьте больного на прием к наркологу
• Привлекайте членов семьи больного, чтобы помочь убедить его соблюд режим
• Убеждайте и подбадривайте больного, подчеркивайте важность полноценного лечения
• Используйте систему поощрений, если есть такая возможность
| Предубеждение (страх или нежелание того, чтобы окружающие узнали, что среди них есть больной ТБ)
| • Объясните больному, что любой человек может заболеть ТБ
• Убедите больного в том, что ТБ излечим и большинство больных, начав лечение, очень скоро перестают быть заразными для окружающих
• Заверьте, что Вы не будете разглашать сведения о его болезни
• Расскажите пациенту о нормативных актах, которые регламентируют за больного ТБ от дискриминации или потери места работы
| Улучшение самочувствия (пациент перестает чувствовать себя больным)
| • Еще раз объясните больному, почему так важно провести полноценное лечение и каковы неблагоприятные последствия незаконченного лечени
| Больной не понимает, почему назначен такой режим лечения
| • Вновь объясните это больному, привлеките членов семьи, организуйте лечение таким образом, чтобы больному было легче следовать режиму
| Сильные личные или традиционные предубеждения либо использование альтернативного способа лечения
| • Проявите понимание
• Не запрещайте действия, предпринимаемые больным, если только они не приносят вреда
| Больной обеспокоен появлением побочных эффектов лечения
| • Заранее обсудите с больным возможные побочные реакции на прием препаратов
• Научите больного, как распознать эти реакции и рассказать о них
• Заверьте больного, что Вы тоже контролируете появление побочных эффектов
• Консультируйтесь с фтизиатром по поводу побочных эффектов и корректируйте легкие реакции по схеме, разработанной с районным (участковым) фтизиатром
| Слабая надежда на выздоровление и возвращение к нормальной жизни в обществе
| • Подчеркните, что при правильном лечении ТБ излечим и больной вернет привычному распорядку жизни сразу по завершении лечения
• Рассказывайте больному об успехах лечения
| Больной не в состоянии соблюдать режим (например, лица старческого возраста, страдающие психическими заболеваниями и т. п.)
| • Найдите решение: например, организуйте, чтобы кто-нибудь сопровожда больного во время визитов к врачу
| Больной страдает другими заболеваниями
| • Обсудите все заболевания пациента • Определите, какие заболевания требуют первоочередного внимания • Объясните важность лечения по поводу ТБ
• Побеседуйте с другими лечащими врачами этого больного, чтобы найти решение
| Затрудненный доступ к медицинской помощи
| • Обратитесь в социальную службу, если она функцион ирует, чтобы Вам помогли организовать проезд больного к месту лечения, и т. д.
| Языковой барьер
| • Привлеките переводчика или члена семьи больного, который помог бы е понять ваши разъяснения
| Больной подавлен другими проблемами (страх потерять работу и т. п.)
| • Еще раз подчеркните важность проведения полноценного лечения
• Акцентируйте внимание больного на том, что после окончания леченияо вернется к обычному распорядку жизни
• Выразите готовность в будущем подтвердить работодателю, что лечение завершилось выздоровлением
| Плохие взаимоотношения с медработником и/или предвзятое отношение к медицинскому учреждению
| • Используйте приемы эффективного общения и попытайтесь изменить сложившееся у пациента отношение или мнение
|
Приемы эффективного общения
Существует ряд приемов общения, которые помогают наладить доверительные отношен пациентом и привлечь больного к сотрудничеству. Для того чтобы общение было эффективным, нужно уметь задавать вопросы, внимательно слушать, учитывать тревогу и нужды t ного, проявлять заботливое отношение и стараться помочь в разрешении проблем боль Эти приемы могут оказаться полезными и при общении с членами его семьи
Прием общения
| Цель
| Пример 1
| Задавайте вопросы и слушайте
| • Оценитьуровень знаний больного о ТБ, мотивацию и желание больного лечиться
| • Как Вы себя чувствуете?
• Что, по Вашему мнению, вызывает заболевание ТБ?
| Сделайте общение приятным для больного:
• ободряйте и поощряйте;
• проявляйте заботу и уважение;
• установите доверительные отношения с больным
| • Поощритьбольного к продолжению лечения
• Установитьдоверительные, открытые отношения с больным
| • Называйте больного по имени и отчеству; повторяйте, он правильно сделал, придя на прием и продолжая посещать врача
• Поддержите больного взглядом, интонацией, движени и т. д.
• Выражайте сочувствие и старайтесь помочь в решени проблем, о которых он говорит
• Будьте честны с пациентом
• Будьте последовательны в своих словах и действиях
| Говорите просто и ясно
| Убедиться, что:
• больной понимает и запомнил основные сведения о ТБ и о его лечении,
• больной понимает свои дальнейшие действия, и
• страхам и сомнениям больного уделено достаточное внимание
| • Используйте простые немедицинские выражения, например, скажите «ТБ-палочки» вместо Mycobaciem tuberculosis (в противном случае, больной может не понять того, что ему объяснили, и это помешает ему прийти в следующий раз)
• Применяйте индивидуальный подход: если больному трудно читать, дайте устные инструкции и используй другой наглядный материал, например, календарь, в котором отмечены дни посещений и/или приема
| Не давайте слишком много информации
| Убедиться, что:
• больной понимает и запомнил основные сведения о ТБ и о его лечении,
• больной понимает свои дальнейшие действия, и
• страхам и сомнениям больного уделено достаточное внимание
| • Объясните самое необходимое и, если нужно, -назначьте время для дополнительной беседы. Бопьн которые плохо себя чувствуют или слишком обеспокоены, могут не усвоить информацию с перво раза
| Обсуждайте наиболее важные темы в начале и в конце беседы
|
| • Выберите ключевую фразу беседы (например: «Я хочу что Вы почувствовали себя лучше, но, чтобы вылеч! Вы должны принять назначенные дозы препаратов полностью»)
• Повторяйте ключевую фразу в начале и в конце беседы
| Повторяйте важную информацию
|
| • Повторяйте ключевые фразы, напоминая о сказанной фразой: «Как мы говорили в прошлый раз...»
| Используйте конкретные примеры
|
| • Покажите, как следует собирать мокроту или как размельчить таблетку и смешать ее с пищей. Для некоторых больных это будет полезнее, чем устно* объяснение
| Предлагайте пациенту самому задавать вопросы
|
| • Беседуя, делайте паузы, чтобы пациент мог задать вопросы
• Поощряйте вопросы пациента, говоря: «Хороший вопрос!»
| Используйте контрольные вопросы
|
| • Задайте контрольный вопрос, например: «Где Вы1 собирать мокроту?», который заставит больного повторить Ваше объяснение, и Вы узнаете, всели понял
|
|